Прием «Кластер» как средство расширения словарного запаса на уроках английского языка в 5 классе
статья (5 класс) по теме

Чемезова Оксана Ивановна

Кластер – один из самых интересных и эффективных приемов. Кластер – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластер является отражением нелинейной формы мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.19 КБ
Office presentation icon k_dokladu_chemezova1.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Прием «Кластер» как средство расширения словарного запаса на уроках английского языка в

5 классе

Чемезова О. И.

Учитель английского языка

0 кв.категория

МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

Иркутская обл., Иркутский р-н, р.п.Маркова

Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способностей школьников к общению на иностранном языке, формирование коммуникативной компетенции. Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих  обучающимся, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Успешное достижение этой цели возможно при достаточном объеме словарного запаса. Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный. Активный словарный запас включает слова, которые человек использует в устной речи и письме. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении или на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас обычно больше активного в несколько раз. Человек постоянно узнаёт новые слова и в то же время забывает или перестаёт пользоваться словами, которые он уже выучил.

Учитывая новые требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

 На мой взгляд, использование технологии критического мышления способствует обогащению словарного запаса на уроках английского языка в 5 классе. Д. Халперн определяет  критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное  мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

 В этой технологии много различных методов, способов, приемов, которые как раз и нацелены на то, чтобы учить детей получать знания, как на уроке иностранного языка.

Кластер – один из самых интересных и эффективных приемов. Кластер – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на этапе активизации лексических единиц, так и на этапе закрепления материала.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична: 

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

 

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить достаточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

 Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, обучающиеся интуитивно распределяют их особым образом, компонуют по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала.

Прием «кластер» можно использовать на всех этапах обучения. Я применяю данный прием при работе с лексикой. Таким образом обогащается словарный запас у обучающихся. Кластер можно использовать при введении нового материала, активизации употребления лексики в речи. В основе данной технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление содержания, рефлексия.

Активизировать, заинтересовать учащегося, «вызвать» имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Идёт работа с информацией: поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока; учащиеся получают возможность связать новую информацию с уже имеющимися знаниями. III фаза размышление (рефлексия). Происходит обобщение, и присвоение информации; вырабатывается собственное отношение к изучаемому материалу; информация творчески перерабатывается.

На этапе урока - стадии вызова использую составление кластера. Это позволяет всем учащимся активно вспомнить слова по теме, дополнять друг друга, наглядно видеть знакомые ранее и изученные на этом уроке слова. Данный прием направлен на активизацию лексического материала и систематизацию вокабуляра обучающихся.

К основным этапам работы над лексикой относятся ознакомление с новым материалом (включая семантизацию), первичное закрепление, развитие навыков и умений использования лексики в разных формах устного и письменного общения.

Таким образом, использование кластеров учит выделять смысловые единицы. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Работа по кластеру на стадии рефлексии позволяет быстро запомнить большую информацию. Составление кластера повышает познавательную мотивацию и обучающиеся, видя свою успешность, заинтересовываются в познании нового. Также благодаря составлению рисунков, схем, кластеров развивается творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим.

Составление кластеров формирует умение систематизировать свои знания, новый материал, учит выделять главное. Я считаю, что приём «кластер» это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся обогащать словарный запас. Она требует выделения структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями.

Я хочу представить вашему вниманию приём технологии «КЛАСТЕР», который я использую в своей практике для развития и формирования новых лексических единиц которые способствуют более полному усвоению учебного материала, позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения их коммуникативных возможностей

Не для кого не секрет, что тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и их педагогов уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словообразованию, аудированию, остав...

Мастер-класс на тему «Эффективные способы повышения словарного запаса на уроках английского языка».

Цель данного мастер класса – представление приемов, различных упражнений, направленных на эффективное усвоение лексического материала на уроках английского языка.Постановка задачи: задачей моего...

Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения их коммуникативных возможностей.

В современном мире очень важно знание иностранных языков, но тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и учителей уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словоо...

«Эффективные способы повышения словарного запаса при изучении английского языка.»

laquo;Эффективные способы повышения словарного запаса при изучении английского языка.»Ни для кого не секрет, что знание иностранных языков не только открывает новые перспективы, сулит профессио...

Мастер класс "Эффективные способы повышения словарного запаса на уроках английского языка"

Данный мастер класс был разработан на конкурс Учитель года 2021 Куюргазинского района. К мастер классу прилагается презентация...

Пополнение словарного запаса на уроках английского языка

При изучении английского языка учащиеся сталкиваются с различными затруднениями, в том числе с запоминанием иноязычных слов. Расширение словарного запаса является одним из основных условий для у...

Статья "Приемы и средства презентации языкового материала на уроках английского языка в классах среднего звена"

Цель статьи: сформулировать основные приемы презентации лексического материала на уроках английского языка в  средней школе.Задачи:  рассмотреть понятие  и классификацию приемов и средс...