Успешные практики применения инновационных технологий в процессе обучения английскому языку для для детей с повышенной познавательной деятельностью
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8 класс)

Юлия Владимировна Трубицина
Статья посвящена вопросам организации интегрированного обучения. Особый акцент сделан на то, что преподавание информатики и английского языка для интеллектуально развитых детей требует разработки специфических программ и методов обучения, которые должны, с одной стороны, учитывать их высокую восприимчивость к обучению, с другой стороны, способствовать развитию творческих способностей детей. Цель: создании эффективной и результативной системы преподавания английского языка на основе деятельностного подхода через использования, разработку, исследование, проектирование. Результат: рост познавательной активности ребят, который показал мониторинг, проводившийся в ходе апробации проекта. С учетом их возрастных особенностей мы подбираем различные формы и методы работы. Хорошие результаты показывает использование телекоммуникационного метода проектов, основанного на поисковых, исследовательских формах деятельности. Ребята с интересом работают в виртуальных химических лабораториях – интерактивно выполняют эксперимент, моделируют процессы, используют тренажеры по предметам, совершают виртуальные экскурсии, участвуют в тематических форумах и on-line чатах. Выводы: интегрированные программы помогают в работе с детьми с повышенным интересом к обучению. Возможности движения по индивидуальной образовательной траектории у них нет (вплоть до 9 класса - начала профильного обучения), а в рамках традиционного обучения им тесно или они не могут реализовать себя и просто "гаснут". Интегрированное обучение в данном случае, дает им возможности, которые не решает традиционное образование (выбор интересных курсов, участие в эвристических олимпиадах).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sosh_33_trubitsina_ped_proekt.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Трубицина Юлия Владимировна,

учитель английского языка  МБОУ «СОШ №33 имени П.А. Столыпина» Энгельсского муниципального района Саратовской области,

Ispanka_69@mail.ru

 Успешные практики применения инновационных технологий в процессе обучения английскому языку для  детей с повышенной познавательной деятельностью

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации интегрированного обучения. Особый акцент сделан на то, что преподавание информатики и английского языка для интеллектуально развитых детей требует разработки специфических программ и методов обучения, которые должны, с одной стороны, учитывать их высокую восприимчивость к обучению, с другой стороны, способствовать развитию творческих способностей детей. Цель: создании эффективной и результативной системы преподавания английского языка на основе деятельностного подхода через использования, разработку, исследование, проектирование. Результат: рост познавательной активности ребят, который показал мониторинг, проводившийся в ходе апробации проекта. С учетом их возрастных особенностей мы подбираем различные формы и методы работы. Хорошие результаты показывает использование телекоммуникационного метода проектов, основанного на поисковых, исследовательских формах деятельности. Ребята с интересом работают в виртуальных химических лабораториях – интерактивно выполняют эксперимент, моделируют процессы, используют тренажеры по предметам, совершают виртуальные экскурсии, участвуют в тематических форумах и on-line чатах. Выводы: интегрированные программы помогают в работе с детьми с повышенным интересом к обучению. Возможности движения по индивидуальной образовательной траектории у них нет (вплоть до 9 класса - начала профильного обучения), а в рамках традиционного обучения им тесно или они не могут реализовать себя и просто "гаснут". Интегрированное обучение в данном случае, дает им возможности, которые не решает традиционное образование (выбор интересных курсов, участие в эвристических олимпиадах).

