использование веб- квест технологии для развития исследовательских и творческих навыков на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Чипурнова Галина Алексеевна

В работе рассказывается. как создать веб-квест и использовать его для развития творческих способностей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл использование веб-квестов945.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шарангская средняя школа

Тема: Использование веб-квест технологии для развития исследовательских и творческих навыков у учащихся на уроках английского языка.

                                                                 

В современном обществе, особенно при переходе школы на новые образовательные стандарты второго поколения ФГОС, все больше уделяется внимания личностным качествам человека, которые позволяют ему адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Современному человеку уже не обойтись без знания иностранных языков. Основной целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, которая дает возможность человеку понять чужую культуру, принимать, анализировать, передавать информацию и получать ответ.

На помощь учителю пришли новые технологии - информационно-коммуникационные. Именно эти технологии, как основные, способствуют развитию познавательного интереса учащихся. Они позволяют сделать урок более интересным, творческим, что помогает повысить мотивацию у учащихся к изучению иностранного языка, способствуют воспитанию функциональной грамотности учащихся, формируют учебные, познавательные и мобильные качества ученика.

На уроках иностранного языка при помощи современных интернет-технологий можно решить целый ряд учебных задач: сформировать навыки и умения чтения, использую аутентичные материалы сети; усовершенствовать умения и навыки в письменной речи учащихся; пополнить словарный запас учеников; расширить кругозор; сформировать у учащихся мотивацию к изучению иностранного языка.  Способствует повышению мотивации проектная деятельность. Кроме этого она способствует развитию и реализации творческого потенциала, формированию новых компетенций, развитию умения работать в команде, делает учебный процесс более насыщенным, интересным, эффективным. Еще для уроков английского языка важно проблемно-ориентированное и поисковое обучение. Все эти три метода обучения, связанные с поиском, исследованием, отбором и структурированием необходимой информации, сочетаются в одной технологии. Эта технология – веб-квест (web-quest)- это целенаправленный поиск, связанный с приключениями или игрой. В современных педагогических технологиях данный вид работы представляет собой проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Данная модель была разработана Берни Доджем, профессором педагогики из университета Сан-Диего, США в 1995 году. Автор разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными.  Б. Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов:

1. По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.

2. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.

3. По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ (retelling tasks), компиляционные (compilation tasks), загадки (mystery tasks), журналистские (journalistic tasks), конструкторские (design tasks), творческие (creative product tasks), решение спорных проблем (consensus building tasks), убеждающие (persuasion tasks), самопознание (self-knowledge tasks), аналитические (analytical tasks), оценочные (judgment tasks), научные (scientific tasks).

Задания на пересказ (retelling tasks) представляют собой самый простой пример использования Интернета как источника информации. Суть компиляционного задания (compilation task) заключается в том, что учащиеся должны взять информацию из различных источников и привести ее к единому формату. Финальная работа может быть опубликована в Интернете или представлена в форме какого-либо осязаемого или нецифрового продукта. Веб-квест, созданный на основе задания-загадки, требует синтеза информации из набора источников и создания головоломки, которую невозможно решить простым поиском ответа на какой-либо конкретной странице Интернета. В журналистских веб-квестах (journalistic tasks) учащиеся должны собрать факты и организовать их в жанре новостного репортажа, интервью или другого журналистского жанра. Конструкторский веб-квест (design task) требует от учащихся создания продукта или плана действий по выполнению заранее определенной цели в определенных рамках. Например, спланировать кухню, удовлетворяющую нуждам определенной семьи или найти работу и распланировать карьеру вымышленным выпускникам университета и так далее. Творческие веб-квесты (creative products task) требуют от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация и так далее). Творческие проекты похожи на конструкторские, но являются более свободными и непредсказуемыми в своих результатах. При оценке таких проектов следует больше внимания уделять творчеству и самовыражению учащихся. Веб-квесты по решению спорных проблем (consensus building tasks) предполагают поиск и представление различных, порой противоположных, мнений на одну и ту же проблему и попытку привести их к консенсусу. Убеждающий веб-квест (persuasion task) имеет своей целью создание продукта, способного убедить кого-то в чем-то. Такое задание выходит за рамки обычного пересказа и требует от учащихся разработки аргументов в пользу какого-либо утверждения, мнения, варианта решения проблемы на основе материалов, полученных при работе с квестом. Конечным продуктом такого проекта может быть выступление в суде, письмо, статья или пресс-релиз, постер, видеозапись, мультимедийная презентация, веб-страница и так далее. Веб-квесты, ориентированные на самопознание (self-knowledge tasks), имеют своей целью лучшее понимание учащимися себя самих, которое может развиваться через исследование он-лайн и офф-лайн ресурсов. Такие проекты встречаются редко, но примеры все же существуют, например, веб-квест "What will I be when I graduate from the university?", направленный на изучение ресурсов Интернет, связанных с будущей карьерой. Аналитический веб-квест (analytical task) исследует взаимозависимость вещей реального мира в рамках заданной темы. Такие задания дают почву для получения учащимися знаний в условиях, при которых они должны внимательно изучить одну или несколько вещей и найти в них сходства и различия, а также вычислить скрытый смысл этих сходств и различий, понять связь причины и следствия и обсудить их значение. Например, при сравнении культур двух стран или народов необходимо не просто выявить их сходства и различия, а поразмышлять и порассуждать о том, что они означают, каковы их причины и следствия. Оценочные веб-квесты (judgment tasks) представляют учащимся ряд предметов и просят их оценить или классифицировать, или выбрать решение из ограниченного списка. Зачастую, но необязательно, учащимся предлагается исполнять какую-либо роль в таких квестах, например, судьи в вымышленном судебном процессе. Научные веб-квесты (scientific tasks) служат для знакомства и приобщения учащихся к научным исследованиям в различных областях знаний. Интернет богат как исторической, так и свежей информацией, которая может быть полезной в любой науке.

Главная особенность веб-квеста состоит в том, что учитель дает учащимся конкретный список web-сайтов, которые соответствуют тематике проекта и уровню знаний учащихся. Т.е учащиеся должны будут найти необходимую информацию, перейдя по ссылкам, которые учитель приготовил и проверил. Поэтому учащимся не придется тратить много времени на поиски лучших сайтов и бесконечно искать нужную информацию. Учащимся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую- либо проблему, используя эти материалы. По завершении квеста ученики могут представить собственные веб-страницы по данной теме, или другие  творческие работы в электронной, печатной или устной форме. Таким образом, технология веб-квестов ориентирована на эффективное формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Веб-квест должен иметь следующую структуру:

  • вступление (формулировка темы, описание главных ролей,участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста);  
  • центральное задание (задание, вопросы, на которые учащиеся должны найти ответ в рамках самостоятельного исследования,  какой итоговый результат должен быть достигнут)
  • список информационных ресурсов (средства, которые можно использовать при выполнении заданий, включая информационные ресурсы Интернет);  
  • описание основных этапов работы; руководство к действиям (разнообразные советы по выполнению того или иного задания, "заготовки" Web-страниц для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов и пр.);
  •  заключение (итоги исследования, вопросы для дальнейшего развития темы и пр.).

Сегодняшние цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе.

Этапы работы над веб-квестом

1. На первом этапе учитель проводит подготовительную работу, знакомит с темой, формулирует проблему. Темы подбираются так, чтобы при работе над ними школьник углубил свои знания по изучаемому предмету или приобрел новые знания. Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1- 4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

2. На этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки учащихся. При поиске ответов на поставленные вопросы среди большого количества научной информации развиваются критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. Ученики приобретают навыки трансформировать полученную информацию для решения поставленных проблем. Накопленный опыт последовательных действий под руководством учителя поможет каждому в организации своей дальнейшей индивидуальной исследовательской деятельности в мировом информационном пространстве.

3. На этапе оформления результатов деятельности происходит осмысление произведённого исследования. Работа предусматривает отбор самой значимой информации и представление её в виде web – сайта, html –странички, слайд-шоу, буклета, анимации, постера или фоторепортажа. На этом этапе очень важна роль учителя как консультанта.

4. Обсуждение результатов работы над веб-квестами можно провести в виде конференции, чтобы учащиеся имели возможность показать свой труд, осознав значимость проделанной работы. Команда выдвигает человека, который будет защищать проект.

На этом этапе закладываются такие черты личности как, ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержка и умение выступать перед аудиторией. Работа с веб-квестами может быть предложена и как домашнее задание для учащихся, интересующихся предметом, её можно провести в классе при наличии сдвоенных уроков. Хороший результат дает данный вид деятельности при подготовке к олимпиадам, так как расширяет кругозор и эрудицию. Реальное размещение веб-квестов в сети в виде web–сайтов, созданных самими детьми, позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

Рассмотрим веб-квест «Let’s go to London»

Начинается квест с введения, погружения учащихся в сценарий.

В разделе задание объясняется, что учащиеся должны сделать в процессе работы.

В разделе процесс работы описан ход работы, которую необходимо выполнить каждому участнику. Выполнив все задания, учащиеся смогут успешно подготовить итоговое задание. Процесс работы может состоять из нескольких шагов.

На странице оценивания подробно описаны требования к итоговой работе.

Что дает работа с веб-квестами? Стимулирует познавательную активность учащихся, позволяет проявить себя как творческую личность не только ученику, но и учителю. Учащиеся смогут: совершенствовать собственную речевую культуру; развивать некоторые личностные качества; формировать коммуникативную компетенцию. Осуществлять информационный поиск; оценивать степень значимости источника; структурировать найденную информацию, проводить ее анализ; использовать средства ИКТ для сопровождения деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие практических умений и навыков на уроке английского языка в коррекционной школе VII вида

Английский язык сегодня – очень популярная и востребованная область знаний. Людям, его изучающим, он необходим по разным причинам: учёба и работа за границей, продвижение по карьерной лестнице, общени...

Развитие граматических умений и навыков на уроках английского языка

Работа указыкает на актуальность проблемы формирования грамматических навыков на уроках английского языка, рассматривает этапы работы по формированию данных навыков, в ней приводятся примеры упражнени...

Использование обучающих инновационных технологий, рифмы как основы проективно-образовательной деятельности на уроках английского языка и во внеклассной деятельности.

Статья посвящена описанию различных инновационных приемов и традиционных подходов к обучению английскому языку....

Развитие разговорных и грамматических навыков на уроках английского языка

В данной статье описываются приемы и задания, которые используются для формирования и развития  разговорных и грамматических навыков на уроках в начальной и старшей школе ...

Применение новых образовательных технологий в процессе развития и обогащения языковых навыков на уроках английского языка.

Основная идея, положенная в основу моей деятельности, заключается в создании условий, которые обеспечивают применение  новых образовательных технологий в процессе развития и обогащения  язык...

«Использование элементов образовательных технологий для повышения эффективности работы с детьми на уроках английского языка»

        Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого ребёнка, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ...