Внеклассная работа по иностранному языку в сельской школе.
методическая разработка (5 класс) на тему

Замечено, что  авторитет  предмета, престиж  иностранного  языка  находится  в  непосредственной  зависимости  от  качества  внеклассной  работы  в  школе. В  связи  с  этим, мне  приятно  осознавать, что  мои  ученики  с  радостью  приходят  ко  мне  на  урок, у  них  всегда  много  вопросов, предложений, творческих  открытий. Известно, что  назначение  внеклассной  работы – расширение  сферы  применения  иностранного  языка. Внеклассная  работа, вытекающая  из  классной, помогает  увидеть  учащимся  истинные  возможности  изучаемого  языка  и  убеждает  их  в  том, что  они  изучают  его  «для  жизни, а  не  для  школы». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассная  работа  по  немецкому  языку  в  условиях  сельской  школы. (Из опыта работы  учителя немецкого языка МАОУ СОШ п.Головановский  Живицкой Г.М.)

 Почти  тридцать   лет  работаю  учителем  немецкого  языка  в  сельской  школе. Наша  школа  не  очень  большая, но  после  последнего  урока  жизнь  в  школе  не  замирает; многие  учащиеся  с  удовольствием  посещают  различные  кружки  и  спортивные  секции. Уже  многие  годы  в  нашей  школе  работает  клуб  друзей  немецкого  языка  “Deutschfans”.Замечено, что  авторитет  предмета, престиж  иностранного  языка  находится  в  непосредственной  зависимости  от  качества  внеклассной  работы  в  школе. В  связи  с  этим, мне  приятно  осознавать, что  мои  ученики  с  радостью  приходят  ко  мне  на  урок, у  них  всегда  много  вопросов, предложений, творческих  открытий. Известно, что  назначение  внеклассной  работы – расширение  сферы  применения  иностранного  языка. Внеклассная  работа, вытекающая  из  классной, помогает  увидеть  учащимся  истинные  возможности  изучаемого  языка  и  убеждает  их  в  том, что  они  изучают  его  «для  жизни, а  не  для  школы». Предполагая  те  же  цели  обучения – практическую, общеобразовательную, воспитательную  и  развивающую  в  совокупности, внеклассная  работа  своими  увлекательными  формами  вызывает  определённый  эмоциональный  настрой, что  значительно  облегчает  достижение  этих  целей; поэтому  она  является  мощным  рычагом  мотивации  учения. Мои  подопечные  с  самых  первых  шагов  изучения  немецкого  языка  охотно  принимают  участие  в  различных  конкурсах, утренниках, вечерах, концертах, викторинах, театральных  постановках. Комфортная  обстановка  внеклассной  работы, построенной  на  добровольных  началах, стимулирует  развитие  инициативы  школьника, его  творческих  способностей, снятию  всяческих  психологических  барьеров  и  комплексов, мешающих  самовыражению. Поэтому  участие  во  внеклассной  работе  способствует  раскрепощению  и  развитию  личности  школьника. Немаловажное  значение  имеет  и  тот  факт, что  внеклассная  работа  по  иностранному  языку  способствует  разумной  организации  досуга  учащихся, направлению  их  интеллектуальной  и  эмоциональной  энергии  в  нужное  русло, приносящую  пользу  себе  и  обществу.

С  приходом  в  школу  компьютеров  и  Интернета  внеклассная  работа  по  предмету  заметно  оживилась. Многие  учащиеся  с  удовольствием  работают  над  проектами, составляют  презентации  своих  творческих  работ, ведут  исследовательскую  деятельность  по  немецкому  языку. Например: презентация  к  творческой  работе «Народная  мудрость  в  пословицах  и  поговорках  немецкого  народа», «Немецкие  композиторы  классики», «Сказки  братьев  Гримм», «Народные  праздники  в  Германии, обычаи, традиции, история». Такой  вид  внеклассной  работы  вызывает  большой  интерес  у  учащихся, углубляет  их  знания  о  Германии, её  истории, географии, культуре, искусстве, традициях  и  реалиях, расширяет  кругозор  и  общеобразовательную  компетентность. Заседания  клуба  друзей  немецкого  языка  проходят  раз  в  месяц. Основное  направление  работы  клуба – социокультурное. Мною  разработана  программа  работы  клуба  «Deutschfans», включающая  в  себя  пояснительную  записку,  цели и задачи, ожидаемые результаты  и  примерное тематическое  планирование.

Принципы обучения

Принцип обучение - это одна из основополагающих категорий обучения, которые формируют методику обучения.

В своей работе я использую следующие принципы обучения, которые можно разделить на 4 области (по Щукину "Обучение иностранным языкам: Теория и практика". М., 2004)

1. Дидактическая.
2. Лингвистическая
3. Психологическая
4. и собственно методическая

В дидактической области уделяется большое внимание принципу сознательности: навыки и умения вырабатываются быстрее и закрепляются на длительный срок при условии, что процесс их образования подвергается осмыслению в процессе овладения языком.

Принцип активности предполагает вовлечение учащегося в коммуникативную ситуацию путем использования проблемной коммуникативной темы, ролевой игры. Предлагаются задания, учитывающие возраст интересы учащихся, которые стимулирует речемыслительную деятельность.

Принцип наглядности. Обучение строится на конкретных образах, которые непосредственно воспринимаются обучающимися. Осуществляется организованный показ языкового и экстралингвистического материала, облегчающий усвоение языкового материала за счет работы визуального канала.

Принцип прочности в обучении языку играет большую роль и достигается за счет доступности его изложения, созданием ассоциативных связей, проведения параллелей. Пройденный материал используется многократно в различных коммуникативных ситуациях.

Принцип доступности предполагает, что материал подается с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей обучаемого. В ходе урока идет постоянный контроль усвоения материала, вносятся коррективы в подачу материала.

Принцип межкультурного взаимодействия предполагает овладение учащимися так называемыми фоновыми знаниями, которые обеспечивают нормативность речевого общения в коммуникативных ситуациях.

Принцип системности рассматривает язык как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов разных языковых уровней.

Принцип концентризма предполагает такой отбор материала, который многократно повторяется в процессе занятий с постепенным его расширением, то есть усвоение материала происходит как "лепка снежного кома". Таким образом достигается коммуникативность и высокая мотивированность учащегося. Материал подается доступным образом, что обеспечивает реализацию выше названных принципов.

Принцип функциональности рассматривается с точки зрения содержания высказывания. На своих занятиях я использую в основном функционально-смысловой подход, то есть подбор и подача грамматического материала определяется содержанием высказывания (интенциями), то есть смысл, цель высказывания первичны и под него подстараивается грамматика. Существует и другой подход - системно-структурный.

Принцип стилистической дифференциации. На краткосрочных курсах в основном проходится разговорный стиль, если язык изучается глубже, то внимание уделяется и другим языковым стилям. Глубина проработки зависит от целей и продолжительности обучения.

Также используется принцип минимизации языка на краткосрочных курсах. Отбирается в соответствии с поставленными целями необходимая лексика и грамматические структуры. 

К принципам, попадающих в психологическую сферу, относятся следующие:

Принцип мотивации. Особенно это важно в занятиях с детьми, которые очень часто бывают мало мотивированы, а порой и демотивированы из-за плохой успеваемости или просто из-за нелюбви к языку. Поэтому очень важно организовать положительно-эмоциональное отношение к процессу занятий. Это может достигаться различными средствами: веселые  т.д.

Принцип учета индивидуально-психологических особенностей учащихся предполагает максимальную индивидуализацию учебного процесса.

К сфере методических принципов я отношу следующие:

Коммуникативный принцип.   Обучение   организуется   в   моделировании естественных коммуникативных ситуаций, возникающих постоянно  в нашей жизни. Для успешного  моделирования   необходимо выполнение следующих условий:

1) Постановка проблемы -    отбор   материала   должен  быть     проблемным. Это стимулирует логическое и  творческое мышление учащихся и тем самым стимулирует их речевую деятельность.
2) Эвристичность - учащийся спонтанно реагирует на речевые стимулы.
3) Информативность и новизна - использование материала, который представляет интерес для обучаемого.

Аксиомы.
Любое высказывание должно быть:
1) мотивированным, оно должно исходить из внутренней потребности обучаемого высказать свое мнение.
2) Ситуативно обусловленным (подходить для конкретной ситуации)
3) Диалогичным, если того требует ситуация.

Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности - происходит одновременное формирование четырех видов речевой деятельности:
- говорение
- аудирование
- чтение
- письмо

Принцип индивидуальной  направленности обучения. При отборе материала учитывается род занятий и  индивидуальные  интересы учащихся.

Принцип устного опережения. Пальмер говорил: "Языком следует овладевать путем устного общения. Живые язык должны усваиваться через живую речь. Другими словами, их следует преподавать устно" (Пальмер, 1961) Эту мысль продолжает Беляев, говоря о последовательности преподавания видов речевой деятельности: от устной речи надо переходить к письменной и от пассивных форм владения языком (чтение, слушание) к активным формам (говорение, письмо).
Общение между людьми существует преимущественно в устной форме, поэтому и целесообразно на первоначальном этапе обучения уделять внимание говорению и пониманию речи на слух, что обеспечит успешное овладевание навыками письма и чтения. Этот принцип находит свое применение в самых новейших учебно-методических комплектах (УМК), учебниках.
Следование названному принципу обеспечивает умение общения на языке уже на самых ранних стадиях обучения, что подкрепляется овладеванием навыками письменной коммуникации.

Система       является открытой     и        не может существовать в абсолютизированном виде, так как все они взаимосвязаны. Каждый из принципов переосмысливается и преломляется мной в процессе работы с конкретным человеком.

Моя работа - правильно и искусно организовать занятия для успешного достижения поставленных целей.

 Литература:

П.Хэгболдт «Изучение иностранных языков. Некоторые размышления из опыта преподавания». – Москва, 1963

Щукин «Обучение иностранным языкам». М., 2004

Аверин «Иностранный за 200 часов. М., 1994

Л.Толстой «Педагогические сочинения». Москва, 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по иностранному языку в 7-8-х классах средней общеобразовательной школы

Практические вопросы организации и проведения внеклассных мероприятий по иностранногму языку. Сценарий викторины....

Эффективность преподавания иностранного языка в сельской школе

Методическая разработка к конкурсу "Лучший учитель английского языка"...

Выступление на тему "Создание мотивации к изучению иностранного языка в сельской школе"

Выступление на тему "Создание мотивации к изучению иностранного языка в сельской школе"...

Внеклассная работа по иностранному языку в начальной школе

Начальный этап обучения – период накопления и усвоения знаний. Младшие школьники очень впечатлительны и восприимчивы. Все новое интригует, вызывает интерес. Поэтому именно в этот период учащихся...

Формы внеклассной работы по иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы

Формы внеклассной работы по иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы...

Преподавание немецкого как второго иностранного языка в сельской школе

Данная статья посвящена преподаванию немецкого как второго иностранного языка учащимся в сельской школе....

Внеклассная работа по иностранному языку .Сценарий галаконцерта "Калейдоскоп традиций" на неделе иностранных языков.Методические рекомендации.

В данной работе мне бы хотелось представить сценарий ежегодного школьного концерта под названием «Калейдоскоп Традиций» и поделиться своим опытом в организации праздника. В концерте приним...