Организация учебного взаимодействия на современном уроке иностранного языка
статья по теме

Востриков Андрей Сергеевич

Обучение речевому общению на иностранном языке предполагает обучение трем его аспектам: коммуникативному, интерактивному и перцептивному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация учебного взаимодействия на современном уроке иностранного языка

Обучение речевому общению на иностранном языке предполагает обучение трем его аспектам: коммуникативному, интерактивному и перцептивному. Невладение одним из аспектов общения нарушает процесс общения в целом. Одна из серьезных причин неудач в обучении речевому общению заключается в недооценке интерактивного аспекта общения, который не переносится автоматически с родного языка, поэтому требует организации специального обучения.

Составляющими интерактивного аспекта общения являются комфортная психологическая атмосфера, “коммуникативные сети”, стратегии и техника общения; типы и формы взаимодействия на уроке иностранного языка. Рассмотрим эти составляющие подробнее. 

Интерактивные стратегии позволяют регулировать процесс общения. Стратегиями, регулирующими процесс коммуникации, являются, например, такие умения, как:

                    побуждать к речевым действиям не только с помощью требования, но и с помощью предложения, совета;

                    побуждать участников совместной деятельности не только реагировать на речевые действия собеседника, но и проявлять собственную инициативу в общении;

                    вызывать и поддерживать у речевых коммуникантов положительную мотивацию к общению на иностранном языке.

                    преодолевать коммуникативные неудачи в общении и компенсировать знаниевые пробелы с помощью различных вербальных и невербальных средств. «Коммуникативная неудача» - явление, присущее  реальному естественному общению. Коммуникативные неудачи особенно ярко выявляют те черты непринужденного диалога, благодаря которым коммуникативные намерения говорящего и их прочтение слушающим не совпадают. Для их устранения требуется владение определенными дополнительными компенсаторными стратегиями и тактиками речевого поведения.

Варьирование форм учебного сотрудничества учителя и учеников, учащихся друг с другом  также является особенностью современного урока иностранного языка. Существует четыре основных типа организации взаимодействия учащихся:

Ÿ развернутая дискуссия по общему для коллектива предмету и теме;

Ÿ коллективное решение вербальных задач;

Ÿ моделирование статусных отношений членов групповой деятельности;

Ÿ индивидуальное выполнение части общегруппового задания.

Направленность на активизацию взаимодействия между учащимися значительно изменяет поведение учителя в классе. Современный учитель иностранного языка выступает не только в роли управляющего, образца речевого и неречевого поведения, источника информации, контролера, но и организатора, менеджера, наблюдателя, инструктора, стимулятора или фасилитатора.

Таким образом, подобно тому, как учащиеся превращаются из объекта в субъект обучения, учитель из управляющего превращается в помощника, т.е. того, кто может помочь ученикам выйти из затруднительного положения, правильно оформить свое высказывание, найти нужную информацию по теме и т.д.

На наш взгляд, основная разница между ролями заключается в этапах, на которых эти роли реализуются. Главное, что учитель должен уметь совмещать все эти роли, причем так, чтобы передача знаний учащимся проходила эффективно и в комфортных условиях.

В проводимом нами исследовании мы рассматриваем учебное взаимодействие на уроке иностранного языка на среднем этапе обучения, т.е. субъектами обучения являются подростки. Не секрет, что данный возраст вызывает порой немало проблем, его определяют как переломный, критический. В психологии принято считать, что в подростковом возрасте для школьников постепенно раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности, направленной на удовлетворение познавательных потребностей.

Существенной особенностью психологии подростков является доминирование сферы общения как со сверстниками так и со взрослыми людьми при ценностных ориентациях на межличностные отношения и взаимопонимание. Без сомнения, только специально организованное, целенаправленное обучение подростков речемыслительной деятельности и организации учебного взаимодействия, опирающегося на резервы возрастного развития, может оптимизировать сам процесс их коммуникативного становления. Мотивы учения подростка основаны зачастую на совершенно разноплановых факторах. Например, на стремлении занимать ведущую роль в классе, на осознании необходимости изучения того или иного предмета для поступления в вуз. Школьникам 14-15 лет интересно то, что требует самостоятельного обдумывания, анализа. Для них характерна тяга к обобщениям, поиск общих принципов и законов, стоящих за частными фактами. (Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 2003. – 159 с. – С.43-45).

Поэтому, фронтальная форма работа, работа «по цепочке» должна занимать все меньшее время на уроке. На среднем этапе обучения более эффективными являются парная и  групповая формы работы, позволяющие значительно повысить продуктивность урока и обеспечить активность каждого ученика, увеличить время его реальной речевой практики.

Внедрение проектной работы, использование Интернет – ресурсов, элементов проблемного обучения на уроках иностранного языка способствуют более эффективной организации учебного взаимодействия.

В основном, в работе с подростками мы применяем личностные и групповые проекты. По нашим наблюдениям групповая форма проектной работы нравится учащимся по следующим причинам: в команде нет лидеров, все равны, команды между собой не соревнуются, все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело, ответственность за конечный результат несут все члены команды.

Работая над проектом, школьники учатся работать в «команде», ответственно относится к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. А это очень стимулирует детей к активному поиску и усвоению знаний. Наиболее интересными  групповыми проектами у нас получились «The  clothes of my dream», «The school of my dream», «Our classboard of fame». Хотелось бы привести в качестве примеров некоторые отзывы о проектной форме работы:

«Я увидела моих одноклассников совсем с другой стороны. Никогда не думала, что у моих друзей такие таланты!» (Абросимова Н., 8 класс)

«Приходится много думать, читать, ходить в библиотеки, иногда даже ночь не спать, чтобы придумать что-нибудь такое, что могло бы поразить других. Это интересно» (Ефремова Н., 8 класс).

«Мне нравится, что другие слушают, о чем я говорю, уважают мою точку зрения. В обычной жизни это бывает нечасто» (Коротеев С., 8 класс).

Результатом работы над индивидуальными проектами стали три проекта «Thanksgiving Day», «London Sightseeing Tour», «E-mail is the best way of communication». Данные проекты приняли участие в районной научно-практической конференции «Интеллектуал – 2009». Два из них были отмечены сертификатом участника, а один «E-mail is the best way of communication» занял II место.

Современное обучение иностранному языку предполагает использование аутентичных текстов и заданий. Бесспорно, Интернет представляет собой мощнейший источник аутентичных текстов и других материалов, дающих учащимся возможность улучшить свои языковые навыки и речевые умения. Кроме того, работа с Интернет-ресурсами повышает уверенность учащихся в использовании языка как средства получения, обработки информации и общения, так как при успешной организации работы с данным источником учащиеся осознают сложность выполненной ими задачи в отличие от учебных, искусственно создаваемых ситуаций. Учитель, при работе детей с данным видом ресурса, становится их куратором, наставником, а не источником знаний, что укрепляет и оптимизирует учебное взаимодействие между учителем и учащимися.

Мы используем следующие формы работы с Интернет - ресурсами:

- самостоятельная работа учащихся с Интернет-ресурсами для подготовки докладов, сообщений (умение использовать поисковые системы);

- переписка по электронной почте с иностранцами, создание собственного электронного ящика. Результатом такой переписки и стало создание проекта «E-mail is the best way of communication».

Проведённое экспериментальное обучение показало, что организация учебного взаимодействия на современном уроке иностранного языка, основанная на комплексном использовании разного вида упражнений, форм и методов проблемного, проектного, игрового характера способствует активизации речемыслительной деятельности учащихся, повышает их мотивацию к изучению иностранного языка, позволяет развивать личностные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательной работы при обучении иностранным языкам

Выступление на РМО учителей иностранных языков расскрывает особенности личностно-ориентированного подхода....

Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе

Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе...

Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка

Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка...

Учебно-тематический план работы тренера-преподавателя Сиротенко Марины Сергеевны, МБОУ СОШ №4 по теме «Современный урок иностранного языка. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе»

Цель: повышение профессиональной компетенции учителей английского языка образовательных организаций автономного округа для улучшения качества преподавания английского языка и уровня подготовки обучающ...

Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...

Актуальные проблемы организации современного урока иностранного языка и пути их решения.

Реализация Федеральных государственных стандартов среднего общего образования потребовала от учителей пересмотра системы целей и задач, структуры, методов и содержания современного урока иностранного ...

Lead- in как ключевой компонент в организации современного урока иностранного языка

Предлагаемый методический материал содержит рекомендации по организации начала урока Lead-in. Статья содержит обоснование значимости этого этапа  для составления общего плана урока, отличительные...