Интерактивные методы обучения на уроках английского языка
статья по английскому языку

Евстифеева Мария Викторовна

В статье описаны типы интерактивных уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnye_metody_obucheniya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №85 с углубленным изучением отдельных предметов.

Статья (из  опыта работы)

«ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ                      

                            АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

                               Учитель английского языка Евстифеева           Мария  Викторовна

г. Нижний Новгород

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ:

      1. Концептуальное  обоснование проблемы.

  1. Вовлечение учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка. Примеры из практики.
  2. Типы интерактивных уроков.
  3. Список литературы.

1. Концептуальное  обоснование проблемы.

В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм, приемов  и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения. В соответствии с требованиями новых федеральных  государственных стандартов формирование универсальных учебных действий является одним из основных направлений в учебно-воспитательном процессе.  Реализовать данное направление невозможно без использования интерактивных методов обучения. Овладение интерактивными приемами и методами работы, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

В современных  социально-экономических условиях, в процессе инновационных преобразований, разработки и введения государственных стандартов в образовании жизненно необходимо внедрение новых  образовательных технологий, формирование новых социальных отношений,  при которых  создавались бы максимально благоприятные условия самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника.  

2. ВОВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ИНТЕРАКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

              В основе современных инновационных технологий лежит личностно – ориентированное обучение. В практике преподавания иностранного языка я применяю технологии интерактивного обучения. Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» - взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.) Технология обучения во взаимодействии основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. Главная же идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе! Это делает процесс изучения предмета интересным, формирует и развивает у учащихся мотивированный интерес к предмету. Используемые приемы и методы интерактивного обучения направлены на усиление роли активности учащихся.

Я пришла к выводу, что применение интерактивных форм урока обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, заставляет его идти в ногу со временем. Целью применения интерактивного метода обучения является формирование мотивированного интереса к английскому языку, создание условия для развития речевой компетенции учащихся в различных видах речевой деятельности, которая ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих вопросов. Задача состоит в том, чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиваться того, чтобы он развивал познавательный интерес, побуждал учащихся к активному участию в учебном процессе.

 Итак, существует несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве.

  1. «Учимся вместе». Такой подход к организации обучения в сотрудничестве разработан в университете Миннесота в 1987г. Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения заданий определенной культуры общения. Роль учителя – контроль. Этот вариант я использую при изучении грамматики, при работе с текстом.
  2. Исследовательская работа учащихся в группах - следующий вариант вовлечения учащихся в интерактивную деятельность. Акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают индивидуально или в группах. Они выбирают подтему общей темы. Совместно составляется доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом. Чаще я использую этот вариант в проектной технологии. Например, в 5 классе по теме "Помощь окружающим людям” учащиеся выполняли проекты. Первая группа назвала свой проект " They need our care” Группа состояла из 4 учащихся. Перед ними стояла задача выяснить, какая категория людей большего всего нуждается в помощи и почему. И как сами учащиеся могут помочь таким людям.  Учащиеся пришли к выводу, что нужно быть внимательнее не только к своим родным и близким, но также к окружающим, особенно к пожилым и детям сиротам. Обсудили, какую посильную помощь они могут оказать эти людям.

             

             Вторая группа работала над проектом, который назывался "Готовим концерт” Ребята выясняли, как правильно последовательно организовать подготовку к концерту. Попробовали сами принять участие в некоторой концертной деятельности, что открыло многочисленные таланты, способности разных ребят.

   Например, в 10 классе  по теме "Легко ли быть молодым?” учащиеся выполняли проекты. Первая группа назвала свой проект " Teenage years. Do they bring luck?” Группа состояла из 5 учащихся. Перед ними стояла задача выяснить, какие молодежные проблемы существуют в нашем городе. Учащиеся пришли к выводу, что причиной всех бед является алкоголизм – как среди подростков, так и среди взрослых. Проект оформили в виде буклета.

Вторая группа работала над проектом, который назывался "Легко ли быть молодым?” Ребята выясняли, с какими проблемами сталкиваются подростки – давление сверстников, непонимание взрослых, курение, употребление алкоголя, проблемы в школе; они выразили свое отношение к этим проблемам и предложили свои пути решения их. Они проводили интервьюирование "What is bad about being a teen?”, в котором приняли участие их одноклассники. Свой проект они также оформили в виде буклета.

  Для выполнения этих проектов учащиеся должны были не просто овладеть языковым материалом по данной теме, но и применить его на практике. Ведь основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Совместная работа над подготовкой проекта давала также каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его важному жизненному навыку: умению работать в команде, активно сотрудничая друг с другом. Они еще раз убедились в пагубном влиянии алкоголя на человека. Как видим, работа над этими проектами имела еще и воспитательное значение.

3. ТИПЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ УРОКОВ.

 Можно выделить следующие типы интерактивных уроков, приемлемых для уроков иностранного языка:

  • Урок - ролевая игра  
  1. По игровой методике:  предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.
  2. По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие, развивающие.
  3. По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые.
  4. По игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные
  5. Ролевая игра. Это маленькая сценка, разыгрываемая учениками. Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.  
  • Урок - консультация
  • Уроки творчества
  • Урок - аукцион
  • Урок - зачет
  • Уроки сомнения
  • Урок - конкурс (викторина)
  • Уроки фантазии
  • Урок-игра
  • Урок-концерт
  • Урок - экскурсия
  • Урок - коллаж  

        В данной статье мне хотелось бы представить описание урока – коллажа.  Широки возможности применения данного приема при составлении монологических высказываний на начальном и среднем этапе ( составить рассказ о себе, Лондон, мои каникулы и т.д.),а также при ознакомлении с текстами страноведческого характера. По форме и содержанию коллаж – это средство зрительной наглядности, представляющее собой образное схематическое фиксированное с помощью языковых и экстралингвистических средств отображения некоторой части предметного содержания, объединенного ключевым ядерным понятием. Вокруг ключевого понятия группируются разноплановая, разноуровневая, сопроводительная информация, например, названия текстов, рисунки, фотоматериалы, слова, фразы, предложения, грамматические категории.  

           Коллаж направлен на возникновение у учащихся всего комплекса ассоциаций, связанных с тем или иным ядерным понятием.

         Прием коллажирования позволяет соединить вербальную, графическую и изобразительную наглядность, глубже проникнуть в тему, развивает творческое мышление, не давая готового содержания высказывания, но, предлагая возможность планировать содержание высказывания самостоятельно. За счет комбинирования различных цветов и насыщенности тона можно подчеркнуть значимость одних компонентов над другими и показать их тематические связи. Неожиданное сочетание коллажа вызывают различные ассоциации у каждого отдельного обучаемого, что способствует развитию самостоятельности и независимости суждений.  

         Интерактивный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Я пришла к выводу, что учащиеся на интерактивных уроках прилежны и усердны. Им не приходится скучать. И, наконец, отметки, которые ребята получают за урок, намного выше тех, что они получают на традиционных уроках. Интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.  

        Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал), оказывает консультационную помощь, подводит учеников итоговым рефлексиям.

 

            В заключении хотелось бы отметить, что урок с использованием интерактивных приемов и методов это оптимальный опыт активного сотрудничества учителя и ученика, что подтверждают слова Конфуция:

 «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму». Особо надо отметить положительно эмоциональную настроенность учащихся не только в отношении  друг к другу, но и к уроку в целом, а также их повышенную активность, желание расширять свой кругозор, овладевать новыми знаниями по изучаемой теме.

         Таким образом, использование интерактивных форм преподавания английского языка способствует повышению мотивации учащихся на изучение английского языка,  стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность учителю более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении.  

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 1

Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. – 2000. - № 2. – С .7 Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка.- 2005. № 6. – С. 49-54

Егорова Л.М. Нетрадиционные формы урока – один из способов повышения интереса к предмету // ИЯШ 1991 № 3.- С 46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках английского  языка....

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативно-речевой и социокультурной компетентности школьников

Знание иностранных языков сегодня - не только культурная, но и экономическая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства, бизнеса.Коммуникативно-речевое и со...

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Актуальность данной работы в том, что в отличие от традиционного, интерактивное обучение позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических ...

Иcпользование интерактивных методов обучения на уроках английского языка

Современные требования к организации процесса обучения диктуют необходимость развития и активного применения инновационных технологий в системе общего образования.Речь идет о формировании умения учить...

Интерактивные методы обучения на уроках английского языка

Интерактивные методы обучения на уроках английского языка...

Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка

Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка...