Статья. Технология диалогового взаимодействия.
статья по английскому языку на тему

Цель данной технологии -  развить такую ключевую компетенцию как умение учиться, помочь школьникам  научится добывать знания в самостоятельном поиске, развивать умение анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников. Процесс обучения приобретает естественность, чего так часто не хватает урокам иностранного языка.

В ходе диалогового взаимодействия ученики учатся критически мыслить, обсуждать альтернативные мнения, участвовать в дискуссии.  Параллельно происходит коррекция завышенной/заниженной самооценки, исчезает страх совершить ошибку или не угадать направление дискуссии, снимается ужас перед объемом изучаемого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

Шепелева Анна Николаевна

ГБОУ школа №579

Приморский район

Технология диалогового взаимодействия.

В классе оживленная беседа, кругом говорят на английском, учитель стоит в стороне и наблюдает и прислушивается, удивляется и радуется, но не вмешивается в этот увлекательный процесс. Кто из нас не мечтал о такой позитивной деловой атмосфере на уроке?! Технология диалогового взаимодействия позволяет каждому ученику, независимо от уровня владения языком, осуществлять продуктивное общение. Благодаря использованию данной технологии каждый ученик имеет возможность развивать свои индивидуальные способности и качества личности.

В ходе диалогового взаимодействия ученики учатся критически мыслить, обсуждать альтернативные мнения, участвовать в дискуссии.  Параллельно происходит коррекция завышенной/заниженной самооценки, исчезает страх совершить ошибку или не угадать направление дискуссии, снимается ужас перед объемом изучаемого материала.

Цель данной технологии -  развить такую ключевую компетенцию как умение учиться, помочь школьникам  научится добывать знания в самостоятельном поиске, развивать умение анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников. Процесс обучения приобретает естественность, чего так часто не хватает урокам иностранного языка.

Роль самого учителя непосредственно на уроке не велика, он лишь направляет взаимодействие учеников. Безусловно, подобные уроки требуют от учителя серьезной подготовки, особенно это касается отбора  материала, с которым придется работать ученикам.

Процедура. Этапы. Алгоритм.

Учитель выбирает несколько небольших текстов(не более 5),объединенные одной темой. За урок (или  два) учащиеся должны изучить все тексты, выполнить определенные задания, выразить свою точку зрения по изучаемой теме.

Ученики разбиваются по парам и готовят к работе тетради, в которых размещают следующую таблицу:

Номер текста

(или его название)

О чем текст

(записывается предложение, выражающее суть текста)

Ключевые слова/фразы

С кем работал

Далее ученики в паре решают, какой текст они будут изучать первым (последовательность значения не имеет). По договоренности один из них читает текст вслух, затем ученики обсуждают формулировку предложения, которое передает суть изучаемого текста, работают над ключевыми словами, спорят, договариваются, заполняют таблицу в тетради, выполняют задания по тексту. По взаимной договоренности прекращают работу. Далее образуются новые пары, и работа идет по тому же алгоритму.

 В какой-то момент встречаются ученики, один из которых уже работал с текстом, который предстоит изучить другому, тогда тот, который уже знает текст, знакомит своего партнера с содержанием текста, пользуясь при этом только своими записями.

Изучив все тексты, ученики образуют мини-группы и начинают обсуждать проблемы, затронутые в текстах, пользуясь своими записями (возможно перетекание работы в дискуссию всем классом). По окончании работы ученики выставляют друг другу оценки (с обязательными комментариями, за что именно группа решила поставить именно эту отметку).

Таким образом, использование технологии взаимодействия создает ситуацию выбора, самостоятельного анализа, а так же выявляет /предоставляет зоны импровизации.

Опыт применения данной технологии.

Подобная технология  применяется мною в течение года на разных классах, несмотря на небольшой опыт могу сказать, что данная работа уже приносит свои плоды: ученики научились взаимодействовать в парах и мини-группах, каждый ученик вовлечен в работу, школьники свободно высказываются, не задумываясь о возможных  ошибках (что часто мешает развитию умения говорения), легко вступают в дискуссию.

В 8 классе в ходе работы по теме «Проблемы подростков»,была использована технология диалогового взаимодействия. Ученикам были предложены тексты ( из пособия Print and Go ESL. Reading worksheets. См. приложение).  Были подняты такие актуальные проблемы для подростков, как первая влюбленность, порядок в собственной комнате, здоровый образ жизни. Обсуждение проходило активно, ученики спорили, доказывали свою точку зрения, прислушивались к чужой. И самое большое счастье для педагога -говорили все, без исключения.

Вывод. Технология диалогового взаимодействия дает возможность ученикам научится вести диалог, выделять главное, аргументировать высказывание, терпимо относится к иному мнению, уметь отстаивать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка по теме «Фразеологизмы» с использованием технологии «Диалогового взаимодействия»

Проект урока с использованием технологии «Диалогового взаимодействия». Конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы»Цели урока:образовательные:- активизировать знания учащихся, связанные ...

Технологии диалогового взаимодействия как эффективное средство изучения исторических документов

Данная статья посвящена вопросам использования технологии диалогового взаимодействия при изучении исторических документов. Является зачетной работой на курсах повышения квалификации по теме: "Технолог...

Статья "Технологии беседы рамках технологии диалогового взаимодействия"

Данный материал будет полезен всем, кто хочет погрузиться в технологии диалогового взаимодействия....

Технологии диалогового взаимодействия

С введением ФГОС активно обсуждаются проблемы индивидуальной организации обучения. Решить их без знания технологий диалогового взаимодействия практически невозможно. Вашему вниманию предоставляется ст...

Открытый педагогический совет с использованием технологии диалогового взаимодействия, проводимый в форме психологической игры "Ролевые перестановки"

Материал содержит конспект по проведению открытого педагогического совета с использованием современных инновационных технологий...

Актуальность педагогической работы с использованием технологий диалогового взаимодействия.

Описание педагогической работы с использованием технологий  диалогового взаимодействия...

«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

     При решении проблемы формирования интеллектуальной успешности учащихся востребован технологический подход, поскольку именно технология как процесс, спроектированный и реализ...