Статья "Технологии беседы рамках технологии диалогового взаимодействия"
статья

Каменева Елена Евгеньевна

Данный материал будет полезен всем, кто хочет погрузиться в технологии диалогового взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии диалогового взаимодействия. Технология беседы.

Этапы реализации.

Технология монологического изложения информации.

Формы: лекция, рассказ, экскурсия.

Образовательный потенциал. Технология способствует: сообщению новых знаний, формированию ценностного отношения к сообщаемым знаниям, формированию взглядов (убеждений), освоению языка науки.

Условия эффективности. Педагог владеет техникой речи; содержание и изложение информации хорошо продумано; темп речи оптимален; используются приёмы активизации внимания (см. ниже); установлен и поддерживается контакт с аудиторией.

I. Вступление: две задачи – установить контакт, заинтересовать.

Виды вступлений: простое, внезапное (яркое, эмоциональное начало), косвенное или с ораторской предосторожностью (оригинальное развернутое начало, направленное на преодоление нежелания слушать) => изобретение вступления.

II. Главная часть. Для убеждения используется цепочка доказательного ряда: тезис – демонстрация аргументов – умозаключение.

При демонстрации аргументов использовать правило рамки: начало, и конец любого информационного ряда воспринимаются и запоминаются лучше, чем его середина (правило Эббенгауза).В начале сильный аргумент – затем менее сильный – затем наиболее сильный.

Сильные аргументы: статистические сведения (не злоупотреблять цифрами, сводить их к ощутимым); научные сведения; факты известные обеим сторонам; факты очевидцем которых вы были лично; личностно значимые факты для данной аудитории.

III. Заключение. Обобщить, сделать выводы => побудить к действию.

Приёмы активизации внимания.

· Композиционные (интригующее начало, контрастное сопоставление аргументов, вопросно-ответное изложение информации и др.)

· Речевые приёмы (интонационная выразительность, изменение темпоритма, психологические паузы, цитаты, крылатые выражения, афоризмы, тропы и фигуры речи, эмоциональная заразительность)

· Методические приёмы (использование наглядности, проблемные и риторические вопросы, приёмы обращения к аудитории)

Образовательные технологии диалогового взаимодействия: беседа, дискуссия, дискурсия (по выбору экзаменуемого).

Образовательный потенциал, этапы и приемы реализации.

Беседой называют опирающийся на имеющиеся знания и жизненный опыт вопросно-ответный способ организации взаимодействия.

Образовательный потенциал. Беседа способствует:

- повышению внимания школьников, созданию атмосферы всеобщей заинтересованности;

- активизации мышления (в процессе беседы мыслительная деятельность как бы выводится «наружу»)

- развитию коммуникативных, познавательных и творческих способностей учащихся;

- обучению коллективному поиску истины, воспитанию взаимопомощи, формированию общественного мнения;

- развитию ценностного отношения к предмету беседы.

Беседа активно используется педагогом для решения воспитательных и дидактических задач

Учебная беседа также способствует:

- активному освоению новых знаний; (обучающая функция — посредством беседы учитель раскрывает содержание нового материала, связывая его с ранее изученным);

- расширению, углублению имеющихся знаний, осмыслению жизненного опыта (закрепляющая функция — посредством вопросов актуализируются уже усвоенные школьниками знания, выявляются новые аспекты, что способствует расширению и углублению знаний);

- контролю и корректировке знаний (контрольно-корректировочная функция — посредством специально подобранных вопросов определяется уровень усвоения учащимися учебного материала);

- обобщению и систематизации знаний (систематизирующая функция — ответы на специально подобранные вопросы помогают учащимся осмыслить связи между знаниями).

