Методическое пособие для молодых специалистов "Рекомендации по поэтапной работе над развитием критического мышления во время чтения на уроках иностранного языка»
методическая разработка по английскому языку

Панасенко Саида Джавдатовна

Данные методические рекомендации предполагают методику организации учебно-педагогической деятельности молодых специалистов при планировании урока английского языка с применением приемов критического мышления.

Пособие посвящено применению приемов критического мышления в образовательном процессе. Приведена классификация приемов критического мышления, разработаны этапы работы над развитием критического мышления во время чтения на уроках иностранного языка, представлены рекомендации по выбору приемов.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №159»

Центрального округа г. Новосибирска

Панасенко Саида Джавдатовна

Методическое пособие для молодых специалистов "Рекомендации по поэтапной работе над развитием критического мышления во время чтения на уроках иностранного языка»

Автор-составитель:

Панасенко С.Д.  – учитель

 английского языка МБОУ «Лицей №159»

г. Новосибирск 2019

Содержание

Аннотация ………………………………………………………3

Пояснительная записка ………………………………………4

Введение………………………………………………………...7

  1. Понятие критического мышления и классификация приемов…………………………………………………8

2. Этапы работы над критическим чтением текста……………………………………………….11

3.    Рекомендации по выбору приемов критического мышления……………………………………………………13

4.   Алгоритм конструирования урока с использованием приемов критического мышления……………………………………………………………14

Заключение…………………………………………………….16

Используемые источники    …………………………………..17

Приложение    ………………………………………………….18


Аннотация

Данные методические рекомендации предполагают методику организации учебно-педагогической деятельности молодых специалистов при планировании урока английского языка с применением приемов критического мышления.

Пособие посвящено применению приемов критического мышления в образовательном процессе. Приведена классификация приемов критического мышления, разработаны этапы работы над развитием критического мышления во время чтения на уроках иностранного языка, представлены рекомендации по выбору приемов критического мышления.

Предлагаемая методическая рекомендация может быть использована и во внеклассной работе в школе при проведении внеклассных мероприятий или родительских собраний.

Данная методическая рекомендация разработана на базе собственного опыта применения приемов критического мышления в школе.


Пояснительная записка

Актуальность методической разработки

В последнее время Российская система образования претерпевает постоянные изменения, которые вызвали необходимость трансформировать российское образование в соответствие с новыми реалиями. В стране созрело понимание определяющей роли образования в развитии всех составляющих нашей жизни, государством стало уделяться повышенное внимание к проблемам его качества и эффективности.

        Для достижения поставленных государством целей образования педагогам необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрить новые технологии и методы обучения, принципиально изменить свою позицию, как педагога и позицию обучающегося, значительно повысить познавательную мотивацию школьников.

        Новая стратегия образования нацелена на полноценное развитие личности, а это означает, что современный выпускник школы должен обладать не только набором предметных знаний, но также и развитыми способностями, применять эти знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки самообразования, набор ключевых компетентностей, обеспечивающих уверенное вхождение во взрослую жизнь, быть мотивированным к постоянному продолжению обучения на протяжении всей жизни.

Важнейшим условием полноценной реализации данной стратегии является изменение позиции обучающегося. Переход обучающегося из позиции пассивного объекта, послушно выполняющего задания по запоминанию и воспроизведению информации, на позицию активного, творческого, целеустремлённого, самообучающегося субъекта.

Реализовать новую стратегию прежними педагогическими инструментами невозможно, требуются новые образовательные технологии и методы. Причём, эти технологии должны обеспечить перевод обучающегося на позицию заинтересованной в своём обучении личности и обеспечить уверенное достижение поставленных стандартами образовательных целей.

Кроме этого, образовательный процесс должен осуществляться в эмоционально комфортной, мотивирующей, творческой обстановке, чтобы обучение в новом формате из навязанного и зачастую неинтересного стало естественным и желанным для ребёнка.

