Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка.
статья по английскому языку на тему

Эта статья в помощь учителям английского языка при оценивании метапредметных результатов учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка.

   Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

   Целью оценивания метапредметных результатов является необходимость проверить уровень сформированности метапредметных умений учащихся для выявления детей с низким и средним уровнем метапредметных умений и для дальнейшего их усовершенствования у этих учащихся.

   Проверка и оценка достижений планируемых результатов младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования на первой ступени обучения. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. В связи с требованиями ФГОС к системе оценки планируемых результатов освоения ООП возрастает потребность в разработке новых способов оценки достижений учащихся. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые регулятивные, познавательные и коммуникативные результаты обучения. В педагогической практике накоплен определенный опыт критериального оценивания учебных достижений и формирования оценочной самостоятельности школьников. Система контрольно-оценочных мероприятий включает самые разные виды и формы диагностики и мониторинга знаний. Разработка критериев овладения младшими школьниками определёнными уровнями образовательных достижений становится необходимостью. При этом важно не увлечься процессом контроля и оценивания ради самого процесса. Его приоритетная цель – повышение уровня образовательных достижений каждого ученика и качества начального образования в целом. Система контроля и оценки призвана не столько фиксировать результат, сколько предоставлять необходимую информацию для повышения качества образовательного процесса. В стандарте заявлено, что итоговая оценка освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должна быть сосредоточена на достижении её предметных и метапредметных результатов. При этом указано на то, что итоговая оценка включает в себя две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов, и результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, которые требуются для обучения на следующей ступени общего образования. Это положение стандарта предъявляет весьма высокие требования к профессиональным контрольно-оценочным умениям педагогов начальной школы. Мы должны уметь по-новому оценивать предметные результаты, динамику овладения каждым учащимся метапредметных результатов.

   Особой ответственности и тщательности требует подготовка и проведение итоговой работы в четвёртом классе, цель которой – оценка уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в школе II ступени. В современной школе существуют различные виды организации итоговых контрольных работ. Чтобы избежать перегрузки учащихся и сделать контрольные работы более эффективными и объективными, появились новые виды тестов - это тесты интегрированные или итоговые комплексные тесты. В итоге интегрированные задания позволяют в рамках одного контрольного мероприятия проверить знания сразу по четырём основным учебным предметам. Вариативность заданий помогает оценить уровень сформированности метапредметной компетенции учащихся за курс начальной школы (умение прочитать и понять инструкцию, ориентироваться в структуре текста, вычленять ключевую информацию, строить свободные высказывания и микротексты, видеть проблему, выдвигать гипотезы, рассуждать и пояснять свои действия и др.). Таким образом, итоговые комплексные работы целенаправленно способствуют формированию универсальных учебных действий - метапредметных результатов.

   Итоговые работы могут быть не только в виде контрольных работ, но и как выставки проектов, выполненных учеником в течение учебного года, для чего в начале каждого года обучения педагогам следует разрабатывать и давать учащимся направления проектной деятельности по предметам; аналогичные проверочные работы в течение учебного года, чтобы ученики были готовы к такой форме работы, не терялись и могли проявить сформированные у них умения и навыки.

   Образовательные стандарты второго поколения фиксируют новые результаты образования, достижение которых возможно только при использовании современных образовательных технологий деятельностного типа. Основное содержание оценки метапредметных результатов строится на тематическом понятии текстового материала. На уроках английского языка работа с текстовым материалом отрабатывается как нельзя лучше, ведь текст рассматривается как значимая смысловая величина и предмет художественного изображения и восприятия. Выполняя такие виды классной деятельности, как ознакомительное, изучающее и поисковое чтение, художественный перевод, сжатый пересказ, школьники учатся выделять основную мысль текста, суммировать и систематизировать информацию, отделять существенную информацию от второстепенной, учитывать цель высказывания и его коммуникативную направленность (т.е. когда, кем, для кого и в каких условиях оно было сделано). Учащимися осуществляются логические операции анализа, обобщения и сравнения. Определённый, привычный алгоритм выполнения данных заданий стимулирует учащихся к упорядочению своей учебной деятельности. Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации из различных источников формируется при выполнении таких заданий, как подготовка устных и письменных сообщений, в том числе на культурологические темы, например: «Подготовьте рассказ о достопримечательностях Лондона», «Сравните российскую и британскую системы образования», «Напишите заметку в школьную газету о своём любимом писателе», «Составьте листовку о правилах экологической безопасности» и т.п.

   Одним из метапредметных результатов является умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.       Примеры заданий на формирование умений планировать своё речевое и неречевое поведение:

1.Составь план рассказа о себе, используя ключевые слова.

2.Составь план прочитанного произведения.

3.Расставь пункты плана в логической последовательности.

Формы и способы оценивания учащихся при составлении плана:

- Степень выполнения задания.

- Уровень умения планировать.

План охватывает все стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 5 пунктов. (Высокий)

В плане не учтены некоторые стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 4 пунктов. (Средний)

План охватывает лишь некоторые аспекты рассказа, состоит из 2-3 пунктов, логическую последовательность проследить сложно. (Низкий)

   Другим метапредметным результатом является развитие коммуникативных способностей школьников, умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей школьника. Для отработки этого умения на уроках английского языка используются инсценировки и имитации различных речевых ситуаций, включающих монологическую и диалогическую речь.

Примеры заданий на формирование монологической речи:

 - Расскажи о себе и своей семье.

 - Напиши электронное письмо.

 - Расскажи о твоем однокласснике, друге.

 - Опиши своё домашнее животное.

Примеры заданий на формирования диалогической речи:

 - Познакомься с новым учеником в твоем классе.

 - Прими участие в телефонной беседе.

 - Обсудите свои планы на каникулы.

 - Представьте, что вы в магазине.

Формы и способы оценивания сформированности коммуникативных способностей учащихся:

- Степень выполнения коммуникативных заданий.

- Уровень сформированности диалогической речи.

Задание выполнено полностью: ошибки отсутствуют, коммуникация осуществлена полностью. (Высокий)

Задание выполнено частично: небольшие ошибки не препятствуют коммуникации. (Средний)

Задание выполнено с многочисленными ошибками, которые затрудняют осуществление коммуникации. (Низкий)

   Ещё одним метапредметным результатом является использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. На уроках английского языка при изучении различных грамматических явлений часто используются подстановочные таблицы, в которых различные члены предложения, части речи, словообразовательные элементы изображаются в виде знаков и символов.

   Формы и способы оценивания сформированности умений использовать знаково-символические средства представления информации:

 - Степень выполнения задания

 - Уровень сформированности умения использовать знаково-символические средства представления информации

 Предложение составлено грамматически правильно. К каждому символу -подобрано соответствующее языковое явление. (Высокий)

 При составлении предложений допущена 1-2 ошибки (например, порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы). (Средний)

 При составлении предложений допущена 3-4 ошибки (порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы, отсутствие или неверная постановка знака препинания в предложении). (Низкий)

   В силу своей природы, являясь по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных результатов на уроках английского языка в средней школе (из опыта работы учителя)

Автор статьи делится опытом работы по формированию метапредметных результатов у учащихся при изучении английского языка в средней школе.  Учитель раскрывает несколько основных групп метапредметны...

Методические рекомендации "Применение игровых технологий для достижения высоких предметных и метапредметных результатов на уроках английского языка в начальной школе"

Работа написана в соавторстве с педагогом-психологом, нейропсихологом ГБОУ "Школа 1298" Новиковой Ольгой Дмитриевной. Данные методические рекомендации адресованы учителям, преподающим английский язык ...

Статья "Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка"

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных у...

Новые подходы к оцениванию образовательных результатов на уроках английского языка

В докладе и презентации рассказывается о новых подходах к оцениванию образовательных результатов на уроках английского языка....

Особенности оценивания метапредметных результатов на уроке английского языка

Статья содержит материал по особенностям предмета английский язык, видам метарпедметных умений и системе оценивания уровней овладения метапредметными умениями на уроках английского языка...

Смысловое чтение как средство достижения метапредметных результатов на уроках английского языка в 5 классе

Смысловое чтение как средство достижения метапредметных результатов на уроках английского языка в 5 классе...

«Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка»

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных дей...