Семинар-тренинг по формированию психолого-педагогической компетенции в профессиональной деятельности молодых педагогов на тему: «Точки силы, точки роста»
план-конспект по психологии

Сатылбаева Олеся Александровна

В конспекте тренинга описаны практические упражнения, направленные на формирование психолого-педагогической компетенции педагогов. Данный тренинг был представлен на семинаре-тренинге для молодых педагогов 10 ноября 2021 года и проходил в онлайн формате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тренинг Точки силы, точки роста.30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг по формированию психолого-педагогической компетенции в профессиональной деятельности молодых педагогов, на тему: «Точки силы, точки роста»

(1СЛАЙД) Для начала работы предлагаю вам оценить свое самочувствие и настроение на данный момент. Для этого среди предложенных трех цветов на слайде, выберите тот, который больше всего вам нравится в этот момент, и нажмите на пиктограмму «ладошка» в левом нижнем углу вашего экрана.

Красный соответствует тревожному, возбужденному, беспокойному состоянию.

Желтый обозначает приподнятое настроение, радостное, человек имеет интерес к происходящему.

Зеленый это уравновешенное, спокойное, расслабленное состояние.

        Подсчет голосов.

(2 СЛАЙД) Упражнение-разогрев «Разноцветныей текст». На слайде представлены слова, одного шрифта, но разного цвета. Вам необходимо по порядку вслух  назвать цвет, которым написан текст. Дойдите до конца и затем повторите в обратном порядке.  Давайте начнем вместе, попробуем, а далее вы продолжите сами. Тренируемся!

-  Интересно ли вам было выполнять упражнение?

- Были ли затруднения при выполнении данного упражнения? На какой строчке ваше внимание начало рассеиваться? (ответы педагогов в микрофон)

Думаю, это упражнение, приподняло ваше настроение и готовность принимать активное участие в тренинге, а заодно вы попрактиковались в выполнении кинезиологического упражнения. Напомню, что эти упражнения направлены на межполушарное взаимодействие, т.е. активизацию мыслительных процессов.

Необходимость в преодолении различных жизненных трудностей возникает в нашей жизни постоянно. Это такая работа, которую мы регулярно вынуждены выполнять. Ведь представить себе жизнь без трудностей, просто-напросто невозможно. Трудности возникают у всех и всегда. Неважно, где и как живет человек, с определенными жизненными трудностями он будет сталкиваться постоянно, потому что они неизбежны. А раз они неизбежны – нам всем необходимо уметь их преодолевать. А чтобы преодолевать трудности, нужно уметь правильно их воспринимать и грамотно оценивать, чтобы затем вырабатывать необходимую стратегию по их преодолению. Всему этому можно научиться. Сегодня в этом мы и попробуем разобраться.  

Предлагаю вам выполнить  упражнение «Ловец благ».

Что бы с Вами ни происходило, во всём постарайтесь найти положительные качества. Трудности становятся трудностями только потому, что мы относимся к ним как к трудностям, наделяя это понятие негативным смыслом. Речь идёт не о самообмане, а о способности во всём научиться видеть положительные стороны.

Назовите положительные стороны дождя. Он прибивает пыль – воздух становится чище. Поливает всё живое – растительный мир предстаёт перед нами во всей красе. Дождь смывает грязь с улиц, наполняет водой канавки в саду – теперь её надолго хватит для полива. Благодаря дождю Вы сможете заняться насущными домашними делами. Когда идёт дождь, хорошо читается, спится и т. д. Дождь благотворно влияет на качество подземных вод – значит, не нужно искать мастера, чтобы углубить колодец. От дождя растут грибы, лучше клюёт рыба. И ещё кое-кто перестанет придираться к тому, что вы моете машину водой из водопровода.

(3СЛАЙД)

А теперь рассмотрим ситуации, которые представлены на слайде и активно с ними поработаем.

Педагоги по очереди дают устные ответы. Затем им предлагаются следующие ситуации:

-         Назовите плюсы того, что Вам предложили провести открытое занятие?

-  Назовите положительные стороны в том, что педагог вступил в конфликт с родителем?

-        Что хорошего может быть в том, что в группе появился ребенок, который постоянно обижает сверстников.

Таким образом, можно сказать в каждой, казалось бы, плохой ситуации можно увидеть и положительную сторону. Необходимо лишь научиться этому.

(4 СЛАЙД)

Следующая методика, которую я вам предлагаю, называется

«Колесо жизненного баланса». Эта замечательная методика, которую следует проделывать несколько раз в год, чтобы наглядно оценить свою ситуацию. Дисбаланс в какой-то из сфер в вашей жизни ведет к дисбалансу в другой, например, отсутствие карьерного роста может привести к смене рода деятельности, переживаниям и разочарованиям, что отрицательно отражается на здоровье человека и взаимоотношениях в семье. Колесо демонстрирует, куда утекает ваша энергия, и почему вам не хватает сил на совершенствование в другой сфере.

Нашу жизнь в целом можно разделить на 8 основных сфер. Предлагаю вам сейчас начертить круг и разделить его на 8 частей, примерно, как на слайде. Каждая часть обозначает сферу жизни: здоровье, отношения, друзья и окружение, карьера, деньги, духовный рост и творчество, саморазвитие, отдых и развлечения. Все сферы нужно поделить на 10 делений. Начиная от центра круга, надо оценить каждую сферу в вашей жизни по своим личным ощущениям  от 1 до 10 и отметить точку на шкале.

Не стоит долго думать над пунктами. Первая цифра, которая пришла на ум, и будет верной. Поставив точки на шкале каждой сферы, соедините их.

В идеале колесо должно быть ровным, чтобы оно смогло крутиться вперед и продвигать человека по жизни. Посмотрите, какое колесо жизненного баланса получилось у вас? Если оно ровное и может крутиться, тогда вы живете в гармонии и вам можно позавидовать. А вот если оно получилось недостаточно ровным, то вам нужно поработать над какой-то из сфер своей жизни, потому что жизненные сферы взаимосвязаны: успех в одной сфере наполняет энергией, творческим потенциалом, который переносится на другие, в том числе и на вашу педагогическую деятельность.

(5 СЛАЙД)

Как улучшить колесо баланса?

1. Для начала нужно выявить причину дисбаланса .

2. Подумать над своими проблемами.

3. Далее необходимо ставить перед собой цели. Это очень важный критерий для достижения дальнейших успехов. При правильной постановке целей в жизни человека многое начнет меняться и налаживаться.

4. Проработайте каждую сферу, поставив себе по 2-3 цели на 3 ближайших месяца.

Напишите их рядом с каждым сектором. После того, как цели вы написали, проставьте к ним сроки. Это обязательное условие – у каждой цели должен быть свой срок исполнения для того, чтобы она не просто висела у вас в голове или была на листке бумаге, а чтобы вы точно знали, что с ней делать дальше.

Когда эта работа закончена, у вас на руках появляется четкий анализ ваших затруднений и план, что нужно с ними делать дальше. Далее повесьте ваше Колесо жизни на видное место за рабочим столом и не забывайте уделять время своим целям. Уверена, теперь вы точно будете знать, что нужно делать! Удачи вам и терпения в достижении своих целей!

Контроль эмоций – тоже достаточно важный момент в деле преодоления трудностей. Одним из приемов самоконтроля является дыхательная гимнастика. Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению.

Уважаемые коллеги, вы, наверное, утомились, предлагаю немного отдохнуть и сделать дыхательную гимнастику под названием «Насос».

Предлагаю всем встать, и давайте представим жаркий – жаркий день.  Растения хотят пить, головки у них поникли, листочки опустились. Покажите… Спасибо.

Напоить растения водой можно, если включить насос. Насосом будем мы. Встаньте прямо…Глаза закройте…

Насос начал качать воду. Она глубоко под землей. Приготовились. Глубоко вдыхаем через нос… Голова, плечи тянутся вверх, живот втягивается… Набрал насос воду, а теперь выливаем воду – выдыхаем через рот…Делаем медленный выдох… Плечи опускаются, живот выпячивается…Молодцы! Хорошо получается! Снова набираем воду. Медленно выдыхаем через нос…Поднимаем плечи…Тянемся вверх, живот втягиваем…Много воды набрали. А теперь поливаем наши цветочки так чтобы вода не расплескалась быстро. Выдыхаем воздух ртом медленно… Опускаются плечи…Выпячивается живот… Молодцы!

Упражнение повторяется еще 2-3 раза.

Обрадовались наши цветочки. Ожили. Вытянули свои головки, потянули листочки к солнышку. Покажите, какими стали наши цветочки… Молодцы. Спасибо! (можете присесть)

Вывод: дыхательная гимнастика снимает психомышечное напряжение, включает воображение, учит произвольности во владении своим телом, саморегуляции в сложных ситуациях.

(6СЛАЙД)

Упражнение «Улыбка».

Работа воспитателя – это огромная нагрузка на психоэмоциональную сферу. Также для снятия эмоционального напряжения, для формирования навыков самоконтроля, который  входит в общекультурную компетенцию педагога, предлагаю упражнение под названием «Улыбка».

