Мотивация детей к учебной деятельности на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Нуриева Талия Рафисовна

В данной статье автор обменивается опытом мотивации обучающихся на уроках английского языка и во время внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация учебной деятельности на уроках английского языка

Снижение или отсутствие мотивации у большинства детей к учению, к получению знания, в то же время и к изучению английского языка сегодня является актуальной проблемой. А без мотивации – нет развития. Только мотивированный человек может преодолевать трудности, идти к поставленной цели и достигать хороших результатов.

С.Л. Рубинштейн сказал: «Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу,  нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты, то есть, чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживаниях». Для того, чтобы урок был интересным, увлекательным, чтобы развивался познавательный интерес школьников, и росла их творческая мыслительная активность, учитель должен пробудить в душе ребёнка такие мотивы, которые постоянно будут направлять его на процесс обучения, он должен создать в сознании ученика гармонию интересов, стремлений и желаний, связанных с учёбой, то есть учитель должен уметь мотивировать учебный процесс. 

Учебный процесс не будет иметь успеха,  пока для каждого речевого или языкового действия, для выполнения упражнения или задания у школьников не появится мотив. Мотив выступает в сознании человека как объект или цель, на которую, в конечном счете, направлено поведение. Следовательно, мотив - это то, ради чего выполняет человек данную деятельность.

            Какие же мотивы движут учеником, изучающим английский язык?

В методической литературе выделяют внешнюю и внутреннюю мотивации.
Общепринятые мотивы, составляющие внешнюю (или широкую социальную) мотивацию следующие:

 1. Каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранный язык           (изучаю для общего развития; английский язык – самый распространенный в мире, и его надо знать).

 2. Хочу изучать английский язык, потому что его  знают мои родители.

 3. Учу из уважения к учителю.

 4. Изучаю как программный предмет, хочу иметь хорошую отметку

 5. Хочу знать не хуже своих товарищей (брата, сестры…).

 6. Ответственность перед родителями.

Если внешняя мотивация выполняет в известном смысле «стратегическую» роль, то внутренняя мотивация играет «тактическую» роль, так как она поддерживается самим процессом овладения иностранным языком.

Внутреннюю мотивацию методисты подразделяют еще на несколько видов:

1. Мотивация, связанная с перспективным развитием личности

- изучаю английский язык, потому что это может пригодиться в дальнейшей жизни: в институте, в будущей работе и так далее).

2. Коммуникативная мотивация:

-интересно общаться с ребятами на уроке, высказывать свое мнение, обсуждать какую-нибудь тему;

-английский язык служит мне средством внеурочных интересов.

3. Мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью (операционно-инструментальная мотивация)

- интересен английский язык как таковой: нравится отгадывать значения новых слов, выводить грамматические правила, выполнять упражнения, ощущать успех в учении.

- нравится, когда мы играем.

 - нравится учить стихи и петь песни на английском языке.

- люблю переводить короткие интересные тексты.

 - английские слова легко запоминаются.

Всякая деятельность, как правило, вызывается не одним мотивом, а несколькими, т. е. деятельность полимотивирована. Признавая ведущую роль мотивации в обучении английскому языку, учителю необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы. Формирование мотивов - это, прежде всего создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Какие же условия  развития учебной мотивации современного школьника?

На мой взгляд, можно выделить следующие условия. Во-первых, урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и  взаимного уважения. Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Я веду уроки во 2-11 классах, т.е. во всех ступенях обучения. Условно, учащихся можно делить на аудиалов, визуалов и кинестетиков. (Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу  достаточно запомнить, как он выглядит). Исходя из этого,  я стараюсь решать проблему мотивации следующим образом. Конечно же, путей много, но я расскажу о некоторых из них.

1. Использую на уроках песни и стишки на английском языке. Работа с песнями и стихами показывает, что они выполняют ряд функций: создают благоприятный  эмоциональный климат, раскрепощают детей, снимают усталость и напряжение, проявляют интерес к познанию. При изучении алфавита, прохождении таких тем как «Семья», «Части тела», «Название месяцев», «Цвета»  песни, стишки помогают запоминать лексику, их произношение.

2.  Ученикам очень нравится, когда на уроках используются образные наглядные средства: картинки, игрушки, различные предметы, соответствующие теме урока. Они поддерживают и развивают интерес ученика, способствуют развитию чувственного восприятия, воображения. При изучении темы «Животные»,  «Еда» мотивом на уроке служат  любимые игрушки – животные, муляжи фруктов и овощей,  картинки с животными, продуктами питания..

3.  Для мотивации и интенсификации учебного процесса использую различные игры. Школьники получают возможность использовать запас знаний и умений. Во время игры наблюдается эмоциональный подъём, что положительно влияет на качество обучения. При отработке умений называть цвета по-английски, использую игру «Укрась ёлочку », «Укрась комнату шарами». Если кто-то ошибается, путает цвета, учащиеся поправляют его. Таким образом, в игре сосредоточено внимание всех учащихся.

4.  Карточки различного характера - тоже являются мотивирующим средством. Во время работы напряжённо работает мозг, учащийся вспоминает изученную тему, дух соревнования охватывает его, он не хочет отставать от других и поэтому прикладывает все усилия, чтобы выполнить задание. Например, такое «Кто быстрее составит предложение?» На бумажной полоске пишется предложение, затем разрезается на кусочки. Все кусочки вкладываются в конверт. Каждый ученик получает свой конвертик и начинает выполнять задание - составить предложение. Такой приём работы обогащает лексический запас, обучает грамматическим навыкам, например, обучает порядку слов в английском предложении. Такой вид работы организует детей, включает каждого ученика в учебную деятельность.

5. В своей деятельности я применяю новые педагогические технологии, а именно обучение в сотрудничестве - работа в группах, парах. Групповые формы работы активизируют внимание, память и волю даже учащихся с невысоким уровнем обученности. Дело в том, что, работая в микроколлективе, каждый ученик группы не может отказаться выполнять свою часть работы, дорожа мнением и отношением к себе товарищей. Это и есть мотив, который заставляет его работать. При затруднении он может рассчитывать на помощь более "сильного" ученика. Таким образом, каждый представитель группы старается быть не хуже других и, чувствуя "плечо товарища", скорее приобщается к активной деятельности. Групповая работа способствует повышению мотивации на уроках английского языка.

6. Планируя очередной урок, приходится задуматься - как же заинтересовать учащихся? Как включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных способностей? Возможно, одним из вариантов решения этой проблемы является метод проектной деятельности на уроках английского языка. Конечно это, во-первых, повышение мотивации к изучению языка, а во-вторых, это возможность проявить творческие способности, идеи, а также применить полученные знания на практике.

7.Одно из условий эффективной подготовки учащихся к жизни в информационном обществе – применение информационных коммуникативных технологий, позволяющих решать в кратчайшие сроки широкий круг задач, недоступных ранее. В школе происходит активное внедрение в образовательный процесс ИКТ, в том числе, такой их разновидности, как мультимедиа технологии. 
     Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Помимо этого, внедрение мультимедиа технологии способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Особенно, если включены видеосюжеты и имеется звуковое сопровождение слайдов, что позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному, повышает мотивацию учения.

8. Организация участия   в  олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня повышает мотивацию и заинтересованность обучающихся. («Британский бульдог», «Мультитест», «Золотое руно», предметные олимпиады и т.д.).  У них появляется возможность  проявить  себя,  сравнивать свои знания со знанием других сверстников.  Проведение Недели английского языка  дает возможность ученикам раскрывать свой талант, повышает интерес к предмету, развивает творческие способности. Учащиеся с большим желанием участвуют в таких играх, как «Кто хочет стать миллионером?», «Слабое звено», «Кто самый умный, кто самый быстрый?», инсценировка сказок, фестиваль песен и стихов, конкурс стихов и т.д.

В конце своего выступления хочу сказать, что социально-экономическое развитие   страны требует соответствующих изменений в образовании. Эти изменения направлены и  на обновление содержания обучения, постановку задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, на развитие   познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. И здесь формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных задач современной школы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование электронных учебных пособий, тренажеров, тестов для контроля учебной деятельности на уроках английского языка" / из опыта работы

Перед Вами первый выпуск Интерактивного журнала с методическими находками учителя "The First Step to Succes". Тема выпуска №1 "Использование электронных учебных пособий,тренажёров, тестов для контроля...

Реализация мотивации учебной деятельности на уроках английского языка

Конспект доклада- выступления на педсовете в рамках школы, содержит основные принципы работы на уроке из собственного опыта...

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка...

Формирование мотивации учебной деятельности на уроках английского языка в условиях ФГОC.

В данном материале учитель делится опытом работы по формированию мотивации учебной деятельности на своих уроках...

Из опыта работы учителя английского языка Изотовой Е.В. «Как организовать эффективную учебную деятельность на уроке английского языка?»

Статья освещает эффективные приемы и методы формирования УУД на уроках английского языка, которые автор статьи использует на своих уроках....