По характеру организуемой познавательной деятельности различают два типа беседы: репродуктивную и продуктивную. Репродуктивная беседа предполагает воспроизводящую деятельность учащихся (знакомые способы оперирования знакомым учебным материалом). По назначению различают следующие виды репродуктивной беседы:

· вводная беседа — проводится перед началом учебной работы с целью выяснения понимания учащимися сути и значения предстоящей работы, их представления о последовательности действий: перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, перед самостоятельным изучением нового материала;

закрепляющая (синтезирующую) беседа — используется для обобщения и систематизации имеющихся у школьников знаний;

· контрольно-корректировочная беседа — применяется для диагностики уровня знаний, а также в случае, когда необходимо уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания;

· катехизическая беседа — проводится с целью сообщения новых (или закрепления имеющихся) знаний, предполагает запоминание ответов, не допускает возражений; используется при изучении информации, связанной с сохранением жизни и здоровья (например, правил техники безопасности, правил дорожного движения и т.п.).

Беседы продуктивного типа направлены на организацию активной познавательно-поисковой деятельности учеников. К беседам продуктивного типа относятся:

· сократическая беседа (названа по имени древнегреческого философа Сократа, использовавшего такую беседу еще в V веке до н. э.) — допускает сомнения и возражения, выраженные в мягкой, почтительной форме; как известно, Сократ с помощью вопросов доводил до абсурда неправильные суждения собеседников, тем самым направляя их к верному ответу на поставленный вопрос; беседа готовит школьников к дискуссии;

· эвристическая беседа — от греческого «эврика»  «нашел».

Эвристическая беседа направлена на организацию поисковой деятельности учащихся под руководством учителя, на обучение элементам творческого поиска при решении проблемных задач. Ее можно рассматривать как I ступень, подготовку к проблемному обучению.

Учитель с помощью вопросов расчленяет проблему таким образом, чтобы каждый вопрос вытекал из предшествующего, а вместе они вели бы к решению проблемы. При этом раскрывается логика рассуждения, поисковые мыслительные операции как бы выводятся «наружу», осваиваются этапы проблемного поиска. Это формирует у учащихся умение вести поиск самостоятельно: соотносить ответ с вопросом, новый поисковый шаг с предыдущим, контролировать достаточность доказательства и т.д. В ходе эвристической беседы могут возникать или специально планироваться учителем элементы дискуссии. Это приучает школьников к аргументированности и доказательности ответа.

Подготовка беседы. Педагог, конструируя беседу, не только определяет ее тему, цель, составляет ее план-конспект (формулирует основные и вспомогательные вопросы), но и подбирает наглядные пособия, демонстрационный эксперимент, продумывает обобщения, выводы по узловым вопросам. Особое внимание уделяется формулированию вопросов, их логической последовательности. В беседе используются вопросы двух типов:

- репродуктивные, требующие точного и полного воспроизведения знаний, и способов деятельности (они адресованы, в основном, к памяти учащегося);

- продуктивные (поисковые, творческие), требующие не только припоминания уже известного, но совершения логических операций: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, выделения главного, умозаключения и т.д., т.е. применения полученных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка по теме «Фразеологизмы» с использованием технологии «Диалогового взаимодействия»

Проект урока с использованием технологии «Диалогового взаимодействия». Конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы»Цели урока:образовательные:- активизировать знания учащихся, связанные ...

Технологии диалогового взаимодействия как эффективное средство изучения исторических документов

Данная статья посвящена вопросам использования технологии диалогового взаимодействия при изучении исторических документов. Является зачетной работой на курсах повышения квалификации по теме: "Технолог...

Технологии диалогового взаимодействия

С введением ФГОС активно обсуждаются проблемы индивидуальной организации обучения. Решить их без знания технологий диалогового взаимодействия практически невозможно. Вашему вниманию предоставляется ст...

Открытый педагогический совет с использованием технологии диалогового взаимодействия, проводимый в форме психологической игры "Ролевые перестановки"

Материал содержит конспект по проведению открытого педагогического совета с использованием современных инновационных технологий...

Актуальность педагогической работы с использованием технологий диалогового взаимодействия.

Описание педагогической работы с использованием технологий  диалогового взаимодействия...

Статья. Технология диалогового взаимодействия.

Цель данной технологии -  развить такую ключевую компетенцию как умение учиться, помочь школьникам  научится добывать знания в самостоятельном поиске, развивать умение анализировать, контрол...

«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

     При решении проблемы формирования интеллектуальной успешности учащихся востребован технологический подход, поскольку именно технология как процесс, спроектированный и реализ...