Лечебная сила улыбки и смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

Улыбка — это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Вы можете это проверить прямо сейчас. Улыбнитесь (неважно, если получится гримаса, вся суть в том, что работают нужные мышцы). Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Давайте вместе попробуем.

- Возникли ли у вас какие-то трудности?  Эффективно ли было упражнение? Поделитесь своими впечатлениями.

- Почувствовали ли вы что-то особенное?

Это упражнение можно проводить везде, где угодно: в автомобиле, на прогулке, у телевизора. Если вы впервые проделали это упражнение, то теперь вы знаете, что после него всегда чувствуешь себя лучше.

(7СЛАЙД)

Сказка-наставление «Ручеёк».

Закончить наш мини тренинг мне бы хотелось сказкой-наставлением с элементами медитации  «Ручеек». Закройте глаза или  смотрите на картинку на слайде. Слушайте мой голос. Представьте себя ручейком.

Когда-то давно жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с гор в красивую зелёную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут он остановился и задумался: "А куда же бежать дальше". Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался.

Но тут он услышал Голос: "Смелее! Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного! "

Но Ручеёк продолжал стоять. Ему очень хотелось стать большой полноводной рекой, но он боялся изменений и не хотел идти на риск.

Тогда Голос снова заговорил: "Если ты остановишься, то никогда не узнаешь, на что ты на самом деле способен! Просто поверь в себя, и тогда ты в любом окружении сможешь найти правильную дорогу! Беги дальше! "

И Ручеёк решился. Он побежал по пустыне. Ему было очень плохо. Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. И через несколько дней он высох.

Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней.

Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. И вот Ручеёк пролился в море многочисленными маленькими капельками дождя. Теперь он слился с огромным морем. Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком. Ручеёк подумал: "Я несколько раз изменил форму и только сейчас мне кажется, что я наконец-то стал самим собой! "

Можете открыть глаза и поделиться своими впечатлениями.

- Получилось ли у вас смедитировать? Что вы себе представляли?

Спасибо за ответы.

Сделаем вывод, что не надо смотреть на трудности, как на что-то нехорошее, неправильное, вредное, нежелательное –  принимайте их, учитесь находить в них положительные стороны, смотрите на работу с ними, как на игру, в которую вам нужно выиграть. Не бойтесь изменений и никогда не останавливайтесь на достигнутом! Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди. Главное - быть уверенным в себе и не бояться принимать решения!

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Давайте проведем рефлексию. Вернемся к цветовому выбору. Узнаем изменилось ли ваше настроение, самочувствие на конец тренинга? Выберите один из цветов, представленных на слайде, обозначение которого подходит вашему настроению, самочувствию на конец тренинга.

(Подсчет голосов. Вывод.)

Спасибо всем за работу. Если есть пожелания, или вы хотите поделиться вашими впечатления, я готова вас выслушать. Хотелось бы узнать, насколько полезна была вам информация, предоставленная сегодня.

Информацию по данному тренингу вы можете увидеть на моей странице на сайте нашего детского сада «Журавушка».

 Благодарю за внимание! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажер по теме "Точки максимума, точки минимума" ЕГЭ. Профильный уровень.

В работе представлена подборка заданий №12  профильного уровня ЕГЭ по теме "Точки максимума, точки минимума". Задания взяты из "Открытого банка заданий по математике". Материал будет полезен как ...

Актуальные проблемы профессиональной деятельности молодых педагогов в ходе модернизации образования в Фурмановском районе.

Статья  раскрывает основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые педагоги в школе. Автор статьи  озвучивает пути решения проблемы....

Доклад на тему: Профессиональная рефлексия как фактор развития профессиональной деятельности молодого педагога.

Доклад на тему "Профессиональная рефлексия как фактор разватия профессиональной деятельности молодого педагога"  предназначен для учителей и будет полезен при подготовке материала на вы...

Формирование у обучающихся компетенции самостоятельной образовательной деятельности (из опыта работы учителя математики)

      Самостоятельная работа - важное условие развития личности, ее творческих  возможностей, путь воспитания самостоятельности. Но, самостоятельная работа вызывает у некото...

Статья "Формирование иноязычной коммуникативной компетенции через проектную деятельность духовной тематики"

В статье затрагивается актуальная проблема необходимости повышения уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся средней школы. Так как коммуникативная компетенция является очевидной пр...

«Формирование психолого-педагогических условий для реализации «Я — концепция» (на этапе возрастных изменений 7-8кл)»

Я-концепция — результат самооценивания и самопознания относительно разных происходящих в жизни человека событий и мнений других окружающих его личностей. Я-концепция очень важна для становления ...

Точка роста как ресурс формирования цифровых компетенций обучающихся

Для современной цифровой экономики нужны компетентные кадры.  А для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовате...