Актуальные проблемы организации современного урока иностранного языка и пути их решения.
статья по английскому языку

Реализация Федеральных государственных стандартов среднего общего образования потребовала от учителей пересмотра системы целей и задач, структуры, методов и содержания современного урока иностранного языка. Но до сих пор организация занятий  в контексте ФГОС вызывает целый ряд трудностей и вопросов. Рассмотрим основные проблемы  и рекомендации по преодолению выявленных трудностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы организации современного урока иностранного языка и пути их решения.

Реализация Федеральных государственных стандартов среднего общего образования потребовала от учителей пересмотра системы целей и задач, структуры, методов и содержания современного урока иностранного языка. Но до сих пор организация занятий  в контексте ФГОС вызывает целый ряд трудностей и вопросов. Рассмотрим основные проблемы  и рекомендации по преодолению выявленных трудностей.

1. Корректность активного целепологания. Видоизменение формата первого этапа занятия заключается в том, что учащиеся должны осознать значимость темы. Следует отметить, если ученики сами выведут и назовут тему занятия, а цели озвучит учитель, реализация активного целепологания не состоится, поскольку для ученика они могут остаться лишь внешне задаваемыми целевыми установками и не иметь того же ценностного смысла, что и для педагога.  

Целеполагание и учёт потребностей и ожиданий учащихся делают образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями самих учащихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность.

Для этого учитель может предложить учащимся следующие задания:

  • пролистать  в учебнике данную тему, ознакомиться с предметным содержанием, лексико-грамматическим материалом разделов, определить наиболее интересные для ученика элементы содержания.

Поставленные в начале урока задачи не должны «повиснуть в воздухе», на протяжении всего урока следует прослеживать их достижение. Для этого на доске учитель может совместно с учащимися закрепить карточки с написанными на них целями по мере их достижения. Обязательный возврат к поставленным задачам  должен иметь место на этапе рефлЕксии.  

2. Обеспечение активной самостоятельной работы учащихся на уроках.

Существуют значительные трудности с переходом от доминирующих фронтальных форм работы под руководством учителя к усилению роли парных и групповых форм с использованием методов, предполагающих самостоятельную активность, взаимоконтроль  и взаимооценивание. Это реализуемо лишь при интенсивном внедрении активних (активизирующих) приемов и методов обучения. (На слайде представлены примеры активных приемов и методов).

Но существуют проблемы с их активным внедрением в практику.

  • Во-первых, данные приемы и методы требуют значительно бОльших временных затрат на уроке.
  • Во-вторых, самому учителю требуется много времени на подготовку и  обработку результатов.

3. ОбеспЕчение дифференциации (формирование групп учащихся с близкими познавательными интересами и способностями) и индивидуализации учебного процесса. (работа осуществляется с каждым отдельным учеником). Различают следующие области реализации обучения:

  • Цели / задачи (конкретизация задач урока каждым учащимся в в зависимости от его интересов и способностей)
  • Содержание и уровень сложности (н-р: группа учащихся самостоятельно выбирает текст определенного уровня сложности для дальнейшей работы)
  • Формы и методы (учащиеся выбирают форму (индивидуальную, парную или групповую)  и способ работы 
  • Конечный продукт (учащиеся сами могут выбрать вид презентации результатов работы – эл презентация, инсценировка, постер)
  • Индивидуальные оценочные комментарии (каждый учащийся имеет право на развернутый отзыв учителя, даются рекомендации)

4. Активная рефлЕксия в конце урока. Непонимание специфики данного этапа приводит к двум основным ошибкам: либо активная рефлексия подменяется традиционным обобщением самого учителя, либо рефлексия носит формальный характер (н_р, задается вопрос был ли урок интересным или нет, какие задания больше всего понравились…., что никак не связано с самооцениванием).  Самооценивание можно проводить на основе вопросов в виде таблицы, заполоняя которую каждое занятие ученик может отслеживать свой прогресс.

ПРИМЕР ТАБЛИЦЫ НА ЭКРАНЕ

5. Дифференцированное домашнее задание. К сожалению, в основном принципы дифференциации и индивидуализации в реальном обучении не распространяются на домашнее задание. С учетом специфики предмета можно дифференцировать и индивидуализировать задания по принципу доминирования того или иного вида речевой деятельности.

Учащийся может выбрать, н-р, чтение текста с выполнением ряда заданий. При этом должно действовать правило вариативности: если ученик выбрал задание где доминирующую роль играет чтение, в след.раз ему необходимо выбрать задание с другим доминирующим видом речевой деятельности.

Трудность заключается в том, что дифференцированное домашнее задание в большинстве случаев вызывает необходимость дифференциации следующего урока (т к дом. Работа должна переходить в классно-урочную). Конечно это потребует от учителя дополнительного времени для подготовки занятия.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что переход на новый образовательный стандарт побуждает обучающихся самим планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.

Вместе с тем совершенно очевидно, что учителя нуждаются в конкретных практических примерах планирования занятий по ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного взаимодействия на современном уроке иностранного языка

Обучение речевому общению на иностранном языке предполагает обучение трем его аспектам: коммуникативному, интерактивному и перцептивному. ...

Актуальные проблемы преподавания иностранного языка и пути их решения.

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспеч...

Статья " Актуальность проблемного обучения на уроках иностранного языка в рамках ФГОС"

Проблемное обучение в школьной практике "появилось, на наш взгляд, благодаря исследовательскому поиску творчески работающих учителей, которых не устраивает серость и однообразие традиционных комбиниро...

Lead- in как ключевой компонент в организации современного урока иностранного языка.

Главными принципами современного урока иностранного языка являются: речевая направленность, новизна, ситуативность, личностная ориентация общения, коллективное взаимодействие. В связи с этим, организа...

Lead- in как ключевой компонент в организации современного урока иностранного языка

Предлагаемый методический материал содержит рекомендации по организации начала урока Lead-in. Статья содержит обоснование значимости этого этапа  для составления общего плана урока, отличительные...

Статья "Проблемы организации современного урока английского языка в школе"

Статья  Проблемы организации современного урока английского языка   в школе...

Актуальные проблемы преподавания современного урока географии в рамках ФГОС

Актуальные проблемы преподавания современного урока географии в рамках ФГОС...