Ключевые слова: интеграция, деятельностный подход, учащиеся,  повышенный интерес к обучению/

Trubitsina Julia ,

English teacher at the municipal comprehensive secondary school № 33 named after P.A. Stolypin Engels municipal district of the Saratov region ,

Ispanka_69@mail.ru

Successful practices in the application of innovative technologies in the process of teaching English for children with increased cognitive activity

Abstract. The article deals with the organization of integrated education .Particular emphasis is placed on the fact that the teaching of computer science and English for children's intellectual development requires the development of specific curricula and teaching methods, which must  take into account their high susceptibility to learning, on the other hand , promote the development of children's creative abilities . Purpose: creating an effective and efficient system of teaching English based on the activity approach through the use, development, research, design. Result: an increase in the cognitive activity of children, which was shown by monitoring, conducted during the testing of the project. We select various forms and methods of work. Good results are shown by the use of the telecommunication method of projects based on search, research forms of activity. The students work with interest in virtual laboratories - they interactively perform an experiment, simulate processes, use simulators in subjects, take virtual tours, participate in thematic forums and on-line chats. Conclusions: integrated programs help in working with children with an increased interest in learning. They don’t have the ability to move along an individual educational trajectory (up to grade 9 — the beginning of specialized education), and in the framework of traditional education they are close to them or they cannot realize themselves and simply “go out”. Integrated training in this case, gives them opportunities that traditional education does not solve (the choice of interesting courses, participation in Olympiads).

Keywords : integration, activity-based approach , students with a high interest in learning

Сегодня слово «развитие» становится  фундаментом  российского образования. Не секрет, что многие знания, которые уже много лет преподносятся  в  готовом  виде ученикам, устаревают гораздо  раньше, чем  усваиваются детьми. Таким образом, на мой взгляд, сегодня в образовании происходит смена приоритетов от приобретения уже готовых знаний к умению получать их через самостоятельную деятельность.

Можно ли создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал, стать успешным в учёбе? Да, если педагог применяет современные технологии, приемы, техники, методики; исследования ведущих педагогов и психологов, мониторинговые исследования. Поэтому в образовании становится актуальным системно-деятельностный подход, который я реализую в течение нескольких лет в своей педагогической деятельности, и предполагает: ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе. Использование деятельностного подхода формирует у школьников готовность и способность использовать усвоенные знания, учебные умения и действия, а также способы деятельности в жизни для решения практических задач.[1]

Опыт моей работы показал, что достичь определённой цели можно только через осуществление сетевого взаимодействия с учащимися и их родителями, коллегами, педагогами различных образовательных учреждений, преподавателями ВУЗов, педагогами-психологами, учреждениями дополнительного образования. Как же организовать деятельность школьников, основным результатом которой станет развитие личности ребенка? В этом нам помогут современные  образовательные технологии.

Таким образом, возникает необходимость активного внедрения в образовательный процесс деятельностных технологий, которые и позволяют решать данные задачи, полностью соответствуют вызовам и требованиям времени. На реализацию данных технологий в обучении учащихся английскому языку и направлена моя система работы.

Главной идеей своего опыта я вижу в создании эффективной и результативной системы преподавания английского языка на основе деятельностного подхода через использования, разработку, исследование, проектирование. Идея опыта – внедрение в урочную систему и апробирование на уроках иностранного языка различных инструментов и приемов проектирования.

В поле моей педагогической деятельности и профессиональных интересов применение современных педагогических технологий, инновационная работа в школе, а именно: применение информационных технологий на уроках. Мною, совместно с учителем информатики и ИКТ Смирновой И.В. создана и апробирована программа интегрированного обучения. В результате на основе интегрированной технологии возник учебный проект «Поговори со мной, компьютер». Инновационность данного проекта состоит в том, что интеграция двух образовательных областей не равнозначна. Образовательный предмет «Информатика и ИКТ» - пропедевтический уровень, а «Иностранный язык» - расширенный уровень. Учащиеся 5-6 классов хотят изучать английский язык по расширенной программе, с дальнейшим выбором информационно-лингвистического профиля в старших классах, а изучение курса «Информатика и ИКТ» предусмотрено только с 7 класса. Свою работу мы согласовываем с экспертным отделом СОИРО, а рецензентами наших программ являются ведущие преподаватели СГУ. [2]

Выбор интеграции информатики и английского языка был обусловлен  тем, что современная лексика информатики построена на английской терминологии. Большинство программных средств во всем мире - это англоязычные программные продукты, и для овладения инструментальными средствами многих информационных систем необходимо знание английского языка. Курс строится по схеме "песочные часы": для успешного овладения компьютерными технологиями необходимо знание английского языка, а для более глубокого изучения английского целесообразно использовать современные информационные технологии.

Научная новизна

•        предложены модели учебной деятельности, использующие информационные и телекоммуникационные технологии, учитывающие вариативность и индивидуализацию общего образования  и направленные на развитие познавательной самостоятельности  учащихся;

•        апробируется методика проведения дистанционных уроков

•        создается электронный учебник интегрированных предметов

•        разрабатывается комплекс учебных телекоммуникационных средств, в создании специального учебного сайта курса

Ограничения: Проект адресован для учащихся 6 классов, но может быть использован и в 5- классах для  детей с повышенным интересом к обучению или для классов с расширенным изучением английского языка.

Цель проекта:

разработка и апробация инновационной педагогической технологии интеграции пропедевтического и расширенного уровня обучения.

создание образовательной среды, которая объединит в себе отдельные предметы и создаст многоуровневую интеграцию школы и общества.

Задачи проекта:

  • развитие познавательных оснований;
  • формирование деятельностных оснований (умения и навыки);
  • создание продуктивных оснований;
  • становление компетентностных оснований.
  • внедрение основных направлений стандартов нового поколения.

Предполагаемые результаты проекта. Интегрированное обучение будет:

1) способствовать развитию научного стиля мышления учащихся;

2) давать возможность широкого применения учащимися информационного метода познания;

3) формировать комплексный подход к учебным предметам: английскому языку и информатике;

4) повышать качество знаний обучающихся и развивать интерес к предметам гуманитарно-математического цикла;

5) формировать вычислительные, измерительные и графические навыки;

6) способствовать приобретению умений наблюдения, экспериментирования и моделирования; и др.

Трудоемкость: Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по английскому языку и информатики, а также с учетом  требований к построению и содержанию образовательных программ ОУ. Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Риски

В рамках апробации курса проводится опытно-экспериментальная работа, которая показывает рост познавательной активности учащихся к процессу изучения английского языка через овладение навыками работы с современными компьютерными технологиями, рост интенсификации процесса приобретения учащимися лексико-грамматических знаний через работу с компьютерными упражнениями, развитие продуктивных речевых умений при работе с программами мультимедиа, возможность индивидуализировать процесс обучения английскому языку за счет использования интерактивных компьютерных средств. Все это способствует повышению качества знаний учащихся и повышает мотивацию к изучению моего предмета.

Содержание курса ( приведены 3 раздела)

Структурно курс опирается на предметное содержание речи согласно тематике 6 класса основной школы, программе по английскому языку и информатике.

Содержание курса :

1.        Введение. Роль информации в жизни человека. Значение английского языка в современном мире.

2.        Человек и информация. История развития вычислительной техники.

2.1.        Виды информации. Лексические единицы по теме: «Компьютер и его устройства».

2.2.        Измерение информации

3.         Первое знакомство с компьютером.

3.1.        Процессор. Просмотр и работа с видеороликами.

3.2.        Основные устройства. Демонстрационные диалоги.

3.3.        Устройства ввода и вывода информации. Работа с тестами on-line

3.4.        Носители информации. Анимированные словари и справочники.

    3.4.1.        Работа с дисками (просмотр анимационных английских сказок).

    3.5. Операционная система (интерфейс на английском языке)

Но главное, конечно же, для меня рост познавательной активности ребят, который показал мониторинг, проводившийся в ходе апробации проекта. С учетом их возрастных особенностей мы подбираем различные формы и методы работы. Хорошие результаты показывает использование телекоммуникационного метода проектов, основанного на поисковых, исследовательских формах деятельности. Ребята с интересом работают в виртуальных химических лабораториях – интерактивно выполняют эксперимент, моделируют процессы, используют тренажеры по предметам, совершают виртуальные экскурсии, участвуют в тематических форумах и on-line чатах.

Интегрированные программы помогают в работе с детьми с повышенным интересом к обучению. Возможности движения по индивидуальной образовательной траектории у них нет (вплоть до 9 класса - начала профильного обучения), а в рамках традиционного обучения им тесно или они не могут реализовать себя и просто "гаснут". Интегрированное обучение в данном случае, дает им возможности, которые не решает традиционное образование (выбор интересных курсов, участие в эвристических олимпиадах).

Другая цель - дифференцированный подход к изучению материала. Ни для кого не секрет, что наши учащиеся (особенно по предмету информатики) зачастую по тем или иным темам опережают педагогов, поэтому им можно предложить изучение отдельных тем с использованием имеющихся дистанционных курсов, материалов сети, творческих заданий и т.д. в индивидуальном режиме. Третья цель - возможность построения ИОТ ученика по предмету. Другая сложность, то что ребята в последнее время практически не видят межпредметных связей в своем обучении, Все эти курсы прошли  апробацию и как результат хочется отметить:

1.Уч-ся 8-9кл готовятся осознанно к выбору профиля

2.Дополнительная подготовка (бесплатная) для поступления в учебные заведения

3.Выработка необходимых компетенций, опыта самостоятельной деятельности и интеллектуального развития

Условия реализации изменений

Я работаю учителем английского 25 лет. За это время сложилась собственная методическая система, в основе которой лежит деятельностный подход в обучении. «Обучая – учусь» -  говорили  древние  мудрецы. Мысль не  утратила  своей актуальности  и  для меня, учителя,  живущей  в  век  глобальных  изменений. Хочется  научиться работать  так,  чтобы  было  интересно,  чтобы быть  всегда  впереди  ученика, а не  плестись  за  ним, чтобы знание  было  настоящим, живым, а  не  шаблонным,  не иллюстративным. Но  хотеть для  меня – это мало. Нужно делать. Нужно искать способы новых стартов. Одну из своих задач вижу в том,  чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать коммуникативные компетенции и социальный опыт учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Библиографический список:

  1. Душенина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка.    ИЯШ № 5, 2003 г.
  2. Шкель В.Ф. Педагогические технологии в учебном процессе.  Научная книга, Саратов 2009
  3.  Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении Научная книга. Саратов 2009
  4. http://wiki.saripkro.ru/index.php/%22%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7_%D0%9B%D0%B0-%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%88_%D0%BD%D0%B0_%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D1%85_%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%22 
  5. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/39b7b9a7-9e46-124a-a085-a9cbd4266b16/118890/?interface=pupil&class=49&subject=12 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Применение игровых технологий в процессе обучения английскому языку младших школьников".

Методические рекомендации по применению игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся начальной школы. Рекомендации содержат подборку игр, апробированных на практике, хорошо себя з...

Научная публикация "Применение современных педагогических технологий в процессе обучения английскому языку в рамках ФГОС"

Статья кратко описывает современные педагогические технологии в рамках ФГОС на уроках английского языка в основнйо школе...

Использование интерактивных технологий в процессе обучения английскому языку как средство повышения мотивации школьников

В данной статье рассматриваются интерактивные технологии, использование которых  приводит к повышению мотивации  учащихся на разных этапах изучения иностранного языка....

Статья Петровой-Кочкиной И.А. "Применение дистанционных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку" 2022г

В данной статье рассматривается инновационный педагогический опыт в сфере применения дистанционных технологий обучения...

Достоинства и недостатки применение Интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку. Проверенные ресурсы

Разработка содержит "за" и "против" повсеместного и ежедневного применения Интернет-технологий в образовательном процессе. Добавлена таблица, содеражащая список проверенных и реком...

Применение кейс технологии при организации обучения английского языка, как способа мотивации к обучению

Современный учитель ищет эффективные педагогические технологии, которые помогут улучшить качество образования. Одной из новых технологий обучения является проблемно-ситуационное обучение с использован...