Технология театральной педагогики на уроках английского языка
статья по английскому языку

Дамбаева Баярма Цыденжаповна

В данной статье даны практические приемы использования технологии театральной педагогики на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дамбаева Баярма Цыденжаповна, учитель английского языка МБОУ Загустайская СОШ Снленгинского р-на, Республики Бурятия

1Тема опыта: Технология театральной педагогики на уроках английского языка

2.Условия становления опыта

    Сегодня в рамках нашего семинара я хочу представить опыт работы по реализации системно-деятельностного подхода в преподавании английского языка  с использованием элементов технологии театральной педагогики.

3.Актуальность опыта  

      Педагогический коллектив Загустайской СОШ стремится к тому, чтобы образовательная система школы обеспечивала всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, профессионального самоопределения и гражданского становления.

Поэтому передо мной как учителем, классным руководителем и руководителем театрального кружка стоит  задача - попытаться повлиять на сознание и поведение обучающихся через целенаправленное педагогическое воздействие, при котором происходит усиление положительных тенденций нравственного развития личности, т.е. обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку психолого- педагогическую поддержку.

 Опыт работы в этом направлении показывает, что одним из эффективных путей решения данной проблемы  может стать применение  методов  и технологий театральной педагогики. Эти технологии способствуют умению ставить цели и идти по пути их реализации, понимать направление своего движения, продуктивно работать в команде, грамотно управляя своим уровнем энергии.

4.Новизна опыта

Новизна опыта заключается:

-  в  построении открытой  системы образования, обеспечивающей  каждому школьнику  

   собственную траекторию обучения;

 - в изменении  организации  процесса обучения учащихся;

- в рациональной организации познавательной  деятельности школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

5. Технология опыта

Для эффективной организации урока  с использованием театральной педагогики, учитываю следующие принципы театральной педагогики:

  • принцип событийности – ученики словно “проживают” определенные ситуации, заданные учителем;
  • принцип продуктивного действия – на уроке появляется “продукт” – спектакль, этюд, ролевая игра, индивидуальная импровизация;
  • принцип игровой направленности – атмосфера на уроке должна быть комфортной, создавать условия для раскрытия талантов учеников;
  • принцип диалогизации – учитель принимает точку зрения учеников, дает возможность выбрать содержание и форму обучения;
  • принцип подлинности и непрерывности педагогических действий – учитель всегда вовлечен в процесс, показывая пример своим поведением. Он вовремя хвалит и направляет учеников к цели.

При подготовке урока по данной технологии необходимо  учитывать:

  1. Роль учителя становится более значимой для учеников, так как он выступает уже в роли режиссера и актера. Акцент переносится с обучения на эффективное взаимодействие.
  2.  Ученик занимает более активную позицию. Теперь он может выбрать персонажа и сыграть его без ограничений своей социальной роли в классе. Это позволяет детям больше раскрыться как личностям. Они приобретают уверенность в себе, преодолевая “языковой барьер” – ошибки не страшны в роли воображаемого героя.
  3. Материал для этюдов, спектаклей, ролевых игр нужно подбирать с учетом уровня, возраста и интересов учеников. В начальной школе – это комиксы, мультфильмы, сказки. В старших классах к этому списку добавляются классические произведения. Хорошо, если дети принимают участие в подборе материала для урока: так он имеет для них большую ценность. 
  4. Используем реквизит: маски, костюмы, предметы. Эти небольшие дополнения помогают им вжиться в роль.
  5. В.А. Ильев в книге “Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока” говорит о необходимости “разогревающих” упражнений, которые оттачивают актерские способности ученика. Перед ролевой игрой на английском языке провожу задания:
  • артикуляционные (гимнастика для языка с английскими звуками, скороговорки);
  • для развития выразительности (дети читают предложения с различной эмоциональной окраской, показывают пантомимой разные ситуации);
  • для развития памяти (посмотреть на пантомиму одноклассника, описать ее и повторить).

6. Во время репетиции сценки/спектакля основной акцент делаем на говорении, движении, эмоциональной выразительности, а не на чтении.
7. Дополняем изучение сценария качественной подготовкой. То есть включаем задания с флеш картами, повторением слов, лексические игры в этап pre-reading.
8. Адаптируем материал к возможностям своих учеников. Не все дети могут импровизировать или показывать что-то на публику. Некоторым нужно сначала посмотреть на работу одноклассников, попробовать свое актерское мастерство на отдельных словах и фразах до участия в сценках и спектаклях.
9. Используем различные ресурсы для подготовки к уроку.

6. Практическая часть опыта

На этапах речевой зарядки или ознакомления с новыми  лексическими единицами я использую приемы театральной педагогики. В качестве наглядного материала использую карточки с лексическими фразами в формате А4. Это очень удобно, когда в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением короновирусной инфекции, учителя вынуждены работать в разных кабинетах, часто в которых отсутствует проекторы, используя карточки  можно быстро подготовить доску к уроку.  При представлении новой лексики сопровождаю мимикой, жестами, если же это не помогает понять смысл слов, то использую перевод на русский язык. При семантизации данной лексики задача учителя сводится к тому, чтобы как можно артистичнее и доходчивее  представить новый материал.

Также можно использовать замечательный метод – заучивание слов при помощи выражения  разной интонации. Произносим  незнакомое слово, выразив, например, радость, удивление, огорчение, страх. Таким образом, дети, слушая слово  в разных эмоционально окрашенных интонациях, учатся правильно произносить,  слова запоминаются быстро, легко, снимается психологическое напряжение   и, конечно же, развивается духовно-эмоциональная сфера ребенка.

