Использование потенциала метода полного физического реагирования в процессе обучения русскому языку детей-инофонов
статья по русскому языку

В данной статье анализируется возможность использования в процессе обучения детей-инофонов, не владеющих русским языком, метода полного физического реагирования, применение которого основывается на активизации правого полушария головного мозга, что оказывает позитивное воздействие на эффективность процесса освоения детьми-инофонами русского языка, являющегося для них иностранным. На основе обобщения практики применения метода полного физического реагирования в статье делается вывод о том, что данный метод должен применяться в комплексе с другими методами освоения русского языка, и особенно активным его применение должно быть на начальном этапе обучения инофонов русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование потенциала метода полного физического реагирования в процессе обучения русскому языку детей-инофонов

Аннотация

В данной статье анализируется возможность использования в процессе обучения детей-инофонов, не владеющих русским языком, метода полного физического реагирования, применение которого основывается на активизации правого полушария головного мозга, что оказывает позитивное воздействие на эффективность процесса освоения детьми-инофонами русского языка, являющегося для них иностранным. На основе обобщения практики применения метода полного физического реагирования в статье делается вывод о том, что данный метод должен применяться в комплексе с другими методами освоения русского языка, и особенно активным его применение должно быть на начальном этапе обучения инофонов русскому языку.

Ключевые слова: дети-инофоны, метод полного физического реагирования, процесс организации обучения.

Актуальность темы исследования связана с проблемами обучения детей-инофонов, нередко возникающими в образовательной организации в настоящее время. Дети-инофоны – дети, для которых русский язык не является родным, он труден для восприятия, понимания и коммуникации. Это группа учащихся, чьи семьи недавно переехали в Россию. Их родители также имеют трудности с русским языком, дома между собой общаются на родном языке. Для адаптации детей-инофонов в русскоговорящей среде необходим огромный труд со стороны учителя, родителей и самого ребенка.

Обучение детей-инофонов русскому языку начинается с формирования их лексического словаря. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики усвоили как можно больше словосочетаний с изучаемыми словами и научились их использовать в различных речевых ситуациях.

Анализ практики работы школ в направлении организации обучения детей-инофонов позволяет сделать вывод, что в процессе обучения инофонов русскому языку педагоги используют разнообразные методы, а чаще всего – их комплексное сочетание. Так, речевые разминки, упражнения для развития артикуляционной базы, скороговорки, потешки, заучивание коротких стихотворений, словарные игры, работа с иллюстрациями развивают навыки восприятия русской речи на слух, помогают улучшать произношение и вырабатывать навыки беглого проговаривания словосочетаний и предложений, облегчают запоминание лексико-грамматического материала.

Целью настоящей статьи является анализ потенциальных возможностей метода полного физического реагирования (Total physical response) в процессе обучения русскому языку детей-инофонов.

Метод физического реагирования (Total physical response, TPR) получил широкое распространение в семидесятых годах прошлого века. Он был создан

американским психологом Джеймсом Ашером. В основе данного метода – положения теории о двух полушариях мозга, в соответствии с которыми левое полушарие отвечает за логику и сознание, а правое – за интуицию и подсознание. Традиционные методики изучения иностранного языка, например, механическое запоминание, предполагают усвоение языка с помощью функций левого полушария. При изучении иностранного языка с помощью метода физического реагирования активизируется правое полушарие, что оказывает позитивное воздействие на эффективность процесса

освоения иностранного языка.

Дж. Ашер основывается на следующих принципах формирования языка у детей:

1) навыки слушания предшествуют говорению;

2) многие высказывания, обращенные к детям, побуждают их к действию, представляют собой команды;

3) слушание речи приводит к готовности говорить [3].

В соответствии с вышеизложенными принципами метод полного физического реагирования, предложенный Дж. Ашером, основывается на том, что подача языка происходит через повелительное наклонение, учащиеся реагируют при помощи ответа-действия.

Многие исследователи отмечают эффективность метода полного физического реагирования в процессе обучения иностранному языку (а для детей-инофонов русский язык является иностранным). С точки зрения О.В. Смоловик и Л.Ю. Шобоновой, при реализации данного метода учитель выступает в роли режиссера, руководящего актерами (учащимися) [2]. Н.Д. Гальскова подчеркивает, что в качестве одного из элементов метода физического реагирования могут выступать песни. В процессе пения добавляются движения и мимика, соответствующие тексту песен. Данный элемент метода может быть использован при обучении как лексики, так и грамматики [1].

При работе с детьми начального уровня учитель развивает процесс обучения с элементарных команд. Например, произносит высказывание-команду и показывает действие-движение учащимся. Со временем команды усложняются. При дальнейшем обучении вводится прошедшее и будущее время и другие элементы языка. В методе физического реагирования отсутствуют перевод и правила, характерные для традиционной методики обучения. Перевод не нужен, т.к. со временем учащиеся начинают чувствовать язык и некорректные высказывания будут для них неестественны.

Изучение практического опыта применения метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку детей младшего и среднего школьного возраста позволяет акцентировать внимание на ряде аспектов технологии обучения.

Прежде всего, обучение проводится в группах, включающих около десяти детей. Данное обстоятельство дает возможность учителю добиваться активности каждого ребенка в процессе обучения. Кроме того, в таком составе учитель может без труда наблюдать за результатами обучения каждого ребенка, помогая ему и при необходимости корректируя его действия.

Вторым важным моментом обучения представляется свободное расположение детей в пространстве. Они либо стоят перед учителем, либо сидят (на свободно расставленных стульях или даже на ковре). Детям разрешается свободно перемещаться во время урока. Такие условия способствуют созданию непринужденной обстановки, способствующей оптимизации процесса обучения.

Учитель общается с детьми доброжелательно, обращаясь к ним, как правило, с улыбкой, что способствует повышению мотивации обучаемых и возникновению у них интереса к процессу обучения.

В одной из изученных нами практик нашел отражение процесс обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста [4]. Учитель использует в качестве наглядных методов обучения картинки с изображенными на них полетом самолета, машиной, медвежонком и др. Показывая детям каждую картинку в определенной последовательности учитель произносит название того, что изображено, сопровождая слово или фразу энергичными действиями, соответствующими изображению на картинке.  Дети несколько раз повторяют слова и действия вслед за учителем. Вначале используются картинки с соответствующими изображениями, затем слова воспринимаются на слух. Закрепив данное умение, дети переходят к самостоятельной имитации действий, связанных с той или иной картинкой. Учитель только произносит слова, дети повторяют эти слова за ним, сопровождая их произнесение соответствующими действиями (имитируют взлетающий самолет, «крутят» руль машины, целуют воображаемую игрушку).

Вначале учитель произносит слова в определенной последовательности, придерживаясь того порядка, в котором дети были изначально ознакомлены с ними. Затем задание усложняется, и слова произносятся хаотично, но дети уже хорошо усвоили их на слух, поэтому без ошибок имитируют соответствующее каждому из слов действие.

Другая практика применения метода полного физического реагирования осуществляется в группе учащихся пятого класса [5]. Эти дети немного постарше, поэтому учитель при их обучении не ограничивается исключительно игровыми методами. Дети выполняют те или иные поручения учителя, отвечают на его вопросы, обнаруживая имеющуюся у них базу знаний.

Тема анализируемого урока связана с изучением различных геометрических форм – круга, квадрата, прямоугольника. Вначале учитель передает детям небольшие коврики, изготовленные в форме определенных геометрических фигур, сопровождая передачу командой, адресованной конкретному ребенку. Дети выполняют данные команды, например, бросают коврики на пол, переносят их в другое место и т.д. Это свидетельствует о наличии у детей определенного лексического запаса по теме, о том, что команды им знакомы, и что они уже отрабатывались на предыдущих занятиях. Учитель очень непринужденно обращается к отдельным детям, иногда сопровождает свою команду движением, соответствующим ее содержанию, чтобы ребенок лучше ее понял и запомнил.

Несмотря на то, что у учащихся уже есть определенные знания, лексический запас их пока ограничен, поэтому для обеспечения понимания своей речи учитель сопровождает ее физическими действиями. При этом речь учителя четко структурирована, он использует простые предложения. Жесты и мимика учителя хорошо продуманы и многократно повторяются в процессе обучения.

На первом этапе урока учитель дает ученикам команды, сопровождая их соответствующими действиями.  На втором этапе ученики выполняют команды самостоятельно (стадия рецептивной лексики). Учитель комбинирует элементы (слова и выражения) из различных команд, чтобы ученики могли развивать гибкость в понимании незнакомых речевых образцов.

