Семинар-тренинг по теме "Роль рефлексивной практики в педагогической деятельности" с рефлексией
методическая разработка по английскому языку

Сиротенко Марина Сергеевна

Дата проведения: 2 ноября 2015г.         

Тренер – преподаватель: Сиротенко Марина Сергеевна, учитель англ.языка

Тема семинара – тренинга: «Роль рефлексивной практики в педагогической деятельности».

Количество участников: 4 человека

Место проведения: МБОУ СОШ №4, г.Салехард

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_seminara-treninga.docx40.25 КБ
Файл otchet_o_provedenii_seminara-treninga.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Программа    «Тренер – преподаватель по английскому языку»

               

ИТОГОВАЯ РАБОТА

на тему

«THE ROLE OF REFLECTIVE PRACTICE IN TEACHING»

СЛУШАТЕЛЬ:

Сиротенко Марина Сергеевна            

           ФИО                                                                                     (подпись)

РУКОВОДИТЕЛЬ:

Евдаш Валерия Михайловна                                                                             

зав. отд. англ.яз. РИМС ТюмГУ                                                                                  

Салехард – Тюмень 2015

Content

page

Training plan      

3

 Reference

11

 Appendix 1: Power Point presentation

Appendix 2

Appendix 3

Appendix 4

Appendix 5

Appendix 6

Appendix 7

Appendix 8

Appendix 9

Appendix 10

Appendix 11

Appendix 12

Appendix 13

Appendix 14

Appendix 15

 Appendix 16

Appendix 17

Appendix 18

 Appendix 19: Video Lesson 

Appendix 20

Training Plan Form

Target teacher group: teachers of EFL from school №4, Salekhard (4 people)

  • work experience: about 15 - 20 years;
  • good knowledge and language skills;
  • very experienced in practical teaching;
  • glad to refresh their knowledge and skills in teaching techniques, tools and tactics;
  • open to new ideas;
  • ready to share their own experience of teaching methodology and practice with colleagues.

Topic of the Workshop: «The Role of Reflective Practice in Teaching»

Aim of the workshop: understanding the importance and need to use reflective practice in teaching as a mechanism for professional development and teaching skills.

Learning Outcomes:

  • to identify what «Reflection/Reflexivity/Critical Reflection/Reflective Practice» mean;
  • to define the value of reflective practice in teaching;
  • to introduce Gibbs’ Reflective Cycle and acquaint with different reflective tools and techniques in teaching;
  • to practice using some of reflective tools in teaching.

Learning Output: Trainees should be able to make a list of reflective tools and techniques they would like to use in teaching.

Duration: 2 ac/h

Materials & Audio-visual aids:

  • Power Point presentation «The Role of Reflective Practice in Teaching»: appendix 1.
  • Russian and foreign reference material, articles, Wikipedia: Definition of reflection (Appendix 1: slide 5, Appendix 2-6);
  • Quotes (Appendix 7);
  • Worksheet with a mingle activity «Find someone who…???» (Appendix 8);
  • The article «The Role of Reflection in Teaching» by Office of Faculty and Instructional Development (Appendix 9); 
  • Sheets of paper with stages of Reflective Cycle and the questions                          (Appendix 10);
  • The adapted article «Gibbs’ Reflective Cycle» (by the Mind Tools): https://www.mindtools.com/pages/article/reflective-cycle.htm (Appendix   11, 12);
  • Sheets of paper with the names of reflective tools in teaching and their description (Appendix 13);
  • Sample forms of reflective tools (Appendix 15-19);
  • Practice Teaching Feedback Questionnaire (Appendix 20);

Stages of workshop:

Stage

Trainer procedures

Teacher actions

Materials/

Activities

Interaction form

1. Lead in (5 min.):

To input content of the workshop’s topic I use brainstorming (Slide 2): instruct trainees to look at the slide with different pictures from every day lesson’s situations for some seconds and write down what they see. Then, have them look at the picture again and find something they didn’t seen before, write down. Finally, have them look again and ask to find something they didn’t see the first two times. Discuss trainees’ notes: What do they see in the pictures? What did they miss at first? Second? Why? Are these situations from the lessons familiar for them? How often do they find themselves replaying in their head the events of the school day? Think-Pair-Share: Ask trainees to write three questions they often ask themselves after their lessons or school day, and then ask them to pair with a partner to discuss their questions, and finally, share their thoughts with the class.               (Slide 3)

When we have questions we try to answer them. One way to find out (to get answers for our questions) is …???(Slide 4) Can you guess the topic of our discussion?

Follow the trainer’s instructions, answer the questions, work alone and in pairs, share their thoughts and ideas with their colleagues, guess the topic of discussion.

 

1) PowerPoint presentation

«Reflective Practice in Teaching»                      (slides 1-4), appendix 1;

2)Brainstorming «Thought Progression»

3) Think-Pair-Share

1) Alone

2) Pairwork

3) Open class

2. The Definition                   of Reflective Practice.

(10 min)

To introduce four main definitions which are connected with Reflective Practice I suggest trainees to take part in the activity called «Graffiti»: divide teachers into four groups; every group gets a sheet of paper with one of four definitions (Reflection/Reflexivity/Critical Reflection/   Reflective Practice) (Appendix 2,3,4,5); then I ask groups to write some words or phrases which can describe the main idea of these definitions and pass their sheet the next group for filling in; the sheets of paper will be working around from one group to another.

Conduct feedback: discuss trainees’ assumptions/thoughts/

ideas  and compare them with definitions from different sources  (Slide 5, Appendix 6, Slide 6).

1) Take part in the activity called «Graffiti»; to work in groups; to peel their assumptions with colleagues; compare their ideas/thoughts about Reflective Practice with definitions from different sources (Slide 5, Appendix 6,  Slide 6);

2) Reflect how they can use or modify the activity «Graffiti» in the lessons.

1) PowerPoint presentation

«The Role of Reflective Practice in Teaching»                      (slides 5, 6), appendix 1;

2) Russian and foreign reference material, articles, Wikipedia. (Appendix 1: slide 5, Appendix 6);

3) The activity «Graffiti».

1)Group-work

2)Open class

3. The value of «Reflective Practice» in teaching.

(12 min)

1) To discuss the value of «Reflective Practice» in teaching I use in-class activity called «Quotes» (Appendix 7): I hang quotes in different places around the room, ask trainees to walk around and discuss the quotes in pairs-small groups-big groups (pyramid discussion). Conduct feedback: What quote do you like best? Why?

2) The next activity is «Find someone who…???» (Appendix 8): hand out participants worksheets with sentences describing the value of Reflective Practice; ask them to find out who of their colleagues thinks/supposes/    judges that RP…

Conduct feedback: Why is it important to use Reflective Practice in teaching?                   (Slide 7)

1) Discuss the quotes in pairs-small groups-big groups (Appendix 7); share their thoughts/

opinions with colleagues.

2) Take part in mingle activity «Find someone who…???» (Appendix 8): ask and answer questions:                     Do you think/suppose/ agree that RP…; mark the names of their colleagues in worksheets; share their results with the class; express their opinions about the value of Reflective Practice.

3) Reflect how they can use or modify «Quotes» or a mingle activity «Find someone who…???» in the lessons.

1) PowerPoint presentation

«The Role of Reflective Practice in Teaching»                      (slide 7), appendix 1;

2) Quotes (Appendix 7);

3) A mingle activity «Find someone who…???» (Appendix 8).

1) Pyramids

2) Mingling

3) Open class

4. The Structure of Reflection. Gibbs’ Reflective Cycle.(15 min)

1) To involve trainees in beginning of the reflective process I ask them to familiarize with a reflective plan before teaching a lesson, during teaching and after teaching (Appendix 9); discuss it in pairs, conduct feedback.

