Обучение пассивных учащихся английскому языку
материал по английскому языку

Панькова Татьяна Сергеевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_passivnyh_uchashchihsya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Хомутовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Домникова В.М.»

Доклад по теме:

«Обучение пассивных учащихся

английскому языку»

Выполнила: Панькова Татьяна Сергеевна

учитель английского языка

первой квалификационной категории

по должности «Учитель»

пгт. Хомутово

2017 год

Учителя-практики отмечают, что в последние 10 лет повысился уровень пассивности учащихся. Пассивность может проявиться еще в дошкольном возрасте, и ребенок, приходя в первый класс, изначально является пассивным. Также вследствие различных обстоятельств учащийся может стать пассивным в ходе обучения в школе, при том, что изначально был активным и стремился к знаниям. Причин приобретенной в школе пассивности может быть множество, например: перемены в семье, трудности в освоении школьной программы, трудности в общении с одноклассниками или проблемы со здоровьем, недостаток эмоциональной поддержки со стороны взрослых, недостаток внимания со стороны родителей, повторяющийся неуспех, ученики не знают, что им интересно. Поэтому очень важно вести работу с родителями, многие из которых или не успевают общаться со своими детьми в силу занятости, или вообще не интересуются их увлечениями. В ходе уроков, особенно это касается уроков иностранного языка, нужно показывать учащимся, что их мнение по обсуждаемым вопросам интересно вам, что вы готовы его рассмотреть. Учащимся важно чувствовать, что их мнением интересуются и оно важно.

 Для того чтобы понимать, как обучать пассивных учащихся, в первую очередь, стоит познакомиться с выделенными в научных исследованиях основными видами пассивности:

 • „Операционально-техническая“ интеллектуальная пассивность, в  основе которой лежат пробелы в знаниях, неумение применять их на новом материале; отсутствие умений и навыков организации учебной работы (неумение усвоить условия задачи, поставить нужные вопросы, работать с учебником); отсутствие привычки самостоятельного выполнения задания.

• „Мотивационная“ интеллектуальная пассивность, для которой характерны: выбор преимущественно легких путей достижения цели, незаинтересованность в работе, стремление получить быстрый результат без достаточного осмысливания, дискомфортное эмоциональное состояние в ситуации интеллектуального напряжения.

• „Частичная“ или избирательная интеллектуальная пассивность. Представители этой группы интеллектуально пассивны только в отдельных видах работы или в отношении некоторых учебных дисциплин.

• Общая интеллектуальная пассивность характерна для учащихся, которые  не проявляют обычной детской любознательности. Они не желают получать новые знания, избегают умственного напряжения, при этом проявления интеллектуальной пассивности выступают в разных учебных и не учебных ситуациях, даже в игре.

При многообразии причин и видов пассивности следствие всегда одно: учащийся перестает проявлять инициативу, и нам необходимо дать возможность проявить ее, а самое главное, дать мотивацию к ее проявлению. Способов мотивации очень много, ниже приведены идеи повышения мотивации, которые помогут вам в работе с пассивными учащимися:

Двадцать способов повысить мотивацию учащихся:

Идея

Примечание

Дайте возможность выбора

Позвольте обучающимся самим сделать какой-либо выбор и контролировать последствия

Ставьте и достигайте цели

Отсутствие цели «распоясывает». Поставьте цели в начале обучения и следуйте им.

Дайте чувство свободы выбора

Создавайте условно-свободную “среду обучения”.

Используйте различные формы подачи материала

Дайте почву для размышления.

Интересуйтесь увлечениями ваших учащихся

Знайте, чем увлекаются ваши учащиеся. Это хороший инструмент для работы

Используйте здоровый дух соперничества

Дискуссии, дебаты, малые группы сотрудничества и т.д.

Хвалите учащихся даже за малые успехи

Поощряйте своих учащихся. Смайлики, стикеры с хорошим отзывом о работе, видеоролик, который ребята так хотели посмотреть и т. д.

Возложите ответственность за какое-либо задание

Назначайте ответственных за какие-либо задания, мероприятия

Организуйте работу малых групп

Объединяйте обучающихся в сбалансированные группы.

Практикуйте обучение в сотрудничестве

Развивайте навыки рефлексии

Научите учащихся быть критичными к тому, что они сделали

Будьте энтузиастом

Поделитесь с учащимися своим энтузиазмом

Опирайтесь на интересы ваших учеников

Преподносите материал с опорой на интересы ваших учащихся

Расскажите о практическом применении своих знаний

Помогите найти причину, по которой необходимо получать знания

Снимите чувство тревоги

Постарайтесь донести до учащегося, что его опасения о неуспехе напрасны

Давайте возможность добиться успеха

Задавайте планку, которая будет казаться высокой для учащихся, но будете уверены, что она достижима

Поощряйте вопросы по теме

Наладьте с обучающимися обратную связь. Покажите им, что задавать вопросы и переспрашивать по теме урока — не преступление

Показывайте, каких успехов добились ваши ученики

Отслеживайте прогресс учащихся, демонстрируйте его учащимся

Создавайте “веселые уроки”

Разбавляйте школьную жизнь, учебный процесс веселыми, несущими образовательную ценность мероприятиями (событиями и т. д.)

Дайте опору

Покажите учащимся, что у каждого есть сильные стороны. Давайте установку на успех

Если часть этих идей близка вам, и вы возьмете их за правило, то работа с пассивными учащимися будет налажена. Используя их, через какое-то время станет заметно, что дети проявляют инициативу и мотивированы на достижение целей. Работа на уроках станет плодотворной. Пассивные учащиеся в ходе такой работы перестают ощущать чувство тревоги, и это очень важно. Они увидят, что их мнение интересует учителя, и поэтому будут стараться “не подвести”, выполнив полученные задания максимально хорошо.

Первым помощником в работе учителя является учебник, так как в нем тоже заложены задания, которые могут хорошо подойти в работе с пассивными детьми. Они могут быть направлены на развитие образного мышления, давать материал в доступной форме (например, в виде электронного письма) и т.д. Задания в игровой форме помогают в работе с пассивными учащимися. В этом возрасте им нравятся игры, также в игре легче создается ситуация естественного успеха, что необходимо при работе с этой группой учащихся. Игровые задания используются как в начальной школе, так и в средней и старшей в виде ролевых игр, дискуссий и обучающих компьютерных программ.

В работе с пассивными учащимися очень хорошо помогают песни, их легко разучить благодаря запоминающемуся мотиву и коллективному исполнению. Прослушивание исполнителя помогает развить правильное произношение быстро и без труда, что замечают и сами учащиеся. Песни создают реальную ситуацию успеха.

Существует большое количество приемов работы с пассивными учащимися. В данной статье описан только ряд таких приемов.

Для учителя важными качествами в работе с пассивными учащимися становятся умения:

• дать установку на успех;

• использовать разные формы организации уроков (игра, дискуссия, ток-шоу и т. д.);

• встать на одну ступень с теми, кого обучаете, то есть если у доски отвечает ученик, занять его место за партой, послушать ответ „из народа“;

 • возложить ответственность на учащихся (помните, согласно ФГОС мы учим учиться, а не вкладываем уже готовые знания).

Приносите на урок свое хорошее настроение и оптимизм — они передадутся учащимся и помогут сформировать у них мотивацию на успех.

Используемая литература:

  • Английский язык в школе, №1-2016 г.: «Обучение пассивных учащихся английскому языку», И. М. Буров, ведущий методист по информационно-методической работе издательства „Титул“, г. Обнинск, Калужская обл.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фактор повышения эффективности и качества обучения учащихся английскому языку в школе

Эта статья написана, как обобщение опыта работы учителей кафедры английского языка ГОУ СОШ № 180 с целью повышения у учащихся мотивации к изучению иностранного языка....

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

Условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Наличие компьютеров, электронных материалов...

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Данная статья может представлять интерес для учителей, которые придают большое значение мультимедийным программам и широко применяют их в процессе обучения учащихся английскому языку. С помощью описан...

"Театральные постановки как средство повышения мотивации учащихся к обучению на уроках английского языка"

Чтобы замотивировать обучающихся на более тщательное изучение материала на уроках английского языка и во внеурочной деятельности по этому предмету, я несколько лет практикую театральные постановки на ...

Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка

Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка...