Использование метода полного физического реагирования на уроках английского языка.
методическая разработка по английскому языку на тему

Безрукова Александра Сергеевна

Методический материал рассматривает использование метода полного физического реагирования на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод полного физического реагирования (Total Physical Response)

Применение системно-деятельнстного подхода при обучении иностранным языкам требует от современного преподавателя знания многих методов обучения, а также компетентности в области их практического применения. Среди различных альтернативных методов преподавания иностранных языков, одним из самых интересных, на мой взгляд, является метод полного физического реагирования (Total Physical Response). Это достаточно известный и эффективный методический инструмент, используемый в процессе преподавания иностранных языков на начальном этапе обучения.

Основы данной методики обучения были разработаны профессором психологии Джеймсом Эшером. Метод полного физического реагирования основывается на идее соотнесения речи и действия и предполагает обучение языку посредством использования моторики. Подробно изучив основы психологии развития, Дж. Эшер выдвинул гипотезу о том, что взрослый человек может легко выучить второй язык по аналогии с тем, как ребенок овладевает первым родным языком и установил, что, обращаясь к детям, взрослые используют в основном повелительное наклонение и строят свои высказывания в виде команд, на которые дети реагируют физически, пока не научились отвечать словами.

 Метод полного физического реагирования также связан с теорией, согласно которой, образ запоминается лучше всего по ассоциации с физическим движением. Если вербальное повторение сопровождается действиями, возрастает вероятность успешного припоминания. В соответствии с этим Дж. Эшер утверждает, что  изучение второго языка, должно начинаться с аудирования, которое обязательно должно сопровождаться физическими действиями. Развитие говорения и других навыков и умений должно происходить позже.

Принимая во внимание идеи в области гуманистической психологии, Дж. Эшер также высказал мысль о том, что при изучении языка определенную роль играют эмоциональные факторы, а именно стресс, являясь своеобразным эмоциональным фильтром, очень часто препятствует успешному овладению языком. Следовательно, чем меньше напряжение, тем лучше результат. Сосредоточившись на значении, интерпретируемом действием, обучающийся может с легкостью преодолеть стеснение и стресс и направить всю свою энергию на образовательный процесс, что значительно облегчает освоение иностранного языка.

Исследования свидетельствуют о том, что на начальном уровне овладения языком наглядный метод реагирования на команды учителя является более продуктивным по сравнению с другими методами обучения иностранным языкам. При этом в течение первых нескольких занятий обучающиеся должны молча слушать учителя и реагировать на его команды. Начинать говорить обучающийся должен только тогда, когда почувствует, что готов к этому. А методы, предполагающие мгновенное продуцирование речи (обучение детей и взрослых одновременно говорению, чтению и письму) не приводит к желаемому результату и вызывает лишь стресс. Таким образом, метод физического реагирования нацелен, прежде всего, на обучение иностранным языкам на начальном уровне.

На мой взгляд, полностью использование метода физического реагирования на современном уроке невозможно, а вот элементы этого метода прекрасно вплетаются в канву урока семантизации новой лексики и последующей ее отработки. Судите сами: разминка-отдых на самых первых уроках английского языка, полностью опирается на этот метод. Ребята с удовольствием выполняют простые команды учителя: «Swim! Run! Jump!»  Разминка вызывает активность обучающихся и побуждает их к совершению физических действий.

Еще один интересный вид работы можно применять при изучении лексики по теме животные: «Show me: a tiger, a lion, a fox!». Ученики с огромным энтузиазмом показывают всех зверей.

Этот же вид деятельности можно применять при изучении прилагательных: «Big-small, fat-slim, nice-ugly, clever-stupid». Обычно, ребята и сами могут придумать выражение лица или движение, которое передает значение слова: округлить руки впереди живота, изображая «толстячка» или раздвинуть руки в стороны, передавая значение «большой».

Еще интересно можно применять этот метод при изучении темы «Время». Дети с огромным удовольствием изображают циферблат, стрелками которого становятся их руки.

Учитель произносит команду, а ученики выполняют действия. Повторив таким образом некоторое количество раз, можно расширить задание, попросив учеников повторить слова, выполняя действия. Когда ученики чувствуют уверенность в употреблении слов или фраз, можно попросить их командовать друг другом или всем классом. Эффективность повышается, если ученики стоят вокруг учителя и есть возможность ходить и свободно двигаться, выполняя действие.

Схема ввода нового слова так же производится исключительно через команду:

  • Преподаватель говорит команду и выполняет действие вместе со студентами (несколько раз).
  • Далее преподаватель озвучивает команду, и студенты уже самостоятельно делают действия (не произнося команду вслух) (несколько раз).
  • Преподаватель обращается индивидуально к каждому студенту, предлагая выполнить определенную команду.

Таких сетов, состоящих из команд, может быть довольно много в течение одного урока. В конце урока идет глобальное повторение.

Другие виды  деятельности, которые можно применять на более продвинутом этапе обучения: это  ролевые игры и показ слайдов. Ролевые игры строятся на основе ситуаций из жизни, например: в ресторане, в супермаркете, на заправке и т.д.

У метода тотального физического реагирования достаточно преимуществ:

  • Это весело, ученикам нравится и вносит живость в урок. Это ускоряет темп работы и повышает настроение.
  • Это значительно повышает запоминаемость слов и фраз.
  • Это очень хорошо для учеников-кинестетиков, которым необходима физическая активность на уроке.
  • Это можно использовать как в больших, так и в маленьких группах. Количество учеников не имеет особого значения, если учитель готов взять на себя роль ведущего, ученики последуют за ним.
  • Это не требует большой подготовки или множества материалов.
  • Это очень эффективно с подростками и младшим возрастом.
  • Это задействует оба полушария головного мозга.

К недостаткам этого метода обучения можно отнести следующее:

  • ученики, не привыкшие к подобным методикам, могут испытывать смущение. Но это только поначалу. Если учитель готов сам выполнять все действия, то и ученики не стесняются повторять. Тем более, что ученик находится внутри группы, он не выступает перед ней - эта роль достается только учителю.
  • в полной мере метод применим только на начальном уровне обучения, благодаря содержанию изучаемого. Однако и на более продвинутых уровнях его применение не исключается. Например, он отлично подойдет на высоких уровнях при обучении разным видам ходьбы (stumble, stagger, tiptoe) или глаголам по теме сooking verbs (whisk, stir, grate).

Очевидно, что обучающимся в рамках таких занятий отводятся две главные роли - слушателя и исполнителя. Они внимательно слушают команды преподавателя и отвечают на них действиями. Считается, что они смогут узнать и отреагировать на новые комбинации ранее изученных единиц. Кроме того, они должны самостоятельно составлять новые комбинации. Ученики сами контролируют и оценивают свои успехи. Их призывают говорить тогда, когда они сами чувствуют готовность высказаться - т.е. когда сформирована достаточная языковая база. Преподаватель, принимает непосредственное активное участие в процессе обучения. Именно он решает, чему учить, выстраивает образцы, презентует основной и отбирает дополнительный материал для аудиторной работы.

В своих методических рекомендациях Дж. Эшер советует преподавателям составлять подробный план урока: «Полезно записывать точные высказывания, которые будешь использовать на уроке, особенно новые комбинации, поскольку действия совершаются так быстро, что обычно не успеваешь придумать их спонтанно».

Развитие навыков говорения должно осуществляться в свойственном обучающимся, а не обучающему темпе. При осуществлении обратной связи с обучающимися, преподаватель должен следовать примеру общения между родителями и детьми. Сначала родители не поправляют ребенка, но чем он старше, тем они менее терпимы к его ошибкам в речи. Аналогичным образом преподаватель должен воздерживаться от слишком частых исправлений ошибок на ранних этапах и не должен перебивать обучающихся, поскольку это может развить у них комплексы. Однако, со временем ему следует все чаще поправлять обучающихся, совершенствуя правильность их речи.

В заключение стоит отметить, что данный метод широко вошел в зарубежную практику преподавания иностранных языков. Его популярность основывается на мнении о том, что применение данного метода значительно снижает уровень стресса на занятии, повышает уровень самооценки в силу получения высоких и быстрых результатов при освоении сравнительно простых лексических и грамматических единиц посредством действий и наглядных пособий. Все вышесказанное делает метод полного физического реагирования весьма эффективным на начальном этапе изучения языка, а также при работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ассоциативно-концептуального метода активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка»

Одним из эффективных методов формирования рефлексии считается использование ассоциаций в процессе обучения.  Цели ассоциативного мышления – создание новых идей, смыслов и смысловых связей. Ассоци...

TPR метод полного физического реагирования

Использование TPR при работе с детьми младшего школьного возраста....

TPR - МЕТОД ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Total Physical Response (TPR)– метод полного физического реагирования. Отлично подходит для обучения иностранному языку детей начальной школы. TPR метод применяется для решения множества за...

Использование потенциала метода полного физического реагирования в процессе обучения русскому языку детей-инофонов

В данной статье анализируется возможность использования в процессе обучения детей-инофонов, не владеющих русским языком, метода полного физического реагирования, применение которого основывается на ак...