2) To introduce Gibbs’ Reflective Cycle I use a poster-making activity: divide teachers into some groups; hand out every group sheets with stages of Reflective Cycle and the questions which we can ask ourselves on every stage (Appendix 10); ask trainees to put these stages in order and choose right questions for every stage. Conduct feedback:

discuss compare the results of trainees’ posters with  information from different sources (Slide 8, Appendix 11); introduce the example of Reflective Cycle Plan                   (Appendix 12) 

1) To familiarize with the structure of reflective plan before teaching a lesson, during teaching and after teaching (Appendix 9); discuss it in pairs, assess the plan.

 2) Work in groups, put the stages of Reflective Cycle in order and choose right questions for every stage, make a poster; compare their results with  information from different sources                     (Slide 8, Appendix 11)

3) Reflect how they can use or modify   a poster-making activity in the lessons.

1) PowerPoint presentation

«The Role of Reflective Practice in Teaching»                      (slide 8), appendix 1;

2) The article «The Role of Reflection in Teaching» by

Office of Faculty and Instructional Development (Appendix 9);

3) A poster-making activity: 

sheets with stages of Reflective Cycle and the questions (Appendix 10);

4) The Article «Gibbs’ Reflective Cycle» (Appendix   11, 12) 

1) Pairwork

2)Groupwork

3) Open class

5. Reflective Practice techniques and tools.

(13 min)

 To introduce Reflective Practice techniques and tools (Slide 9) I use a matching activity: hand out participants sheets of paper with the names of reflective tools in teaching and their description (Appendix 13); in pairs or in small groups ask trainees to match the names of reflective tools with their description. Conduct feedback: compare trainees’ results with information from different sources (Appendix 14); discuss What tools were familiar for teachers? What ones would they like to use in their Teacher Reflective Practice?

Take part in a matching activity: match the names of reflective tools with their description (Appendix 13); work in pairs and discuss their assumptions; compare their results with information from different sources (Appendix 14); reflect What tools were known for them? What ones would they like to use in their Teacher Reflective Practice?

2) Reflect a matching activity: When and how often they use such in-class activity in their lessons. 

1) PowerPoint presentation

«The Role of Reflective Practice in Teaching»                      (slide 9), appendix 1;

2) A matching activity: (Appendix 13, Appendix 14)

1) Pairwork/

Groupwork

2) Open class

6. Reflection of the Video Lesson.

(30 min)

1) To familiarize trainees with some forms of reflective tools: reflective lesson plan (Appendix 15, 16, 17), a teaching dairy (Appendix 18), Reflective Cycle Plan (Appendix 12). Conduct feedback:

Which form do they like best for self-reflection? Why?

 2) To practice one of above mentioned reflective tools I present a lesson video of the 4th grade on the topic «Tenses: Present Simple/Past Simple/Future Simple» (Appendix 19); ask trainees watch the video, divide into groups and reflect a video lesson using one form of reflective tools; then cross groups and deal their reflection (feelings/thoughts/ideas) with their colleagues, and then with class. Conduct feedback.

1) Watch a lesson video of the 4th grade on the topic «Tenses: Present Simple/Past Simple/Future Simple» (Appendix 19); divide into groups, discuss the lesson and reflect it using one form of reflective tools; then cross groups and deal their reflection (feelings/thoughts) with their colleagues, and then with class.

2) Reflect how they can use or modify   a cross-group activity in their lessons.

1) Sample forms of reflective tools (Appendix 15-19);                   2)Demonstration: a lesson video(Appendix 19);

3) Mini-task

1) Cross-groups

2) Open class

 

7. Follow up. Feedback.

(5 min)

Conduct feedback of the workshop: ask trainees to answer the questions in Practice Teaching Feedback Questionnaire (Appendix 20).

 Answer the questions in Practice Teaching Feedback Questionnaire (Appendix 20); share their impressions with the class.

Practice Teaching Feedback Questionnaire (Appendix 20).

1) Alone

2) Open class

References:



Предварительный просмотр:

Отчет по проведению семинара – тренинга

Тренер – преподаватель: Сиротенко Марина Сергеевна, учитель английского языка МБОУ СОШ №4, г.Салехард

Тема семинара – тренинга: «Роль рефлексивной практики в педагогической деятельности».

Количество участников: 4 человека

Место проведения: МБОУ СОШ №4, г.Салехард

Цель семинара - тренинга: осмысление важности и необходимости  применения рефлексивной практики в педагогической деятельности как механизма профессионального развития и  педагогического мастерства.

Задачи семинара-тренинга:

  • систематизировать теоретические знания о таких понятиях, как  «Рефлексия», «Рефлексивная практика», «Рефлексирующий практик» в педагогической деятельности;
  • обозначить важность и необходимость использования рефлексии                           в педагогическом процессе;
  •  познакомить коллег с моделью рефлексии Г.Гиббса, техниками и инструментами педагогической рефлексии и их практическим применением;
  • повысить мотивацию к использованию «Рефлексивной практики» в педагогической деятельности.

Основные этапы:

1) Введение в тренинговую программу: определение темы семинара-тренинга; использование техники «Мозговой штурм».

2) Введение понятий «Рефлексия», «Рефлексивная практика» «Рефлексирующий практик»; использование техники «Graffiti».

3) Ценность «Рефлексивной практики» в педагогической деятельности: обозначение и обсуждение важности и необходимости использования рефлексии в педагогической деятельности; использование приемов «Quotes», «Find someone who…?», формы взаимодействия «Pyramid Discussion».

4) Знакомство со структурой рефлексии в педагогической деятельности: модель рефлексии Г.Гиббса, составление коллажа (постэра) «Gibbs’ Reflective Cycle», разбор самоанализа урока по теории Г.Гиббса.

5) Техники и инструменты педагогической рефлексии: описание, виды, ситуации применения; использование техники «Matching».

6) Применение инструментов педагогической рефлексии на практике: просмотр и анализ видео урока по одной из предлагаемых форм: 1) Reflective lesson plan;                       2) a Teaching dairy; 3) Reflective Cycle Plan.

7) Этап рефлексии проведенного семинара-тренинга: использование инструментов обратной связи «Practice Teaching Feedback Questionnaire».

Рефлексия

Описание:

     Семинар-тренинг проводился в МБОУ СОШ №4, г. Салехард. Участники семинара-тренинга  – учителя английского языка, работающие в данной школе. Кабинет, в котором проводился семинар, был оборудован всем необходимым для проведения тренинга: электронная доска Smart, подготовленный заранее дидактический и раздаточный материал, ватманы, маркеры, клей.

    Тема семинара-тренинга: «Роль рефлексивной практики в педагогической деятельности». Цель семинара – тренинга: осмысление важности и необходимости  применения рефлексивной практики в педагогической деятельности как механизма профессионального развития и  педагогического мастерства. Длительность семинара-тренинга: 2 академических часа (90 мин.). Семинар состоял из 7 этапов, на которых были рассмотрены такие понятия, как: «Рефлексия», «Рефлексивная практика» «Рефлексирующий практик» в педагогической деятельности; обозначена важность и необходимость использования рефлексии в педагогической деятельности; коллеги были ознакомлены с техниками и инструментами педагогической рефлексии и их практическим применением.

    Для достижения цели и задач семинара-тренинга использовались различные приемы и техники, такие как: «Мозговой штурм», «Graffiti», , «Find someone who…?», «Matching task», «Quotes», которые помогли представить теоретический материал семинара интересно и творчески.                                                                          

    Использовались различные формы взаимодействия: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. Участники семинара-тренинга делились своими идеями и мнениями по обсуждаемой проблеме, выполняли аналитическую и творческую работу.