Приемы критического мышления эффективно решают поставленные перед образованием новые задачи. Данные приемы являются инструментами, которые позволяют реально менять ситуацию в школе. Эти приемы обладают высоким мотивационным потенциалом и надёжно обеспечивают качество и эффективность образовательного процесса.

Известно, что качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Начинающие учителя слабо представляют повседневную педагогическую практику. Как повысить результативность и качество образовательного процесса? Любой начинающий преподаватель обязательно сталкивается с проблемой выбора методики обучения. Данные методические рекомендации помогут молодым преподавателям английского языка в их профессиональном становлении и значительно облегчат их работу. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях распространения передовых практик использования приемов критического мышления в образовательном процессе.

Цель методического пособия: систематизация и обобщение имеющегося опыта методической работы, оказание помощи молодым педагогам в подготовке методической документации по проектированию урока с применением приемов критического мышления.

Ожидаемые результаты

В результате использования методических рекомендаций в организации учебно-воспитательного процесса в школе, молодые педагоги ускорят процесс своего профессионального становления, смогут планировать и проводить уроки и внеурочные мероприятия с использованием новых образовательных технологий.

Инновации методической разработки

- адресат методического пособия – молодой специалист, а «отправитель» - опытный педагог, поэтому данная методическая разработка осуществляет напрямую принцип преемственности в области внутрикорпоративного повышения квалификации (управленческие новшества);

- созданы конкретные рекомендации по конструированию урока по технологии модерации с применением приемов критического мышления, приведен  пошаговый алгоритм действий (технологические новшества).


Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования наряду с другими определяют задачу формирования навыков чтения и работы с текстом. В современном обществе негативной тенденцией является снижение интереса к чтению и, как следствие, уровня читательской компетенции. Вместе с тем в мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в её отборе, понимании, хранении и передаче. Поэтому создание условий для развития читательской грамотности обучающихся, формирование речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений обучающихся, повышение уровня их речевой культуры — это перспективная цель современного учителя, который формирует у учащихся умение работать с текстами на бумажных и электронных носителях. Чтение — это фундамент всех образовательных результатов, обозначенных во ФГОС.

Критическое чтение – это активное, вдумчивое восприятие информации, целью которого является изучение текста, его оценка, оформление выводов, основанных на доказательствах. Критическое чтение способствует развитию у обучающихся навыков критического мышления, что дает возможность обучающимся ориентироваться в источниках информации, пользоваться различными стратегиями чтения, анализировать информацию с точки зрения важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. В процессе чтения обучающиеся должны владеть логическими умениями объяснять, анализировать, синтезировать, аргументировать, интерпретировать, оценивать, рассуждать и делать выводы. Обучающийся, который умеет читать критически, обладает высоким уровнем сформированности навыков восприятия и понимания текста.


Понятие критического мышления и классификация приемов

Сущность критического мышления отражена в пяти признаках, сформулированных Дэвидом Клустером (США).

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.  В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.

Критическое мышление – это сложный мыслительный процесс, начинающийся с восприятия информации и заканчивающийся принятием продуманного независимого решения. Мы представляем этот процесс как последовательность взаимосвязанных операций:

получение информации

             постановка проблемы

             сравнение информации из различных источников

             

             выстраивание системы рассуждений

          принятие решения.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо, которую разработали Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С.Уолтер дает возможность через использование комплекса стратегий сформировать у учащихся информационную и коммуникативную компетенции и создает базу для развития компетентности решения проблем.

 Возможно использование технологии не только в процессе обучения чтению и письму, но также и при обучении аудированию иноязычных текстов. Базовая модель технологии, состоящая из трех фаз: вызов, реализация смысла, рефлексия – задает логику построения урока и способы сочетания стратегий - методических приемов, способствующих развитию критического мышления. Важно, чтобы они использовались систематически и целенаправленно.

Работа над критическим мышлением предполагает определенные методы и стратегии, объединяющие приемы учебной работы по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждого этапа занятия. Как видно из приведенной ниже таблицы, для каждого этапа свои методы и приемы. Каждый же прием и стратегия в критическом мышлении имеют своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, сознание вновь приобретенной информации. Представим модель построения уроков в технологии развития критического мышления в виде таблицы:

Тип урока

Работа с
информа ционным
текстом

Работа с
художественным
текстом

Взаимообучение

Дискуссия

Письмо

Урок-
исследование

Вызов

Мозговой
штурм
Кластер

Мозговой
штурм

Верные
неверные
утвержде-
ния

“Толстые”
вопросы

Инвентаризация

Парная
мозговая
атака

Осмысление

Инсерт

Чтение с
остановками

Зигзаг
(мозаика)

Перекрестная
дискуссия

Составление
чернового
текста, правка

Заполнение
таблицы

Рефлексия

Возвращение к
кластеру

Кластер

Сводная
таблица

Эссе

Редактиро-вание

Бортовой журнал

Дальнейшее
целеполагание

Этапы работы над критическим чтением текста

Критическое чтение текста подразумевает соблюдение следующих этапов:

1.                Подготовка к чтению. На данном этапе происходит выявление признаков текста. Это такие признаки, как объем текста, название текста, автор, связь между началом и концом.

На уроке английского языка на данном этапе могут быть использованы  следующие вопросы и выражения: 

What do you think this text is about? 

What do you know about the author (or this topic)?

Make predicitons based on the first paragraph.

Guess the ending and check the last paragraph.

2.                Определение проблемы. На данном этапе следует выделить основную проблему текста, исследовать язык и стиль текста.

Учитель может задать следующие вопросы: 

What is the theme of the text? 

What does the author want to say? 

What are the conclusions? 

Также на данном этапе имеет место интерпретации текста, однако она может быть выделена в отдельные этап. Для определения языка и стиля текста учитель может использовать следующие команды:

Identify the language/style of the text and prove your choice.

Analyze the writing. Find adjectives that describe things (objects, people, places, processes) in the text. How to the affect the text, the mood of the text, do they help us understand the author’s attitude?

3.                Критическое чтение. На данном этапе учащимися даются ответы на вопросы, ими активно применяются умения изучающего чтения, также они выдвигают аргументы, если трактовка текста варьируется. Иными словами, на данном этапе обучающиеся воспринимают информацию, извлекают смысл, объясняют найденные факты с помощью привлечения предметных и метапредметных знаний. Для более эффективного протекания данного этапа обучающиеся делают пометки в процессе чтения. Это могут быть символы «?» (непонятная информация), «!» (важная информация), «V» (понятная, разобранная информация), + (новая информация) и другие. Также они могут подчеркивать ключевые слова. На данном этапе учитель может применить следующие выражения:

Read the text.

Underline the key words.

Mark the text with a question mark, an exclamation mark and a tick. Put them in the margins.

4.                Аргументация. На данном этапе происходит защита или опровержение аргументов, предложенных автором, выдвижение альтернативных идей. Учитель использует следующие выражения:

Identify/find the main arguments of the text.

Find supporting evidence for the main argument. Decide whether the given sentences support the main argument or disprove it.

Give your own arguments for the topic, whether you agree or disagree with the author.

5.                Рефлексия. На данном этапе происходит творческая переработка полученной информации. Продуктом на данном этапе может стать поэтическая переработка прозаического теста, эссе по одной из проблем текста, графическое представление темы или фрагмента текста, например, в формате кластера. Этот этап может быть растянут на последующее занятие, чтобы обучающиеся могли провести творческую работу дома и представить результаты на следующем занятии. Тем не менее, чтобы сделать завершающий штрих к занятию, на котором были реализованы предыдущие этапы, можно воспользоваться такой творческой формой, как синквейн.

Рекомендации по выбору приемов критического мышления

Дидактическая цепочка взаимосвязанных, усиливающих друг друга приемов критического мышления, нанизанных на общую логику урока, ведущую к поставленным целям, формируют современную образовательную технологию.

В зависимости от типа урока, тот или иной этап может отсутствовать. Какой именно этап взять – определяет педагог, исходя из всех особенностей урока и класса. При необходимости педагог может увеличивать количество этапов – за счет каких – тоже определяется особенностями урока, класса и готовностью педагога.

Можно выделить следующие критерии применения приемов критического мышления:

  • соответствие методов принципам обучения;
  • соответствие целям и задачам обучения;
  • соответствие содержанию данной темы;
  • соответствие учебным возможностям обучаемых: возрастным, психологическим, уровню подготовленности;
  • соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения;
  • соответствие возможностям вспомогательных средств обучения;
  • соответствие возможностям самих преподавателей – возможности определяются их предшествующим опытом, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателя

Алгоритм конструирования урока с использованием приемов критического мышления

  1. Разделить урок в соответствии с этапами критического чтения:

         Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

Фаза 2. Работа над темой

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.

  1. Распределить этапы урока/мероприятия по времени (составить план-график урока).  
  2. Подобрать/разработать приемы критического мышления для каждого этапа с учётом психологических особенностей обучаемого коллектива. Каждый из этапов урока необходимо наполнить приемами с учетом специфических целей этапа, всего урока. Все используемые в процессе урока приемы критического мышления должны соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения.
  3. Рассмотреть выбранные приемы на предмет использования ИКТ для их реализации.
  4. Помнить о мониторинге образовательного процесса,  рефлексии, как со стороны учителя,  так и со стороны обучающихся на протяжении всего урока.  Любая осмысленная работа должна завершаться понятным конкретным результатом. Для усиления структурированности урока и, соответственно, упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, важно каждый этап урока завершать визуализацией полученного результата. Это, с одной стороны, позволит педагогу определять соответствие получаемых результатов запланированным и, при необходимости вносить коррективы, а, во-вторых, будет обеспечивать методичное фиксирование обучающимися новой информации в ходе образовательного процесса.
  5. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.

Заключение

В настоящее время проблема повышения качества отечественного образования вызывает необходимость совершенствования образовательных технологий и профессионализма педагогических кадров.

В связи с этим необходимость внедрения в учебный процесс современных технологий обучения, развивающих творческие способности обучаемых и повышающих их заинтересованность в усвоении материала, не вызывает сомнения.

По моему мнению, учебный процесс должен быть увлекательным и результативным, направленным на максимальное достижение поставленных целей.

Применение приемов критического мышления позволяет не только повысить уровень подготовки обучаемых, представляющий собой конечный результат образовательного процесса, но и сделать этот процесс более интересным и продуктивным.

Вышеизложенные рекомендации помогут молодым педагогам:

  • правильно выбирать приемы с учетом времени, отведенного на изучение темы, а также значимости учебного материала для учебной деятельности;
  • применять приемы критического мышления систематически и целенаправленно;
  • учитывать индивидуальные особенности учебной группы и каждого обучающегося в отдельности;
  • повысить мотивацию обучающихся к изучению английского языка;
  • оценивать не только итоги обучения, воспитания и развития, но и обратную связь от учащихся

Используемые источники

1. Авраменко, В.В. Рефлексивно-деятельностные технологии в работе педагога. Метод. пособие / В.В. Авраменко. – Могилев: УО «МГОИРО», 2011. – 92 с.

2. Герасименко Т.Л., Гулая Т.М. Использование технологии «Развитие

критического мышления» в процессе обучения чтению // Филологические

науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. – № 12 (42):

в 3-х ч. – Ч. I. – C. 54–57.

3. Гильманова А.А., Никитина С.Е., Даминова Э.Р. Использование художественных текстов для обучения чтению на иностранном языке // Международный научно-исследовательский журнал. Педагогические науки, Апрель 2016. – С. 24–26.

4. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Русский язык. — 2002. — № 29. — URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902 (дата обращения: 10.10.2019).

5. Козленко Л. Н. Современный подход к формированию навыка смыслового чтения // Фестиваль педагогический идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/632538/ (дата обращения: 10.10.2019).

6. Кузнецова Елена Геннадьевна Технология развития критического (творческого) мышления через чтение и письмо // Проблемы педагогики. 2015. №4 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-tvorcheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pismo (дата обращения: 10.10.2019).

7. Ясинская С. Г. Учимся читать и понимать художественный текст. «Медленное» чтение поэтического текста // Учителю.net: электрон. журн. URL: http://uchitelu.net/media/341 (дата обращения: 10.10.2019).

Приложение

Приемы (стратегии) критического мышления

1. Стратегия «Кластер» («Ассоциация») используется на стадии вызова с целью активизации имеющихся знаний. На доске или на листах бумаги записываем тему урока, затем учащиеся в течение 3-5 минут пишут вокруг слова и фразы, которые ассоциируются для них с темой. Когда установленное время закончится, ученики объясняют возникшие у них идеи.  В ходе обсуждения они могут сформировать из записанных слов ассоциативные ряды, отразить в кластере связи элементов. Выстраивание кластера создает базу для целеполагания как на отдельном уроке, так и для цикла уроков по теме.

Ход работы:
1. Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или как заглавие на доске.
2. Затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут (время написания ассоциаций) написать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.
3. Учащиеся записывают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится установленное время. 
4. Количество написанных слов зависит от языковой подготовки учеников. Данный прием можно выполнять индивидуально, в парах или группах. После того, как ученики составили свои ассоциации, учитель просит нескольких учеников поделиться своими ассоциациями с группой или обменяться идеями в парах. 

Таким образом, каждый ученик через ассоциации пополняет свой активный словарь, развивает коммуникативные навыки, навыки говорения, письма и т. д.

Составление кластера на стадии рефлексии позволяет структурировать информацию, переосмыслить связи элементов, создает основу для прочного запоминания. Насколько эффективной была работа ученика, можно определить при сравнении кластеров, составленных им в начале и в конце работы над темой.

Необходимым условием эффективности работы с кластером является обсуждение ассоциаций, помогающее совместно выявить неверные представления об объектах и явлениях, найти объяснение различных понятий, установить причинно-следственные связи. Приемы стратегии позволяют обобщить изученный материал, помогают учащимся расширить лексический запас по теме, развивают коммуникативные умения. Перед чтением или прослушиванием художественного текста можно предложить учащимся догадаться о его содержании по названию, иногда по иллюстрации.  

2. Стратегия «Прогноз» не только формирует информационно-коммуникативные умения, но и способствует развитию творческих способностей детей. Прием Д. Огле «Знаю» - «Хочу узнать» является сквозной стратегией. Перед началом работы с текстом/ перед прослушиванием сообщения по теме/ учащиеся определяют границы имеющегося знания и вопросы, которые им хотелось бы выяснить, и заполняют первые два столбика таблицы.

  • В колонку “Знаем” заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).
  • В колонку “ Хотим узнать” заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.
  • В колонку “ Узнали” учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.

Ответы на вопросы последнего столбика становятся содержанием домашнего задания. Информация присваивается учеником как личное знание, когда каждый ученик заполняет таблицу самостоятельно (обычно на каждый столбик выделяется 5-7 минут), а затем в результате коллективного обсуждения заполняется таблица на доске.

3. Стратегия «Конспектирование» способствует формированию навыков работы с информацией, так как для сокращения текста  без потери существенной информации необходимо выделить ключевые понятия, вычленить главную мысль, установить причинно-следственные связи. Наиболее хорошо знакомый нам вид конспекта - линейный конспект (тезисное свертывание информации) – на уроке иностранного языка приемлем в виде текста компьютерной презентации. Более хорошо подготовленные в языковом плане ученики составляют конспект в виде личного списка слов или на основе опорных сигналов: символов, схем, рисунков. Очень эффективным приемом является составление конспекта – таблицы, часто в вопросно-ответной форме, с помощью которого проблема обсуждается в парах.

4. Стратегия «Разметка текста» («INSERT») позволяет учащимся систематизировать и оценить информацию, делая на полях пометки с помощью условных знаков: It’s well-known (V), It’s new and interesting (+), I don’t believe it (-), I need additional information (?). Традиционное подчеркивание менее эффективно, так как не содержит оценки информации. После систематизации маркированной информации в виде таблицы, проводится обсуждение каждого столбца в парах или группах.

Хорошо знакомые учителям упражнения типа “Say true, false or don’t know” не только решают прагматическую задачу проверки понимания текста, но и способствуют формированию критического мышления, если в самом тексте заложена ложная информация, которую необходимо выявить.

5. Стратегия «Дерево предсказаний» используется при работе с сюжетными текстами. На стволе записывается вопрос, обращенный в будущее: What will happen at the end? Текст разбивается на 3-4 части. После прочтения каждой части ученики записывают на листьях дерева свои прогнозы по содержанию рассказа, на ветвях аргументируя их. Каждую версию нужно обосновать и устно. Когда текст дочитан до конца, учащиеся проверяют, сбылись ли их прогнозы.

6. Стратегия «Двойной дневник» - простой и эффективный прием, который дает возможность исследовать содержание текста, увязать его с личным опытом и выразить свое отношение к прочитанному. Ученик записывает в левой части листа цитаты или идеи, которые произвели впечатление, понравились или озадачили, вызвали некоторые ассоциации, а справа - собственные комментарии к ним. Затем учащиеся в парах или в малых группах обсуждают идеи и отмечают то, что им понравилось в работе товарищей. В условиях ограниченного времени можно провести блиц-опрос: попросить ряд учеников зачитать только одну цитату и только один комментарий и попросить детей выявить самый интересный ответ. При обсуждении прочитанного особое внимание обращается на формирование способности интерпретировать содержание текста и его достоинства или недостатки в отношении высказываемых идей, отделять факты от частных мнений и субъективных суждений.

7. Стратегия «Тонкий и толстый вопросы» учит детей правильно строить общение. Важно показать детям, в каких случаях вопросы могут быть тонкими, требующими краткого однозначного ответа; а когда необходимы толстые вопросы, на которые нужно отвечать развернуто, обстоятельно. Особенно важно научить детей задавать друг другу открытые вопросы (в частности /why-questions/), которые побуждают размышлять, думать, воображать, творить или тщательно анализировать. Умение находить варианты ответов на открытые вопросы  и задавать такие вопросы – шаги к формированию критического мышления. Анализ прочитанного текста может быть эффективно организован при помощи приема «Три вопроса». Каждый ученик составляет три «толстых» вопроса для своего соседа по парте. Каждая пара выбирает и задает классу самый интересный вопрос.

8.  Рефлексивная стратегия «Синквейн» («Пятистишье») способствует творческому развитию ученика. Форма требует немногословного выражения синтезированной информации и отношения к ней по определенным правилам. Каждый ученик имеет до 3 минут, чтобы написать пятистишье. Эффективный способ организации работы – это работа в парах. Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Слово “синквейн” происходит от французского, означающего — пять. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн, затем он повернётся к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.

Правила написания синквейна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме
  5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания

P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания(из опыта работ...

Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо с целью формирования их коммуникативной компетенции

Презентация Microsoft Power Point "Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо на уроках английского языка с целью развития их коммуникативной компетенции" состоит из 24 слайдов. На ...

Формирование и развитие интеллектуальных умений при обучении чтению на уроках иностранного языка

В статье рассматриваются способы обучения различным стратегиям чтения на примере темы "Jobs"....

Из опыта работы. Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Технология развития критического мышления как средство достижения метапредметных результатов на уроках литературы. Основные приёмыТРКМЧП....

Развитие критического мышления при обучении чтению и письму.

Статья "Развитие критического мышления при обучении чтению и письму"....

Технология развития критического мышления на основе чтения и письма

Технология  развития критического мышления разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий сотрудничества и  разви...

Упражнения, используемые в технологии развития критического мышления при обучении чтению(часть урока).

Упражнения, используемые в технологии развития критического мышления при обучении чтению(часть урока).[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24041527","attributes":{"alt":"","class":"media...