СПОСОБЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (статья)
статья по английскому языку

Куманицына Карина Суреновна

Краткий обзор возможных приёмов и технологий работы на разных стадиях урока, а также полезные советы для проведения эффективного урока по ТРКМ

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (статья)

Что же такое критическое мышление и почему его нужно использовать на современных уроках ИЯ?  

Критическое мышление – это активное и интерактивное, творческое, рефлексивное, аналитическое, логическое познание окружающего мира и восприятие другой точки зрения.

Базовая модель Теории Развития Критического Мышления (ТРКМ) выглядит так: вызов – осмысление – рефлексия.

Стадия вызова – это актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения.

Стадия осмысления – получение новой информации, коррекция целей ученика.

Стадия рефлексии – размышление, рождение нового знания, постановка новых целей обучения.

Возможно, не все приёмы ТРКМ одинаково хорошо работают на уроках английского языка. Однако есть универсальные и достаточно интересные технологии работы с детьми.

На стадии вызова (анализ info):

- кластер

- мозговой штурм

- перепутанные логические цепочки

- концептуальное колесо

- корзина идей

- дерево предсказаний

- денотатный граф

- таблица +, -, интересно

На стадии осмысления (вдумчивое чтение):

- «лови ошибку»

- таблица ЗХУ

- мозговой штурм

- чтение с остановками

- таблица «инсерт»

- верю – не верю

- дискуссия

- бортовой журнал

- стратегия «фишбоун»

На стадии рефлексии (творческое переосмысление):

- эссе

- синквейн/хокку/диамант

- таблица  +, -, интересно

- групповая дискуссия/перекрёстная дискуссия

- кластер

- круглый стол

- общее/уникальное

В данной статье не буду подробно останавливаться на перечисленных методах и способах, всё это можно посмотреть в интернете.

Популярный и универсальный метод современного учителя английского языка – Presentation, Practice, Production (Презентация, Практика, Продукт), который в принципе подойдёт для преподавания любого предмета и для любой возрастной аудитории. Технология проста и говорит сама за себя:

1 ступень – презентация материала урока в контексте окружающей действительности.

2 ступень – практика, тренировка, использование полученных знаний.

3 ступень – собственно продукт или стадия свободной практики, фидбэк (рефлексия).

Некоторым образом, данный метод перекликается с ТРКМ.

Согласно требованиям ФГОС, современный урок ИЯ (как и др. предметов) должен быть нацелен на практичность применения и использования приобретённых УУД. Очень действенна в этом случае групповая работа, так как способствует взаимодействию учеников, обмену мнениями и рождению нового знания, а также креативному и активному познанию окружающего мира. Одновременно групповая работа характерна для уроков по ТРКМ.

Для эффективного планирования уроков с использованием ТРКМ необходимо соблюдать несколько простых правил. Не стоит перегружать урок приёмами и стратегиями, иначе обучение окажется неэффективным. Урок не резиновый, поэтому главная задача – не использовать более 2х приёмов на одной стадии, также необходимо делать логичные переходы между ними и обязательно учитывать возраст учеников.

Ученики обязательно должны проговорить или записать возникшие мысли, так как только в этом случае к ним придёт осознание того, чему они научились. При работе в ТРКМ перед глазами детей должен быть «зрительный ряд». Все мысли, ответы, ключевые слова нужно записать и прочитать. Помнить, что это технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Дети должны быть главными действующими лицами на уроке. Помните, что цель и практическую значимость темы должны открыть дети.

На фазе вызова: обозначена тема - желательно детьми, есть мотивация учащихся.
На фазе 
осмысления есть самостоятельная работа учащихся по приобретению нового знания
На фазе 
рефлексии есть оценка деятельности или новой информации, обмен мнениями, логический переход к новым темам
Главный принцип: 
учитель- координатор, а не источник знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления на уроках географии"

Презентация к выступлению "Использования технологии критического мышления на уроках географии"...

Использование приёмов развития критического мышления на уроках английского языка

Использование технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка делает процесс обучения языку более эффективным, способствует повышению мотивации изучения ИЯ, совершенствованию зн...

Курсовой проект «Применение теории развития критического мышления на уроках литературы/русского языка»

Технология развития критического мышления - одна из тех технологий, которая позволяет создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления учащихся. Она ...

Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны

В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...

Теория развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы. Показаны методы работы для развития ТРКМ....

Эффективные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка

Синквейн, кластер, фишбон, инсерт, таблица тонких и толстых вопросов, ассоциации и другие приемы Техологии развития критического мышления...