Чувства:

    Несмотря на то, что атмосфера семинара была дружелюбной, а участниками семинара – тренинга были коллеги по работе, знакомые мне люди, я все равно ощущала чувство беспокойства и волнения. Я была обеспокоена тем, как мои коллеги воспримут и отреагируют на предлагаемые им формы работы; будет ли выбранная тема семинара интересна и полезна для них.

    Благодаря поддержки коллег, во время семинара-тренинга я забыла о своем волнении и полностью была поглощена дискуссией и деятельностью.

    После проведения семинара я провела анализ проделанной работы, выявила успешные стороны тренинга, а также отметила те моменты, которые необходимо изменить или доработать.

Оценка:

    Участники семинара отметили, что выбранная форма работы «Семинар-тренинг» более эффективна и интересна, чем обычное тематическое выступление или лекция, где участник является пассивным слушателем. Была отмечена важность и необходимость выбранной темы семинара-тренинга в образовательном процессе.

     Одними из самых эффективных этапов тренинга были названы  этапы «Знакомства со структурой, техниками и инструментами педагогической рефлексии их применение на практике», на которых участники семинара не только приобрели новые знания в данной области, но и попробовали  применить эти знания  на практике (анализ видео урока по одной из предлагаемых форм рефлексии).

     Из приемов,  техник и форм взаимодействия, которые использовались во время семинара, особый интерес вызвали: «Graffiti», «Poster-making activity»,  «Find someone who…?» (a mingling activity), «Pyramid Discussion», «Cross-pairs»; была обозначена многофункциональность данных приемов: возможность использования на разных этапах урока при изучении, отработки или закреплении  лексического, грамматического и страноведческого материала.

Анализ:

     Несмотря на успешность вышеперечисленных приемов и техник, можно отметить и некоторые недочеты в их содержании.

     На этапе «Ценность рефлексивной практики в педагогической деятельности», который включал в себя обсуждение важности и необходимости использования рефлексии в обучении, применялась техника «Find someone who…?» (a mingling activity). Смысл задания заключался в проведении участником семинара опроса на тему «Ценность рефлексии в педагогической деятельности» и его анализ. Участникам предлагалась анкета, содержащая предложения, отражающие важность и необходимость использования рефлексии в педагогической деятельности. Используя данную анкету, участникам необходимо было найти коллег, которые согласны с утверждениями, приведенными  в анкете и подвести итоги опроса. Данное задание имело положительные отзывы со стороны участников, хотя на него было затрачено больше времени, чем полагалось. По мнению коллег, структуры некоторых предложений были слишком длинные и требовали больше времени для осмысления содержания.

     Этап «Знакомство со структурой рефлексии в педагогической деятельности», где участникам предлагалось составить коллаж («Poster-making activity») и изобразить модель рефлексии Г.Гиббса, также занял больше времени, чем предполагалось. Участникам было сложно определить последовательность этапов модели рефлексии Г.Гиббса и подобрать необходимые вопросы к каждому этапу. Данные затруднения были связаны с нечетким представлением участников о том, что может включать в себя тот, или иной этап рефлексии; что конкретно необходимо описывать на данном этапе. Также время было затрачено на подбор вопросов к каждому этапу (возможно из-за их большого количества). Но, несмотря, на вышеперечисленные трудности, данный прием можно считать успешным. Главная идея этого задания была не в том, чтобы участники семинара-тренинга безошибочно определили последовательность этапов рефлексии или правильно подобрали вопросы к каждому этапу, а в том, чтобы они попробовали это сделать, анализируя, обмениваясь своими идеями и мыслями в группе. Также данный прием показывает, как можно представить теоретический материал интересно и креативно.

      В конце семинара-тренинга проводился этап «Использование инструментов педагогической рефлексии на практике»,  на котором участники просматривали видео урок и анализировали его в группе по одной из предлагаемых форм: Reflective lesson plan, a Teaching dairy, Reflective Cycle Plan. Анализ был сделан в сжатой форме; не все слабые стороны урока были отмечены; поступало несколько предложений по повышению продуктивности и эффективности данного урока. Скорее всего, на данном этапе, сказалась усталость участников семинара, связанная с длительностью просмотра урока (15 минут) и затратой времени на предыдущих этапах.  

