Lead- in как ключевой компонент в организации современного урока иностранного языка
методическая разработка по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Денисенко Елена Владимировна

Предлагаемый методический материал содержит рекомендации по организации начала урока Lead-in. Статья содержит обоснование значимости этого этапа  для составления общего плана урока, отличительные характеристики и формы проведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Денисенко Елена Владимировна,

учитель английского языка,

высшая квалификационная категория,

МБОУ «СОШ № 34 имени С.А.Амелина»

Lead- in как ключевой компонент в организации современного урока иностранного языка.

Главными принципами современного урока иностранного языка являются: речевая направленность, новизна, ситуативность, личностная ориентация общения, коллективное взаимодействие. В связи с этим, организация и проведение первого этапа - lead-in становится значимой для разработки общего плана урока. Как организовать работу учащихся, какие использовать формы и методы обучения на этом этапе будет рассмотрено в данной статье.

В методической литературе под термином lead-in понимают, как правило, следующее:

- введение в сюжет урока, определение задач;

- предварительное введение в тему раздела, секции, предназначенное для самостоятельного изучения обучаемыми с последующим обсуждением на занятии;

- упражнение для повторения и закрепления изученных в предшествующих уроках лексических и грамматических явлений;

- вводное упражнение, предполагающее ответы обучаемых на вопросы для стимулирования интереса к новой теме;

- разминочные упражнения, вводящие в тему и лексику урока, предполагающие работу с названием темы, иллюстрациями и вопросами к ним;

- введение в тему, выявление знаний обучаемых, отношение к изучаемой теме.

Насколько важен данный этап для всего урока объясняют следующие задачи реализации lead-in: 

- вовлечь в тему урока;

- выявить знания по предстоящей теме;

- понять, с какими трудностями могут столкнуться ученики во время изучения темы;

- показать актуальность темы и для чего она будет необходима в дальнейшем;

- создать позитивный настрой, дружелюбную атмосферу в классе, желание узнать больше. 

Хороший lead-in должен быть простым и коротким, иначе есть опасность того, что это будет не введение в урок, а полноценная его часть. Наиболее оптимальная продолжительность 3-5 минут. Учитель должен уметь вовремя остановить выступления учеников и не позволить введению выбиться из-под контроля и разрушить весь ход урока, какими бы интересными и оригинальными не были высказывания.

Хороший lead-in  не требует основательной подготовки, возможны лишь некоторые наброски, штрихи. Поэтому, учитель вначале планирует основные этапы урока, а потом обдумывает вступление, наиболее подходящее для реализации основной цели. При данном раскладе lead-in служит своего рода толчком, намеком, предположением об основном содержании урока.

Выбирая форму вступительной части урока, учитель должен помнить, что его задача – вызвать у учащихся желание высказаться, выразить свое мнение или отношение к объекту или событию, с которым они сталкивались в реальной жизни и о чем им предстоит говорить на уроке. В связи с этим, тема lead-in должна быть персонифицирована и ориентирована на возраст и интересы учеников. 

Далее будут рассмотрены наиболее популярные и продуктивные формы lead-in. Они включают следующие виды деятельности:

  1. История или анекдот

Забавные и смешные истории создают у учащихся  положительную мотивацию к изучению иностранного языка. Подобный тип lead-in создает многозначный и естественный контекст для знакомства с той или иной темой. При составлении подобных историй учителем, необходимо следить за тем, чтобы язык повествования был простой, произношение точным, а темп повествования средним, даже неспешным. Большим преимуществом будет использование невербального коммуникативного поведения для более детального и лучшего понимания и запоминания.

То, что учитель сам рассказывает историю, имеет много преимуществ. Учащиеся слышат английскую речь, это помогает им  настроиться на урок, их вниманию предлагаются образцы фраз и слов, которые они могут использовать в своем собственном рассказе. И наконец, они получают образец того, что им предстоит сделать. Все это замещает долгие и нудные инструкции, которые обычно дает учитель перед выполнением задания.

Еще один интересный вариант составления истории или рассказа – это сбор общей информации о каком либо предмете, событии, явлении, литературном персонаже. Учитель может взять слово, например, «кофе» и предложить учащимся собрать и озвучить всю информацию, которая относится к этому объекту или понятию.

  1. Образы (картинка, фотография, видео, музыкальный клип, трейлер)

В данном разделе можно предложить целый ряд всевозможных видов деятельности.

Описание картинки. Учитель демонстрирует картинку или фотографию и предлагает учащимся описать ее, сделать предсказания о развитии темы сюжета. Чтобы подтолкнуть учащихся к говорению, допустимо сделать несколько предварительных замечаний:

“This is Sam. How do you think he feels right now? What do you think he’s doing on his computer? Why do you think that?” Данная форма работы помогает ученикам вспомнить и проговорить лексику по темам, например: «Поиск работы», «Компьютеры в нашей жизни», «Социальные сети» и т.д., создать ситуативную атмосферы, описывая которую они персонифицируют себя с человеком на фотографии. Учащиеся описывают ощущения персонажа, его дальнейшие поступки, решение сложившейся ситуации. Картинка или видео помогает ученикам определить тему урока, намекает на то, с чем им предстоит работать.

Сравнение двух картинок в формате ЕГЭ. Данный вид работы является прекрасным способом дать учащимся возможность вспомнить широкий спектр лексики, высказать свои мнения и предпочтения, служит стимулом для дальнейшей работы.

Прослушивание песни, просмотр музыкального клипа. Слушая песню или просматривая музыкальный клип, учащиеся пытаются уловить и сформулировать главную мысль звучащего текста, значимость этой идеи для них лично, для других людей, для общества в целом.

  1. Ранжирование или предпочтения

Данная формы может быть использование в качестве подготовки для любого вида речевой деятельности: говорения, чтения, аудирования, письма. Учащимся предлагается несколько вариантов, исходя из темы урока. Например: «Путешествие».

-Visit the famous sights

-Try the local food

-Go to museums

-Take pictures of interesting things  

-Go shopping

Ученики знакомятся с представленными идеями, расставляют их в порядке предпочтения или значимости, аргументируют свой выбор, соглашаются или не соглашаются с выбором одноклассников.

4. Цитата, высказывание или пословица

Для того, чтобы воспользоваться данным приемом достаточно подобрать подходящую к теме урока цитату, пословицу или просто афоризм.

Учащиеся объясняют свое понимание фразы, (может быть несколько толкований), затем приводят примеры из жизни, когда эта цитата или высказывание может быть применена. Следующим этапом может служить обсуждение почему они согласны/не согласны с доводами одноклассников.

В качестве варианта можно предложить учащимся 5-6 вопросов и предложить выбрать один, который им бы хотелось обсудить с остальными. “Do you need a lot of money to travel?”

Вопрос должен быть слегка провокационным, чтобы можно было рассмотреть несколько мнений и придти или не придти к общему выводу.

5. Две правды и одна ложь 

Учитель представляет ученикам три предложения о себе или об известном человеке. Два из них должны содержать истинные данные, а третий содержать неправду. Информация должна касаться основной темы урока, а не просто придумана учителем из неоткуда. Например, основная тема урока the Present Perfect

1. I’ve never seen the Star Wars films.

2. I’ve lived in this city for five years.

3. I’ve visited ten countries.

После короткого обсуждения учащиеся должны высказаться о том, какое утверждение ложно. Следующим этапом работы с этим заданием может быть работа в парах, когда дети сами придумывают два правдивых предложения и одно ложное.

6. Слова, фразы

Эта форма работы помогает учителю понять насколько учащиеся владеют темой и насколько они готовы к дальнейшей работе с ней. Ниже приведены несколько примеров для реализации на уроке.

- вспомнить и записать за определенный промежуток времени как можно больше слов на определенную тему. Лексика может быть представлена в виде списка или спайдерграммы. Победителем становится та команда, которая вспомнит больше слов. Слова могут быть по любой теме: «Путешествия», «Фильмы», «Живопись», «Погода» и т.д.;

- объяснить предложенные слова, привести примеры их использования в предложениях;

- составить слова из анаграмм;

- найти из списка слов лишнее;

- придумать слова по ассоциации e.g. I say ‘music’ and you say ‘songs’;

- придумать антонимы к словам e.g. I say ‘tall’ and you say ‘short’;

- придумать слова с одинаковыми свойствами e.g. things that fly; things that are round; things that are shiny.

Еще одним интересным вариантом является прием «Закончи фразу». Учитель заранее пишет на доске начало мысли или идеи (I feel sorry when I.. ) и просит каждого ученика ее закончить, так как он/она считает нужным. Далее может последовать краткое обсуждение.

7. Диалоги

Использование диалогов в начале урока является прекрасным способом войти в новую тему. Диалоги могут быть между учителем и учеником, между самими учащимися. Они могут касаться близкой подросткам сферы деятельности: семья, отношения с друзьями и родителями, уроки, предпочтения, путешествия, свободное время и хобби, повседневные дела и заботы, занятия спортом, выбор будущей профессии и т.д. При этом учитель должен предоставить учащимся возможность поговорить, выразить свои чувства, свое мнение по вопросу и аккуратно перейти к теме урока.

В форме диалогов реализуется задание «Угадай персонаж». Ученики задают 5-6 вопросов и пытаются угадать задуманного литературного персонажа, реальное историческое лицо, киногероя, человека из ближайшего окружения.

При создании leads-in следует уделить особое внимание мультимедийным средствам. Компьютеры и интернет играют все большую роль в нашей жизни и трудно представить себе сферу деятельности, в который не были бы применены интернет-технологии. Особенно это актуально в педагогической деятельности. Трудно увлечь современных подростков, пользуясь только бумагой и карандашом. Интернет предлагает учителю широкий спектр возможностей для работы: картинки, фильмы, видео, тексты, голоса и звуки. Это делает процесс изучения более живым и увлекательным, помогает легче осваивать новый материал. При этом учащиеся меньше устают, пропадает ощущение принуждения и скуки.

В заключение стоит еще раз отметить тот факт, что leads-in являются важной частью урока, так как они определяют психологическую атмосферу в классе, подготавливают и настраивают учащихся на работу, мотивируют желание участвовать в уроке: говорить, писать, думать, спорить, придумывать новые идеи. Каждый учитель сам определяет формы и методы организации этой важной стадии уроки, руководствуясь темой, уровнем языковой подготовки, раннее полученным опытом и возрастом учащихся, их предпочтениями и интересами. Главное, чтобы это было весело, увлекательно, максимально полезно и неповторимо.

Список используемой литературы и интернет ресурсов:

1.Ольшевская М.В. Деятельностный подход в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку, Минск, 2010
2. Jeremy Harmer How to Teach English, Pearson Education Lmtd., 2007

3. https://skyteach.ru/2020/12/29/idei-lead-in-na-urokax-anglijskogo/

4. https://emc21.ru/wp-content/uploads/2018/04/Statya-Durnovoj.pdf

5. https://moluch.ru/archive/62/9329/

6. https://teflhorizons.com/blog/2019/1/6/5-lead-in-ideas-to-jump-start-your-lesson

7. https://eflmagazine.com/some-ideas-for-using-lead-ins-in-your-classroom/

8. https://www.myenglishpages.com/blog/warmers-and-lead-ins-as-presentation-techniques/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности на уроке иностранного языка на начальном этапе

Общеобразовательные учреждения ориентируются на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности изучения иностранного языка. В течение XXвека лингвистика, психология, методика и дид...

Организация учебного взаимодействия на современном уроке иностранного языка

Обучение речевому общению на иностранном языке предполагает обучение трем его аспектам: коммуникативному, интерактивному и перцептивному. ...

Методическая разработка по теме "Комплекс упражнений при обучении лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности на уроке иностранного языка "

Лексика в системе языковых средств является важнейшим  компонентом речевой  деятельности:  аудирования  и  говорения,  чтения  и  письма.  Это определяет...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Выступление на секции учителей аиностранных языков о методах, приёмах, технологиях, формах работы и видах уроков, применяемых учителями на современных уроках иностранного языка в условиях реализации Ф...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС....

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: ОТ ПЛАНА - КОНСПЕКТА К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ УРОКА

Презентация к выступлению на методическом объединении учителей иностранного языка...

Актуальные проблемы организации современного урока иностранного языка и пути их решения.

Реализация Федеральных государственных стандартов среднего общего образования потребовала от учителей пересмотра системы целей и задач, структуры, методов и содержания современного урока иностранного ...