Доклад на тему: Профессиональная рефлексия как фактор развития профессиональной деятельности молодого педагога.
статья

Пешкова Татьяна Геннадьевна

Доклад на тему "Профессиональная рефлексия как фактор разватия профессиональной деятельности молодого педагога"  предназначен для учителей и будет полезен при подготовке материала на выступлении в методических объединениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_professionalnaya_refleksiya.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Профессиональная рефлексия как фактор развития профессиональной деятельности молодого педагога.

Социально-экономические изменения в обществе, реформирование сферы образования актуализировали проблему профессионально-личностного самосовершенствования учителей. Современному обществу нужен человек, способный осуществлять саморазвитие личности в условиях рефлексии собственных способностей, знаний, умений, деятельности, её результатов. Способность личности к осуществлению деятельности рефлексивного характера является одним из важнейших показателей её компетентности, конкурентоспособности, успешности деятельности. Рефлексивное осмысление сознания, деятельности, поведения, опыта является конструктивным путём профессионального развития личности.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия включает в себя построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок; переживание, припоминание; решение проблем. Она охватывает также обращение к убеждениям в целях интерпретации, анализа, осуществления действий, обсуждения или оценки.

Рефлексия мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей деятельности. По мнению И.Н. Семенова [8], рефлексия это процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику.

 Профессиональная рефлексия это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе с существующими о ней представлениями. Эти представления подвижны они развиваются.

Рассматриваемое научное понятие педагогическая рефлексия является объектом изучения психологии, философии, педагогики.

Ряд авторов исследуют педагогическую рефлексию как особый вид способностей. Л.М. Митина [7] определяет рефлексию как совокупность способностей анализировать, оценивать, понимать себя, регулировать собственное поведение и деятельность, проникать в индивидуальное своеобразие ученика, вставать в позицию ученика и с его точки зрения увидеть, понять и оценить себя, конструктивно разрешать свои внутриличностные противоречия и конфликты. А.К. Маркова [6] под педагогической рефлексией понимает «способность учителя мысленно представить себе сложившуюся у ученика картину ситуации и на этой основе уточнить представление о себе..., это обращенность сознания учителя на самого себя, учёт представлений учащихся о его деятельности и представлений ученика о том, как учитель понимает деятельность ученика». В психолого-педагогической литературе рассматриваются следующие виды педагогической рефлексии, имеющие место в профессиональной деятельности учителя: - интеллектуальная рефлексия (А.А. Бодалев [2] определяет её как способность педагога входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как её субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности);

- кооперативная рефлексия (И.Н. Семенов [8] выявляет, что кооперативная рефлексия реализуется в процессах совместной деятельности и позволяет проектировать коллективную деятельность, согласовывать совместные действия субъектов педагогической среды);

- социально-перцептивная рефлексия (С.В. Кондратьева [4], подчёркивает, что данный вид рефлексии является основой процесса познания учителем субъектов педагогического и профессионального взаимодействия и состоит в переосмыслении, перепроверке педагогом своих представлений и мыслей о детях и коллегах, которые у него сформировались в процессе общения и совместной деятельности);

- личностная рефлексия (В.А. Кривошеев [3] находит проявление личностной рефлексии в процессе познания субъектом содержания своего сознания, своей деятельности, общения и отношения к себе, другим и к выполняемой деятельности);

 - коммуникативная рефлексия (Б.П. Ковалев [3] выявляет, что она заключается в осознании учителем того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие).

Решение вопроса о развитии профессиональной рефлексии становится особенно актуальным в процессе подготовки будущих учителей. Развитие рефлексии необходимо начинать с самых первых шагов формирования профессиональных качеств, т.к. по отношению ко всем другим качествам рефлексивность выступает как координирующее, организующее и интегрирующее начало. Степень её сформированности проявляется в том, насколько педагог оказывается в состоянии скоординировать и интегрировать все иные свои качества для эффективной реализации профессиональной деятельности. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы уже с первого курса у обучающихся (студентов) рефлексия формировалась не стихийно, а целенаправленно. Важно выделить два уровня рефлексии: рефлексия по поводу собственного учения (в позиции «обучающийся») и рефлексия по поводу организации обучения (в позиции «педагог»). На первом уровне, где студент взаимодействует с другими в позиции «обучающегося», рефлексия это процесс и результат осознания совокупности происходящих во время учебного занятия деятельностей. Предметом рефлексии может быть как собственная деятельность субъекта рефлексии, так и любая другая деятельность, в том числе и в их взаимосвязях. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

 - рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия (с целью установления эмоционального контакта с группой) и в конце деятельности. Применяется цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Рефлексия деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Таким образом, рефлексия имеет и сугубо инструментальное значение выступает как способ решения учебных проблем. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В конце учебного занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали, т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. На втором уровне обучающийся (студент) находится в позиции «учителя»:

 - учитель как проектировщик своей собственной деятельности по обучению учащихся «эксперт по подаче информации»;

 - учитель как организатор деятельности учащихся по решению учебной задачи «эксперт по коммуникации»;

- учитель как создатель своего собственного опыта «исследователь - аналитик» [1].

 В рефлексивной позиции «эксперт по подаче информации» учитель делает предметом анализа свои планирующие действия, т.е. рефлексивные процессы его сознания обращены на содержание предстоящего учебного занятия и приобретают конструирующий характер. Когда учитель приходит на урок, он погружается в процесс учебного взаимодействия («эксперт по коммуникации»). Предметом его рефлексии становится сам процесс учебного взаимодействия, учащиеся, их действия, эмоциональные реакции, отношения. Рефлексию учителя в таких ситуациях можно назвать интерактивной, она сопровождает действия, совпадая с ними по времени. Рефлексия учителя, решающего задачи «исследователя аналитика» носит обзорный характер и направлена на анализ, оценку, обобщение своего опыта, осмысление опыта других учителей. В зависимости от того, когда имеет место рефлексивный анализ: до совершения деятельности, одновременно с ней или после её завершения, можно выделить соответственно такие виды рефлексии:

- упреждающая (рефлексия-до-действия действия ещё нет, а оно уже анализируется);

 - синхронная (рефлексия-в-действии учитель синхронно контролирует своё взаимодействие с учащимся, что даёт ему возможность осуществлять гибкую настройку и коррекцию своих действий в соответствии с текущей ситуацией.);

- ретроспективная (рефлексия-после-действия позволяет увидеть её ещё раз, но уже в «зеркале заднего вида», отмечая свои достижения и ошибки, извлекая уроки из пройденного пути.).

 Все виды рефлексии присутствуют в деятельности учителя, но с опытом его работы меняется их значимость. Так, для начинающего учителя более характерны рефлексия-до-действия и рефлексия-последействия, поскольку рефлексивный контроль своих планирующих действий и итоговая рефлексия произведённых действий помогают ему обеспечить эффективность деятельности в целом. Владение рефлексией-вдействии, более характерное для опытного учителя, уже освоившего другие виды рефлексивного анализа, отражает его способность быть включённым во все происходящее на уроке и является знаком его профессионального мастерства. Наиболее часто применяемыми методами и приёмами, позволяющими вывести обучающихся (студентов) в рефлексивную позицию по отношению к их учебно-профессиональной (профессиональной) деятельности являются:

- опорные программы наблюдений за своими действиями в профессионально значимых ситуациях с последующим анализом полученных результатов;

 - ведение дневниковых записей, фиксирующих события профессиональной жизни с последующим анализом и осмыслением;

 - просмотр занятий учителей, студентов с последующим анализом и самоанализом.

 В процессе работы по формированию рефлексии у будущих педагогов, нами также были апробированы и получили положительную оценку такие формы, как рефлексивная беседа, рефлексивное учебное занятие и рефлексивный тренинг. Важно заметить, что современной школе нужен педагог, стремящийся и умеющий осуществлять управление собственным профессиональным и личностным развитием. Это возможно при наличии развитой педагогической рефлексии. Несомненно, рефлексия влияет на развитие личности: - во-первых, она ведет к целостному представлению, знанию о содержании, способах и средствах своей деятельности; - во-вторых, разрешает критическое представление о себе и о своей деятельности; - в-третьих, делает человека (специалиста) субъектом своей активности. Таким образом, рефлексия помогает будущему педагогу сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.

Литература

1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя. - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, с.

 2. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии», с. 3. Карнелович М.М. Рефлексия учителей на этапе послевузовского образования. Гродно : ГрГУ, с.

4. Кондратьева С.В. Профессионализм в педагогическом общении. Гродно: Изд-во ГрГУ, с.

5. Лидак Л.В., Погребная О.С. Рефлексия как условие формирования адекватной «Я-концепции» педагога: Монография. Ставрополь: Изд-во СГПИ, с.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, с.

7. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, с.

8. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества рефлексии. М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

Основная цель общего среднего образования в России (согласно стратегии модернизации содержания общего образования) – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях ...

Доклад на тему: "Оценка учителя, как фактор его профессионального роста и развития училища"

Никто  не  может  показать  миру,  каков я есть, ярче, чем это смог сделать я сам. Никто не может утаить себя от собратьев, поскольку каждый поступок человека, каждый акт твор...

Комплексная модель факторов развития профессиональной компетентности педагога работающего с одарёнными детьми.

Развитие профессиональной компетентности педагога включает следующие факторы: 1. Квалификация:   А) теоретический компонент,  Б) практический компонент ,    ...

Актуальные проблемы профессиональной деятельности молодых педагогов в ходе модернизации образования в Фурмановском районе.

Статья  раскрывает основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые педагоги в школе. Автор статьи  озвучивает пути решения проблемы....

"КОУЧИНГ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА"

Методическая разработка в рамах участия в сетевом проекте "Школа наставничества"....

Выступление по теме "Конкурсное движение как фактор повышения профессионального роста педагогов", в рамках проведения РМО - педагогическая мастерская "Пригласите на урок" на базе Управления образования администрации МО "Холмогорский муниципальный район"

Профессиональные конкурсы – это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов, участие в конкурсах для учителей физической культуры образовательных учреждений способствует эффект...

Семинар-тренинг по формированию психолого-педагогической компетенции в профессиональной деятельности молодых педагогов на тему: «Точки силы, точки роста»

В конспекте тренинга описаны практические упражнения, направленные на формирование психолого-педагогической компетенции педагогов. Данный тренинг был представлен на семинаре-тренинге для молодых педаг...