Внеклассная работа по иностранному языку в начальной школе
статья по английскому языку на тему

Портнова Елена Юрьевна

Начальный этап обучения – период накопления и усвоения знаний. Младшие школьники очень впечатлительны и восприимчивы. Все новое интригует, вызывает интерес. Поэтому именно в этот период учащихся следует привлекать к внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnaya_rabota.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по иностранному языку в начальной школе

Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, их способности к подражанию, природная любознательность, потребность в познании нового и отсутствие «языкового барьера» способствуют эффективному решению задач, стоящих как перед учебным предметом «Иностранный язык», так и перед начальным образованием в целом. В процессе овладения иностранным языком у младших школьников развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества: формируются система ценностей, развиваются интересы, воля и т.д.

К внеклассной и внешкольной работе относятся разнообразные виды организованной деятельности учащихся воспитательного и образовательного характера, которые проводятся школой во внеурочное время.

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания и практические навыки учащихся по иностранному языку, но также развивает логическое мышление и смекалку, выявляет более способных к языку детей, способствует их дальнейшему развитию, вовлекает детей в занимательные занятия, укрепляет дисциплину, воспитывает самостоятельность, организованность и умение работать в коллективе, приучает детей к систематическому умственному труду, расширяет кругозор, повышает эрудицию, прививает эстетический вкус.

Внеклассная работа помогает выйти за рамки традиционного урока и использовать иностранный язык как средство развития творческих способностей каждого ребенка, его коммуникативных навыков и умений, позволяет расширить представление о странах изучаемого языка, воспитать уважительное отношение к их культуре.

Учителя хорошо знают, что как только учащиеся начинают сталкиваться с определенными трудностями в процессе обучения, интерес к изучению языка может начать угасать. Именно внеклассная работа стараниями всех участников учебного процесса может способствовать повышению мотивации к изучению языка и культуры стран изучаемого языка, вызывает у школьников желание хорошо выполнить то или иное задание.

Внеклассная работа дает учителю возможность установить более тесный и дружеский контакт с детьми. Задумка внеклассного мероприятия должна быть тщательно продумана учителем, пропущена через сердце, и только тогда оно может быть проведено на высоком эмоциональном уровне, только тогда заинтересуются дети. Ролевые игры, драматизация сказок, занимательные диалоги, пение, считалочки, рифмовки, конкурсы и просто возможность активно играть и двигаться позволяют детям быть увереннее в себе. Успех и поощрение достижений, самоутверждение являются необходимым условием для дальнейшей мотивации учащихся в учебной и внеклассной работе по иностранному языку. В театральной деятельности словарный запас обучающихся значительно обогащается многими интересными и часто употребляющимися в речи выражениями. Дети с гордостью демонстрируют свои новые языковые приобретения одноклассникам на уроке, что также повышает мотивацию.

Специфика внеклассной работы заключается в том, что ее основной задачей является развитие умений и навыков практического использования иностранного языка в основном на базе языкового материала, изучаемого школьниками на уроках, логическое продолжение учебной работы.

Принципы организации внеклассной работы по иностранным языкам в начальной школе определяют требования к ее содержанию, методам и ее организационным формам. Они же иллюстрируют деятельность педагога – организатора внеклассной работы.

  1. Принцип связи обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по иностранному языку с реалиями жизни самого ребенка. К примеру, по окончании изучения темы “In Town” (Starlight 4, Module 1) можно разыграть сценки, в которых гости города спрашивали бы, как добраться до того или иного места в городе или сами ребята, оказавшись за границей, просили бы помочь местных жителей сориентироваться по карте, оказавшись в незнакомом месте, т.е. разыграть ситуации, в которых может оказаться каждый – и взрослый, и ребенок.
  2. Принцип коммуникативной активности учащихся. Новые темы, материалы, которые ранее, в рамках урочной деятельности, ребятам не встречались, вызывают потребность в общении.
  3. Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка.
  4. Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Младшие школьники любознательны, у них яркое воображение. В шестилетнем возрасте происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности, при этом игры свою ведущую роль сохраняют. Поэтому дети легко включаются во внеурочную деятельность, вживаясь в роли сказочных персонажей. У младших школьников прекрасно развита долговременная память. Ребята без особого труда запоминают простые речевые клише, песенки, рифмовки и т.д.
  5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
  6. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку. Интересные материалы/факты из курса окружающего мира, литературы и других предметов могут обогатить знания школьников о странах изучаемого иностранного языка, повысить интерес к самой внеклассной работе.

Все названные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают систематическое, целенаправленное, последовательное и, вместе с тем, разностороннее развитие личности.

Внеклассная работа должна быть источником положительных эмоций, поэтому учителю иностранного языка необходимо очень внимательно относиться к пожеланиям учеников, учитывать их интересы. Содержание языкового и страноведческого материала, используемого при подготовке и проведении запланированных мероприятий, должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям младших школьников, отражать их потребности и интересы и быть составленным в соответствии с языковой программой. Хорошо и быстро запоминается всегда то, что интересно, что вызывает эмоциональный отклик. Увлекательность должна проявляться не только в материале, но и в формах и способах проведения внеклассной работы.

В начальной школе театрализации, инсценировки, праздники и другие постановочные мероприятия можно использовать на заключительных уроках по теме, на уроках-повторениях.

Система внеклассной работы по иностранному языку – это система взаимосвязанных и взаимодействующих форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.

В методической литературе и на практике различают индивидуальную, групповую и массовую формы работы. Занятия/мероприятия всех форм работы планируются и строятся на основе тесной связи с учебным курсом.

Индивидуальная работа может проводится постоянно или эпизодически. Во внеурочное время ребята могут работать над фонетической и интонационной стороной речи – разучивать короткие учебные рифмовки/стихи, песни, учиться декламировать стихи и отрывки в прозе, выполнять языковые задания на компьютере, в том числе в сети Internet, и т.д.

К групповой форме внеклассной работы по иностранным языкам относятся кружки и клубы: разговорный, юных переводчиков, любителей поэзии, драматический, внеклассного чтения, любителей мультфильмов и т.п. При создании кружков учитываются интересы школьников и, конечно же, возможности, склонности и вкусы учителя. Занятия должны проводиться на регулярной основе.

Массовая форма внеклассной работы в начальной школе реализуется при проведении общешкольных конкурсов, олимпиад, викторин, утренников, дней/недели иностранного языка, в которых могут принимать участие ребята целого класса, всей параллели. Праздник алфавита, праздники времен года, развлекательные утренники, драматизация сказок, викторины, игры, конкурсы, оформление красочных стенгазет, просмотр фрагментов мультипликационных и художественных фильмов и другие мероприятия, тематика которых может выходить за пределы школьной программы, – вот неполный перечень любимых многими ребятами внеклассных мероприятий, носящих массовый характер.

Новые технологии проведения массовых мероприятий обеспечивают создание творческой атмосферы, ощущение увлеченности, необычности и праздничности, что является обязательным условием массовой работы.

Остановлюсь на основных этапах подготовки и проведения мероприятий массовой формы внеклассной работы.

Любое мероприятие начинается с планирования, включения даты в общешкольный план. Далее производится отбор материала и распределение ролей. Это очень ответственный шаг, потому что надо так распределить роли, чтобы все ребята смогли внести свой вклад в мероприятие: поработать над созданием реквизита, оформить зал, нарисовать афишу, выбрать музыкальное сопровождение, разработать дизайн пригласительных билетов, представить своего персонажа в соответствии со своим вкусом и способностями. Настроение праздника, языковая атмосфера создаются при помощи музыки и песен на иностранном языке. Следующим этапом начинаются репетиции: все участники сначала получают общее представление о действии (празднике/ пьесе и т.п.), затем следует индивидуальная отработка отдельных фрагментов. И этот этап является, пожалуй, самым важным. Для того, чтобы выступить на сцене достойно, маленькие артисты должны, прежде всего, отлично знать свои реплики и не допускать неточностей произносительного и лексико-грамматического характера. Актер со сцены должен звучать убедительно, а для этого должен осмыслить текст и вжиться в образ. К моменту генеральной репетиции в полном составе все и все должно быть готово. Можно развешивать афиши и вручать пригласительные билеты.

Уже на начальной ступени обучения ребенок должен не только ответственность свою осознавать перед всем коллективом, но и ощущать удовлетворение от своей работы, от собственных успехов, поэтому приглашенных гостей должно быть много - все, чему научились ребята, обязательно должно быть увиденным и услышанным их ровесниками, родителями, учителями.

Имеет смысл приурочить к утреннику, празднику, конкурсу, театрализации выставку, отражающую достижения учащихся в изучаемом иностранном языке. На выставку могут быть помещены дипломы, сертификаты, фотографии победителей олимпиад и конкурсов, творческие работы учащихся, например, сочинения с рисунками, образцы стихотворных переводов, сделанные учащимися, и т.д.

Я живу в Санкт-Петербурге, работаю учителем английского языка в ЧОУ Школа экономики и права. Наша школа работает по УМК «Starlight» (Звездный английский). В настоящее время обучаю английскому языку младших школьников 1–4 классов (5 часов языка в неделю).  Внеклассные мероприятия провожу на регулярной основе с удовольствием и пользой. Ребята любят праздники (например, Welcome to the World of English (the ABC-party), Do You Love Autumn? I Love You, Mummy! и др.)  олимпиады, викторины, конкурсы чтецов (проза и поэзия), драматизации сказок (The Turnip, The Fisherman and the Fish, 2 Little Caterpillars and Their Friends и другие), конкурсы на лучшее исполнение песни на английском языке, игры и т.п. Дети с удовольствием принимают участие во всех этапах подготовки мероприятий. Любимый вид внеклассной работы (и учащихся, и мой)– драматизация. Занятия в непринужденной обстановке помогают ребятам преодолеть скованность, учат не бояться выступать на публике, снимают языковой и психологический барьер. На своей странице на портале размещаю свои версии сценариев нескольких  внеклассных мероприятий. Надеюсь, они пригодится коллегам в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

         Внеклассная работа по иностранному языку является важным педагогическим приемом в системе воспитательного воздействия на школьников. Она является не толь...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное, развивающее значение. Чтобы вовлечь как можно больше учащихся во внеклассную работу по иностранному языку, н...

Внеурочная работа по английскому языку в начальной школе. (внеклассное мероприятие «Праздник алфавита» для 2-3 класса представлено на английском языке и продублировано на русском)

В процессе работы стараюсь как можно больше  дополнительно уделять внимание детям, которые  изучают английский язык в начальной школе. Внеурочная работа пробуждает  интерес детей к углу...

Внеклассная работа по иностранному языку в сельской школе.

Замечено, что  авторитет  предмета, престиж  иностранного  языка  находится  в  непосредственной  зависимости  от  качества  внеклассной  ра...

Из опыта работы учителя английского языка " Особенности обучения иностранному языку детей начальной школы"

Рассматриваются методы и приемы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста, учитывающие физиологические и психологические особенности детей этого возраста....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НАУЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ЭВРИСТИЧЕСКИЙ (ПОИСКОВЫЙ) МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

В настоящее время преподавателю недостаточно использовать только традиционные методы обучения, следует расширять свои компетенции и вводить попул...