Вывод:

      В целом, со стороны коллег, семинар-тренинг имел положительные отзывы. Благодаря использованию разнообразных техник и форм работы, семинар-тренинг получился технологичным и продуктивным. Участники семинара не только приобрели новые знания в теоретической части темы, но и смогли  применить эти знания на практике.

      Конечно, стать «Reflective Practitioner», коллеги не обещали, так как для этого необходимо  большое количество времени, которым педагоги,  к сожалению, не обладают, загруженные ежедневной «бумажной» и другой дополнительной работой. Но проводить анализ своей деятельности в обучении (по мере необходимости), опираясь на обсуждаемые техники и инструменты педагогической рефлексии, было обозначено необходимостью для мотивации учащихся, создания продуктивных и эффективных занятий, профессионального развития и  педагогического мастерства.

      По итогам проведенной рефлексии (заполнение «Practice Teaching Feedback Questionnaire»), можно сделать вывод, что семинар прошел успешно и был полезен для коллег.

План действий, направленных на улучшение семинара-тренинга:

1.  Внести небольшие изменения в содержание техники «Find someone who…?» (a mingling activity): сократить структуры некоторых предложений, описывающих важность рефлексии в педагогической деятельности, или разбить их на более простые.  Это облегчит понимание содержания предложения и поможет сэкономить время.

2.   Для того, чтобы помочь участникам семинара-тренинга более успешно справиться с заданием «Составление коллажа («Poster-making activity») и изображение модели рефлексии Г.Гиббса», можно провести перед выполнением этого задания «Pre-teaching» (этап снятия трудностей): обсудить с участниками значения данных ступеней рефлексии, выяснить их представления и идеи, подсказать участникам при возникновении трудностей с определением последовательности этапов. Также, для экономии времени, можно сократить количество вопросов, которые необходимо подобрать к каждому этапу (2 наиболее важных вопроса к каждой ступени будет достаточно).

3.  Сэкономить время и силы участников семинара-тренинга на последнем этапе «Использование инструментов педагогической рефлексии на практике», можно сократив время просмотра видео урока (от 15 мин. до 7 мин.); просмотреть урок фрагментами, или выбрать один из этапов урока и проанализировать его. Для того, чтобы анализ был кратким, но эффективным, можно обратить внимание участников на более важные пункты в выбранной ими форме рефлексии: Reflective lesson plan, a Teaching dairy, Reflective Cycle Plan и провести анализ урока соответственно этим пунктам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-тренинг для родителей "Любить - значит заботиться"

родительское собрание с психологическими упражнениями, не требующими атрибутики...

Семинар - тренинг "Профилактика интолерантности"

Семинар – тренинг «Профилактика толерантности»  разработан мною для занятий в школе  и посвящен  развитию толерантности и профилактике экстремизма среди молодежи.В программе  приве...

Занятие семинара – тренинга «Учёба актива органов самоуправления воспитанников»

Формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения; продолжение ознакомления и усвоения основ речевого этикета....

ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Описание понятия "рефлексия" и ее компонентов....

Презентация "Роль рефлексивной практики в образовательном процессе"

Дополнительный материал к семинару-тренингу по теме "Роль рефлексивной практики в образовательном процессе"...

Рефлексивные приемы в педагогической деятельности

Предлагается вариант проведения этапа урока "Рефлексия" на уроках информатики в виде электронного опроса...

Семинар-тренинг по формированию психолого-педагогической компетенции в профессиональной деятельности молодых педагогов на тему: «Точки силы, точки роста»

В конспекте тренинга описаны практические упражнения, направленные на формирование психолого-педагогической компетенции педагогов. Данный тренинг был представлен на семинаре-тренинге для молодых педаг...