Актуальность педагогической работы с использованием технологий диалогового взаимодействия.
статья на тему

Описание педагогической работы с использованием технологий  диалогового взаимодействия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность педагогической работы с использованием технологий диалогового взаимодействия.

Потребности современного, меняющегося общества с искромётной быстротой смещают приоритетные ценности, которые, на первый взгляд формируются на века. Это случилось и с такой нерушимой, как нам казалось структурой человеческих взаимоотношений как коллектив. После Октябрьской революции идеология формировала коллективный разум, коллективный труд- всё было подчинено коллективу, а вот индивидуальность, инакомыслие, личностные особенности отдельно взятого индивида задвигались на задний план, а зачастую и вовсе осуждались. Однако, эпоха перестройки внесла кардинальные изменения в мировоззрение граждан нашей страны, и те ценности которые превозносились десятилетиями, напротив, стали мало значимыми. На смену воспевания коллектива, пришёл культ индивидуальности. Продолжалось это достаточно долго, но в конце 90 годов, когда малый бизнес, так широко развитый в девяностые годы стали теснить гигантские корпорации, когда свобода отношений между полами уже порядком надоела, и у молодых людей вновь возникла потребность в семейных нерушимых ценностях- общество опять повернулось лицом к коллективу, осознавая, что индивидуальность прекрасна только в том случае, если тебя окружают единомышленники, что деятельность становиться в разы продуктивней, когда её развивает коллективный разум, что только семья может дать человеку тот уровень внутренней защищённости и уверенности в себе, который необходим для развития всех аспектов личности.

Однако, то что казалось нерушимым, воссоздать оказалось не так-то просто. Люди утратили коллективные ценности и умение жить в обществе. Но спрос рождает предложение. И к нашим услугам тут же были предоставлены многочисленные психологические мероприятия, направленные на сплочение того самого, необходимого всем коллектива. Однако, и психология, так же претерпела за последние десятилетия ряд глобальных изменений. Из скромной, непопулярной науки социализма психология расцвела буйным цветом в эпоху перестройки, однако, она развивалась как раз по тому же пути, по которому шло развитие нашего общества, то есть, активно пропагандировалась психология личности, тогда как коллективу внимания всё так же не уделялось. И вот уже множество психологических центров предлагают к нашим услугам разнообразные тренинги на сплочение коллектива, на формирование слаженной работы, на умение жить в группе. Кажется, ещё чуть-чуть- и индивидуальность опять канет в Лету.

Все эти размышления ставили меня в определённый тупик- с одной стороны, обществу необходимо активное взаимодействие, с другой, интересы отдельно взятой личности также не должны ущемляться. Не хотелось бы также пользоваться манипулятивными приёмами. Важно, чтобы между членами коллектива возникало тонкое взаимопроникновение, которое давало бы возможность всем членам коллектива удовлетворять свои профессиональные и личностные потребности, и в то же время позитивно сказывалось на работе коллектива в целом.

И вот тут совершенно неожиданно, мне на помощь пришло решение, которое оказалось и гениально-простым и также невыполнимо сложным. Я познакомилась с «технологиями диалогового взаимодействия». Это  произошло в 2004 году. И как это обычно со мной происходит,  я окунулась в эту новую для меня систему работы со всем присущим мне энтузиастом. Философию этих технологий я приняла сразу, внутренне согласившись со всеми теми положительными моментами, которые несёт в себе  эта система. Возможно,  на моё положительное отношение повлияла личность человека, благодаря которому я и познакомилась с  этими технологиями. Этим замечательным человеком была Казачкова Т.Б кандидат педагогических  наук, доцент кафедры социального педагогического образования АППО. Постепенно, в моём сознании сформировались та система критериев, на основании которых, я, и по  прошествии нескольких  лет, с уверенностью могу сказать, что если бы современная психология и педагогика повернулись лицом к технологиям диалогового взаимодействия, то учебно-воспитательный процесс в целом стал бы в разы эффективней. А личность ребёнка, развитие которого, происходило бы в диалоге, органично развивалась бы и с учётом индивидуальных, так и коллективных потребностей в целом.

2.История возникновения технологий диалогового взаимодействия.

Ниже я проведу небольшой экскурс в историю развития технологии диалоговых взаимодействий.

Как и у всех методических разработок, корни обучения в диалоге уходят в далёкие времена, и берут своё начало со времён античности и  великого Сократа, которому, если верить истории, принадлежит знаменитый метод разбивания вопросов на подвопросы, названный в его же честь.  

Идею диалога в целом развивали  так же М.Бубер, Х.Гадамер, А.Камю, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер, гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци Ж.-Ж.Руссо, В.А.Дистервег, К.Д.Ушинский.

 Однако Основоположником  «Технологий диалогового взаимодействия» является   Ривин, который разработал методику обучения в парах сменного состава. Примерно в это же время в нашей стране возникли так называемые «Дикие ВУЗы»- обучение в которых и проводилось по системе Ривина. Однако, правительство, испугавшись слишком свободной идеологии, решило взять деятельность этих вузов под свой контроль, и со временем искоренила существующую в них систему обучения, и внедрило менее «опасную»- традиционную.  Один из студентов этого вуза  и последователь  Ривина  Дьяченко дал системе теоретическое обоснование и продолжил работу Ривина. Затем, уехав в Красноярск, организовал там обучение в системе диалогового взаимодействия в нескольких школах. Вокруг Дьяченко образовался круг сторонников, которые и по сей день дают возможность системе жить и развиваться. Вторым центром КСО стал Санкт Петербург. Идейным вдохновителем была Архипова, после смерти которой, работа в системе практически прекратилась. В настоящее время, в Санкт-Петербурге существуют единицы школ, которые  готовы ломать устоявшиеся стереотипы традиционной системы и работают в системе диалогового взаимодействия.

3. Описание педагогической работы в системе диалогового взаимодействия

Пытаясь найти работы психологов в системе диалогового взаимодействия, я столкнулась с необъяснимым фактом того, что нет ни одной работы, которую я смогла бы изучить. Хотя известно, что в Красноярске психологи в своей работе  успешно применяют  методы системы диалогового взаимодействия.

 Итак, технологии диалогового взаимодействия подробно и кратко описаны  в работе В.К.Дьяченко, который, сути  предложил альтернативную общую теорию дидактики. Краеугольным камнем этой дидактики стало определение обучения как вида общения: «Обучение — это специальным образом организованный процесс общения, в котором каждое поколение получает, усваивает и передаёт свой опыт общественно-исторической и практической деятельности». В соответствии с этим В.К.Дьяченко ввёл принцип того, что «общие формы организации обучения» должны быть аналогичны основным формам общения людей. Таких форм он выделил четыре. Но я в своей работе объединила 2 и 3 формы- работа в парах постоянного и сменного состава. Итак:

Опосредованная форма организации. 

 Один человек без непосредственного контакта с другим (У Дьяченко  это может  быть знакомство с новым материалом, я же на этом этапе решаю психологические задачи связанные с погружением участника в проблему, самоидентификацию, знакомство с теоретической базой) Всё зависит от предполагаемой работы).

Общение в паре.

Это может быть работа в постоянных парах и парах сменного состава.

На этом этапе участники могут делиться своим мнением друг с другом, находить товарищей с идентичной проблемой, а так же могут уже искать пути решения проблемы.

Три человека и больше.

 Общение в малой или большой группе. На этом этапе и происходит то самое взаимопроникновение, которое в последствии может даже сформироваться в отношения полиобъектности, которые современная наука только начинает изучать.

- общение в парах сменного состава.

И если эти формы работы являются для педагогики актуальными, то психологическими они являются по сути своей, настолько органично вписываютя они  в принципы психологической работы по формированию коллектива.

 Я начала активно использовать в своей работе технологии диалогового взаимодействия.  Мною были разработаны и проведены психологические занятия для учащихся начальной школы, посвящённые сплочению коллектива и взаимопроникновению учащихся. На основании этой работы родилась программа по коррекции тревожности с использованием технологий диалогового взаимодействия. Затем возникала необходимость в создании всеобъемлющей системы, которая охватила бы не отдельно взятые субъекты учебно-воспитательного процесса, а всю структуру учебного заведения. Так родилась идея создания педагогического совета «Ролевые перестановки». И  чем больше я работала используя данные технологии, тем больший простор для психолого-педагогической работы раскрывался передо мной. Тем ясней и отчётливей проступали те положительные моменты, которые несла в себе эта работа.  

4.  Эффективность работы педагога в Системе диалогового взаимодействия.

1. Первым и основным  положительным моментом, который я видела, было то, что дети наконец начинают общаться, причём общаться на том высокопродуктивном уровне, получить который так сложно  в психологической работе и практически невозможно в педагогической.

 2. Также постепенный переход от индивидуальной работы к групповой является наиболее благоприятной формой и не несёт в себе тех стрессовых моментов, которые возможны при работе в группе, сразу.

3. При погружении у себя участники не сравнивают свою работу с другими,  и только на следующем этапе, могут проанализировать свои мысли и мысли товарищей.

4. Работа в парах сменного состава избавляет участников от так называемого «замыливания» и зацикливания на взглядах одного и того же человека. Участник учится безоценочно принимать мнение различных сторон и тем самым формируется, толерантное видение мира.

5. Работа в диалоговом взаимодействии очень экономична с точки зрения временного ресурса. Все участники группы продуктивно работают, все высказывают своё мнение, и при этом происходят минимальные временные затраты.

6. Работа в системе предполагает очень высокий темп и постоянную смену деятельности, что положительно сказывается на активности участников, и если при традиционной форме работы к концу работы активность снижается, то в Диалоговых технологиях, напротив, к концу работы группа достигает максимального пика продуктивности.

7. Очень важным положительным моментом может служить так же универсальность системы как по возрастному критерию (группа может быть разновозрастной), так и по решению конкретных задач. На одном занятии могут отрабатываться как 1 так и несколько проблемных ситуаций.

8. Диагностические мероприятия для отслеживания результатов могут проводится как с использованием конкретных психологических методик, та к и с использованием диагностического интервью, которое могут проводить и сами участники.

5. Заключение.

  В заключении хочется процитировать научное определение двух понятий: «Коллектив» и  «Личность».

Коллектив:(от лат. собирательный) — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в изложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. Подобные отношения коллективе способствуют воспитанию коллективистских качеств. В коллективе проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития.

 «Личность» - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек

-отличается самостоятельностью в поступках;

-способна нести ответственность и решать проблемы;

-контролирует поведение, обладает силой воли;

- способна изменяться с течением времени.

 Я глубоко убеждена, что гармоничное развитие и  взаимодействие выше описанных качеств в  каждом ребёнке  и в  детском коллективе в целом  принесёт гармонизацию во взаимоотношениях в обществе и возможно и  несёт в себе надежду на  оздоровление человечества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка по теме «Фразеологизмы» с использованием технологии «Диалогового взаимодействия»

Проект урока с использованием технологии «Диалогового взаимодействия». Конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы»Цели урока:образовательные:- активизировать знания учащихся, связанные ...

Технологии диалогового взаимодействия как эффективное средство изучения исторических документов

Данная статья посвящена вопросам использования технологии диалогового взаимодействия при изучении исторических документов. Является зачетной работой на курсах повышения квалификации по теме: "Технолог...

Статья "Технологии беседы рамках технологии диалогового взаимодействия"

Данный материал будет полезен всем, кто хочет погрузиться в технологии диалогового взаимодействия....

Технологии диалогового взаимодействия

С введением ФГОС активно обсуждаются проблемы индивидуальной организации обучения. Решить их без знания технологий диалогового взаимодействия практически невозможно. Вашему вниманию предоставляется ст...

Открытый педагогический совет с использованием технологии диалогового взаимодействия, проводимый в форме психологической игры "Ролевые перестановки"

Материал содержит конспект по проведению открытого педагогического совета с использованием современных инновационных технологий...

Статья. Технология диалогового взаимодействия.

Цель данной технологии -  развить такую ключевую компетенцию как умение учиться, помочь школьникам  научится добывать знания в самостоятельном поиске, развивать умение анализировать, контрол...

«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

     При решении проблемы формирования интеллектуальной успешности учащихся востребован технологический подход, поскольку именно технология как процесс, спроектированный и реализ...