Иcпользование интерактивных методов обучения на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Алексеева Дарья Анатольевна

Современные требования к организации процесса обучения диктуют необходимость развития и активного применения инновационных технологий в системе общего образования.

Речь идет о формировании умения учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alekseeva_41_statya.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Алексеева Дарья Анатольевна, учитель английского языка

МБУ «Школа № 41»

Современные требования к организации процесса обучения диктуют необходимость развития и активного применения инновационных технологий в системе общего образования. Их применение направлено главным образом на повышение качества знаний обучающихся не через репродуктивную передачу знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно выделять учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Речь идет о формировании умения учиться.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. Этот подход в обучении реализуется следующими методами: активные, интерактивные, исследовательские, проектные, творческие.

При использовании активных методов обучения учитель и ученик выступают как равноправные участники учебного процесса, взаимодействие происходит по вектору «учитель-ученик».  Интерактивные методы являются наиболее эффективными, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Здесь взаимодействие происходит по направлению «учитель-ученик-ученик». Ученики, таким образом, становятся полноправными участниками процесса восприятия, и собственный опыт служит основным источником учебного познания. Одна из целей интерактивного обучения – создать комфортные для учащихся условия, при которых они почувствуют свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

Учащиеся, благодаря интерактивным методам, вовлекаются в учебный процесс без принуждения, по собственному желанию, при этом их мотивация определяется ни страхом наказания за плохую оценку, ни желанием угодить учителю и родителям, а собственным интересом к учебной деятельности в такой форме.

Опишем некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения, используемые нами на практике.

Для того, чтобы эффективно организовать на уроках работу учащихся, учитель выбирает соответствующие приемы и формы взаимодействия - индивидуально, в парах или в группе. Для самостоятельного осмысления материала учащимся предлагаются исследовательские проекты, ролевые игры, работа с различными источниками информации (в том числе и аутентичными), творческие работы, рисунки и пр.

Работа в парах: обсуждение, взятие интервью у партнера, анализ творческой работы одноклассника (по схеме), разработка вопросов к классу. Составление блоков взаимного контроля и самоконтроля после знакомства с аналогичным, разработанным преподавателем.

Работа в малых группах организуется для решения сложных или неоднозначных проблем коллективным разумом. Мы используем данный прием при изучении грамматических явлений. В таких случаях, учащиеся прорабатывают теоретический материал, изучают примеры и составляют ментальную карту, схему или алгоритм применения тех или иных грамматических правил.

Мозговой штурм: учащимся предлагается высказать возможно большое количество вариантов решения, в том числе и абсурдных, затем сообща выбираются наиболее оптимальные для той или иной задачи. Этот прием можно использовать и в качестве разминки в начале урока, и при составлении списка правил поведения, например, или перечислении преимуществ использования компьютера и т.д.

Метод ПРЕСС помогает структурировать высказывание учащихся при обсуждении той или иной темы, аргументированно представить свою точку зрения. Данный метод состоит из четырех этапов:  1) высказывание собственной точки зрения (“I think/To my mind…”); 2)  обоснование своей мысли (“… so/because…”);  3) примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения (“… for example…”);  4) обобщение, выводы (“So/As a result…”).

Проектная работа: для работы над проектом предлагается тема индивидуально для каждого учащегося или совместная для нескольких человек. В нашей практике мы предлагаем аутентичный материал по теме, после чего формулируется цель - создать аналогичный продукт в мини-группах. В этом случае происходит распределение ролей между учащимися (редактор, менеджер, дизайнер  и т.д.), фиксируется срок выполнения, и ребята самостоятельно определяют промежуточные задачи и при необходимости корректируют выбранные способы для достижения конечной цели.

«Микрофон»: каждому из учащихся предлагается высказаться по заданной теме. Банка с вопросами помогает разговорить учащихся и вовлечь их в продуктивное обсуждение актуальных проблем.

Существует огромный выбор интерактивных методов обучения, позволяющих учителю направлять учащихся на самостоятельный поиск, осмысление учебного материала и взаимодействие с одноклассниками. Использование интерактивных методов обучения доказывает свою эффективность на различных этапах урока: актуализации знаний, изложении нового материала, закреплении полученных знаний, рефлексии и т.д.

Таким образом, интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

  1. активное включение каждого учащегося в процесс усвоения учебного материала;
  2. повышение познавательной мотивации;
  3. развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  4. обучение навыкам успешного общения;
  5. воспитание лидерских качеств, умение работать в команде;
  6. принятие на себя ответственности за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Литература:

  1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: ACT: Астрель, 2008.
  2. Тимошкина Е.А. Интерактивные методы обучения в современном образовании. Самара: изд-во «Самарский университет», 2015



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках английского  языка....

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативно-речевой и социокультурной компетентности школьников

Знание иностранных языков сегодня - не только культурная, но и экономическая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства, бизнеса.Коммуникативно-речевое и со...

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Актуальность данной работы в том, что в отличие от традиционного, интерактивное обучение позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических ...

Интерактивные методы обучения на уроках английского языка

Интерактивные методы обучения на уроках английского языка...

Интерактивные методы обучения на уроках английского языка

В статье описаны типы интерактивных уроков...

Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка

Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка...