Педагогический кейс "Как научиться ладить между собой".
методическая разработка по английскому языку (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Филатова Ольга Робертовна

Снизилась мотивация твоих учеников на уроках английского языка? Попробуй создать свой кейс. Что это такое? На эти и другие вопросы ты найдешь ответы в моей разработке. Кейс метод это очень эффективный метод .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка пед.кейса.21.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32 г. ТОМСКА

Номинация – Коммуникативная и учебная «включенность» каждого учащегося в образовательный процесс

Педагогический кейс

по теме

«Как научиться ладить между собой»

Филатова Ольга Робертовна

Апрель 2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный педагогический кейс может быть использован учителями английского языка в процессе активного включения каждого учащегося в учебный процесс на уроке английского языка. Использование кейс-технологии позволяет каждому учащемуся принять участие в поиске решения проблемы в конкретной ситуации реальной жизни.

Структура кейса включает:

  •  Описание педагогической ситуации из личной практики учителя.
  •  Анализ ситуации с определением проблемы.
  •   План решения проблемы.

Решение кейса                

  • Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.
  • Второй этап – выявление противоречия, определение основной проблемы, факторов, которые могут реально воздействовать на ситуацию.
  • Третий этап – предложение тем для «мозгового штурма».
  • Четвертый этап – анализ последствий принятия решений.
  • Пятый этап – решение кейса – предложение одного варианта, указание на возможное возникновение проблем.

                                                                                                                                        Педагогическая ситуация

   В прошлом учебном году у меня возникла следующая ситуация. В процессе работы  с  учащимися  9 класса я заметила, что некоторые мои ученики стараются не включаться в работу на уроке. При высказывании своего мнения по каким- либо вопросам они просто поддерживают точку зрения других школьников, не вникая в суть вопроса. И это были «сильные» учащиеся. С другой стороны, менее «сильные» ученики подвергались критике со стороны одноклассников. Таким образом, мне стало понятно, что я должна найти выход из данной ситуации.

     Наиболее эффективным способом выхода из данной ситуации я считала применение деятельностных технологий и кейс-метода. Все началось с того, что я вспомнила прочитанные когда-то мною слова Эйнштейна о том, что обучение должно стать переживанием. Действительно, для нас становится важным то, что мы сами можем переживать и сопереживать. Особенно это важно для подростков. Погружение в проблему, а именно кейс-метод помогает каждому обучающемуся активно включится в обсуждение какой-либо конкретной реальной  ситуации, выявить проблему и определить пути ее решения.

      В моем случае я выбрала ситуацию, близкую по теме  9 класса по учебнику английского языка М.З.Биболетовой. В рамках серии уроков «Как научиться избегать конфликтов»  я подобрала материал, сформировала содержание кейса для обсуждения в группах с использованием кейс-метода. Мой кейс включал описание конкретной ситуации из жизни, вопросы для обсуждения в группах, файл с текстом для аудирования, таблицу для заполнения после прослушивания, дополнительную информацию, ведомость для заполнения после принятия решения. В качестве сопутствующего материала для работы в группах потребовались большие листы и фломастеры.

        Этапы работы.

   В начале урока, на его организационном этапе, я провела рефлексию. Спросила своих учеников, умеют ли они находить выход из какой-либо ситуации, помогает ли им умение ладить  друг с другом, совместно принять решение, или они предпочитают решать проблемы в одиночку.

    Многие ответили, что вместе они справятся лучше и быстрее. Но были и такие, кто считал иначе. Передо мной стояла проблема объединения ребят для решения ситуации. Так как наши ученики часто принимают участие в разных конференциях и на улицах нашего города можно встретить иностранцев, я выбрала следующую ситуацию в формате мини-кейса: «К нам в город скоро приедут зарубежные гости. Они предполагают принять участие в международной конференции, проводимой Томским государственным университетом. У нас с университетом давно существуют тесные связи. Нас просят помочь разместить  6 участников, для которых приготовлены 3 комнаты в общежитии. Нам предоставили запись небольшого интервью с этими участниками, сделанную заранее. Как мы можем в этом помочь. В чем конкретно будет состоять наша помощь. Как решить ситуацию».

Далее класс (группа из 11 человек) делится на 2 группы по 4 человека, а 3 человека образовали так называемую фокус-группу, которая отслеживает работу двух других групп и выбирает наиболее объективное и грамотно аргументированное мнение. Группа 1 и 2  получили кейс с различными материалами:

1.подробное описание ситуации

2.незаполненная таблица участников

3.файл с интервью

4.краткая информация о странах участников конференции

5.фразы для коммуникации в группе

6.программа конференции

7. список всех участников

8. описание комнаты в общежитии

9. незаполненная  ведомость распределения участников по комнатам

Также участникам была выдана памятка по работе в группах и пошаговая инструкция для выполнения задания кейса.  

Кейс – стадии:

1 шаг:  Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.

2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).

1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».

3 шаг: На основе выявленной проблемы  сформулируйте цель.

4 шаг: Сформулируйте задачи по достижению поставленной цели (т.е. выявленные причины становятся задачами).

5 шаг: Для каждой задачи определите комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные.

6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия.

7 шаг: Для каждого блока задач определите конкретный продукт (то, что должно получиться в итоге), критерии эффективности решения задачи.

Таким образом, кейс-метод стал наиболее эффективным способом решения моей конкретной педагогической ситуации. Его отличительные особенности следующие :

  • описание реальной проблемной ситуации;
  • альтернативность решения проблемной ситуации;
  • единая цель и коллективная работа по выработке решения;
  • функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
  • эмоциональное напряжение учащихся.

                                                  Выводы:

  • В современном мире, когда люди не только не испытывают недостаток информации, но часто имеют ее избыток, человеку бывает, порой, очень трудно отделить значимую информацию от неважной, несущественной.
  • Поэтому очень важно научить подростков работать в таких условиях, отбирать информацию, помогающую решить поставленную задачу, игнорировать ненужную.
  • Проведенный урок показал, что очень важно ставить перед обучающимися задачи, максимально приближенные к условиям реальной жизни. В этом случае они получают отличный шанс применить на практике все, чему их учат в школе, а это  возвышает их в собственных глазах, повышает мотивацию к изучении английского языка.

                             A Useful Language Bank for Communication

Asking for opinion.

What’s your opinion on...?

What do you think about....?

What’s your view on...?

Expressing opinion.

My point of view is that...

Well, as far as I’m concerned...

It seems\ appears to me that...

I think\ believe...\ must...\

In my opinion\ view...

From my point of view…

Making Suggestions.

If I were ... I would...

Perhaps they should....

Why don’t we/ they...

How/ what about...?

A good idea would be...

They can/ should...

I think we/ you should...

Let’s...

It would be a great idea to...

We can/ could...

It would help/ It would be a good idea if...

Another way to... is / would be to...

Agreeing.

I think you are right...

That’s true...

I quite agree with you...

You’re right.

That’s a great / good/ fantastic idea.

Sure, why not.

That sounds interesting / great.

Disagreeing.

I’m not sure I agree with you.

That’s true, but...

Do you really think so?

Presenting results and consequences.

This would .../ In this way...; you /it /etc would....

By doing this, you/we/ etc, would...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пэчворк. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой»

Предлагаемый урок построен в соответствии  с требованиями ФГОС в деятельностной технологии развития критического мышления. Учащиеся на уроке  работают в группах, парах, самостоятельно опреде...

"Жить в ладу с собой, со своей совестью"

Аннотация: В рамках национально-регионального компонента по литературе проводятся уроки, внеклассные мероприятия, посвящённые жизни и творчеству прославленных земляков – писателей, поэтов Русского Сев...

Жить в ладу с собой и миром

Конспект классного часа - помощь в сложных ситуациях...

Урок химии в 8-м классе по теме "Взаимодействие элементов-неметаллов между собой"

представлена презентация к уроку химии в 8-м классе, в которой рассмотривается вопрос образования ковалентной связи за счет образования общих электронных пар...

Тренинг Жить в ладу с собой и миром

Тренинг«Жить в мире с собой и другими» разработанный для подростков в возрасте от 13 до 15 лет, - важная составляющая психолого—педагогического воспитания подростков в духе тол...

Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить своё душевное состояние к себе, будет легче окружающим, и себе с...