Третий проанализированный нами видеофрагмент отражает занятия того же самого учителя и тех же самых детей [6]. На первом этапе урока учитель предлагает учащимся задание, сущность которого заключается в том, что детям предоставляются карточки с написанными на них фразами (карточки показывает учитель, слова на них написаны крупными буквами). Фразы заключают в себе определенную команду, например, повернуться вокруг своей оси, потопать ногами, поднять левую или правую руку, похлопать в ладоши, дотронуться до носа и т.д. Увидев написанные команды, дети безошибочно совершают соответствующее действие. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что задание выполнялось ими неоднократно, и написанные фразы им хорошо знакомы. Правда, внимательное наблюдение за поведением детей позволяет заметить, что некоторые из них, вероятно, забыв ту или иную команду, повторяют действия своих товарищей. Среди хорошо известных детям, отработанных команд, встречаются новые, они вызывают недоуменные улыбки детей. Тогда учитель, продолжая держать перед их глазами карточку с написанной на ней фразой, совершает движение, соответствующее новой команде, а дети повторяют за ним это движение и новую для них фразу. Далее проводится показ карточек уже по второму кругу. Теперь скорость произнесения соответствующей команды значительно увеличивается, а время показа карточки сокращается. Дети должны реагировать на произнесенные команды, сопровождаемые карточкой с их написанием, все быстрее и быстрее.

Интересная форма обучения языку с использованием метода физического реагирования представлена в еще одном видеофрагменте [7]. Обстановка обучения предельно непринужденная. И дети, и педагог сидят на полу, на ковре. Звучит музыка, использование которой значительно повышает эффективность метода физического реагирования. Дети хором, вместе с педагогом, исполняют песню, непосредственно связанную с темой занятия – они поют о различных цветах и их оттенках. Точнее, подпевают звучащей песне, сопровождаемой музыкой. При этом дети держат в руках карточки разнообразных цветов – синие, красные, зеленые, желтые и др. Когда в песне упоминается какой-либо конкретный цвет, например, красный, дети, у которых в руках находятся каточки красного цвета, быстро поднимают их вверх.

Вначале педагог движением тела и направлением руки подсказывает детям, когда они должны поднять соответствующую карточку. Затем дети уже справляются с заданием полностью самостоятельно, они хорошо различают звучащие в музыкальном сопровождении названия цветов. Данная форма реализации метода физического реагирования благоприятна для физического и психического здоровья детей, т.к. присутствуют следующие факторы: непринужденность обстановки, спокойная, приятная мелодия, удобство и свобода передвижения, постоянное движение (дети покачиваются в такт музыке).

Существует много видов обучения, основанного на методе полного физического реагирования (TPR): визуальные наглядности, догадка, выполнение физических действий, работа с картинками (карточками), рассказ историй, сопровождающийся действиями и т.д. Предложенные задания должны быть доступны, посильны и интересны. Ребенок должен быть раскрепощен и активен.

Таким образом, важное значение при применении метода полного физического реагирования имеют наглядность, физическая активность и свобода передвижения учащихся, элементы игры в процессе обучения, многократное повторение целевой лексики, эмоциональность обучения, непринужденная обстановка.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что метод полного физического реагирования целесообразно использовать в практике обучения детей-инофонов русскому языку, являющемуся для них иностранным, особенно на начальных этапах обучения. Применение метода основывается на активизации правого полушария головного мозга, что оказывает позитивное воздействие на эффективность процесса освоения языка. Данный метод должен применяться в комплексе с другими методами освоения русского языка.

Список использованной литературы

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. – М.: Аркти, 2003. – 192 с.
  2. Смоловик О.В., Шобонова Л.Ю. Метод физического реагирования в обучении иностранному языку / О.В. Смоловик, Л.Ю. Шобонова // Образовательные ресурсы и технологии. – 2020. – № 4 (29). –  С. 37-39.
  3. Asher James J. Learning Another Language Through Actions / James J. Asher. – 7th edition. – Los Gatos-California: Sky Oaks Productions, Inc., 2009. – 326 p.
  4. Total physical response URL: https://www.youtube.com/watch?v=1Mk6RRf4kKs 
  5. Total physical response URL: https://www.youtube.com/watch?v=3ZNLBonSXpA 
  6. Total physical response URL:

 https://youtu.be/BBzHlbMJEAA?t=170 

  1. Total physical response URL:

 https://youtu.be/4TZ6aa0jdcc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование иноязычных эквивалентов в процессе обучения русскому языку в средней школе

Статья рассказывает о возможностях использования иноязычной эквивалентной лексики и фразеологии на уроках русского языка. Доклад по данной теме был представлен На Педагогическом марафоне-2012 Омской о...

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку.

Из опыта работы учителя по использованию средств ИКТ при обучении русскому языку. В работе представлен теоретический материал и примеры практического  применения ИКТ....

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку.

Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и ...

Использование метода полного физического реагирования на уроках английского языка.

Методический материал рассматривает использование метода полного физического реагирования на уроках английского языка....

TPR метод полного физического реагирования

Использование TPR при работе с детьми младшего школьного возраста....

TPR - МЕТОД ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Total Physical Response (TPR)– метод полного физического реагирования. Отлично подходит для обучения иностранному языку детей начальной школы. TPR метод применяется для решения множества за...