Существует еще один эффективный способ запоминания слов или реплик при помощи повторения его, используя известную мелодию либо  реп. Например, слово «land» и всем известная мелодия песни «Пусть всегда будет солнце».

Для того, чтобы обеспечить достаточную тренировку в правильности фонетического, грамматического и лексического оформления высказывания нужно чтобы каждый учащийся принял в ней активное участие. В этом поможет игра “Row games”, когда учащиеся стают в ряд, друг за другом повторяют и переводят слова, таким образом они учатся слышать, точно имитировать услышанное и в такой активной форме лучше запоминают слова, развивают память. В это время более сильные ученики могут играть  в игру “Battle”. Задача каждого ученика составить как можно больше предложений. Таким образом, учащиеся не только запоминают реплики из спектакля также они учатся их использовать в речи.

Подготовка к спектаклю требует многократного повторения реплик, что очень немаловажно. Запоминание сюжета, отдельных речевых оборотов осуществляется с помощью наглядных символов.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика была роль руки…, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция рук есть ещё одна речевая зона мозга, и, следовательно, наряду с развитием моторики будут развиваться речь, внимание и память». 

Для запоминания языкового материала использую следующие средства: жестикуляцию и пантомиму. Учащимся сложно сразу запомнить всю реплику наизусть. Поэтому реплику делим на несколько логических частей, тренируем, используя жестикуляцию. (видео)

Для закрепления грамматики использую игру “Pantomime”. Учитель либо ученик жестами и мимикой имитирует какое-либо действие, остальные угадывают.

Дети лучше воспринимают и усваивают материал, если он как-то обыгрывается, инсценируется, Инсценировка всегда начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть. Для этого я использую разнообразную яркую наглядность: игрушки, маски, картинки, костюмы. Таким образом, учащиеся легко перевоплощаются и с удовольствием рассказывают о себе.

Также на уроках английского языка можно инсценировать песни, рифмы, стихотворения. Это позволяет учащимся овладеть лексикой и грамматическими структурами без особых усилий.  

Включение песен способствует формированию лингвистической компетенции учащихся, развивает навыки произношения . Содержание текстов песен и стихотворений способствует расширению активного запаса слов учащихся. При исполнении песен использую методику В.Коэн “зеркала”, когда дети как в зеркале повторяют все движения учителя. А в движениях учителя, как в зеркале, отражается его восприятие музыки, учитель показывает в движении то, как он понимает ее.

Ролевая игра –это еще один прием театральной педагогики. Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно Она обладает большими обучающимися возможностями, имеет образовательное значение. Ролевую игру можно расценивать как самое точную модель общения, так как она переплетает речевое и неречевое поведение партнеров. Здесь можно предложить игру “Writers”. Учащиеся в паре или группе создают героя из пластилина, кто-то дает начала рассказа, остальные дополняют. Ролевая игра “Interview with the character” помогает в речи использовать разные виды вопросительных предложений, вести диалог-знакомство. Один из учащихся в образе своего героя отвечает на вопросы ребят.

Для развития письменной речи учащихся можно использовать следующие приемы:       -написания SMS письма сказочному герою;

- отправление письма по электронной почте от лица сказочного персонажа;

-написания письма, например, Белоснежке

- сильным учащимся можно предложить написать историю, используя которую вместе с учителем пишут сценарий. Остальные участники разыгрывают его на сцене.

Опыт работы показывает, что технология театральной педагогики способствует достижению следующих целей:

1. Облегчает процесс учения и ребенку, и учителю.

2. Позволяют прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся духовный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми для обучающихся.

3. Помогают наладить взаимоотношения между учителем и учениками, создают наиболее благоприятные условия для ведения диалога, способствующего созданию условий для продуктивного обучения.

4. Содействуют сохранению целостности человеческой  личности, воздействуя в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности.

5. Содействуют адаптации личности в социуме, следовательно, обеспечивают процесс самопознания, самоопределения, самореализации через приобщение к плодам творчества Человечества в разных его ипостасях.

   В заключение хочется  отметить, что эффективное  использование элементов технологии  театральной педагогики способствует воспитанию личности, способной к самостоятельному принятию решений, владеющей приёмами и методами саморазвития, способами творческой деятельности, умеющей взаимодействовать с другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы технологии театральной педагогики на уроках английского языка.

Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Театр и школьный урок! Как совместить эти два понятия?!Театральная педагогика п...

Использование технологии театральной педагогики на уроках английского языка

Наблюдая за детьми, я всегда понимала, что материал только тогда воспринимается и запоминается детьми, когда дети и я прожили этот урок. Я постоянно чувствовала, что мне чего-то не хватает. И вот одна...

Театральная педагогика на уроках английского языка и в работе английского театра

В статье дается представление о понятии "театральная педагогика",как об одном из главных средств мотивации обучающихся к изучению английского языка, о приемах театральной педагогики на урока...

Статья "Использование театральной педагогики в изучении английского языка"

В настоящий момент существует множество методик преподавания иностранного языка, но использование театральной педагогики или некоторых элементов театрализации сохраняет свою атуальность. Цель данной с...

Театральная педагогика на уроках английского языка

Театральная педагогика на уроках английского языка...

Технология театральной педагогики на уроках английского языка Тимашева Р.Л.

театральная педагогика – это «живое» образование, основанное на мышлении и творчестве,театральная педагогика развивает память, внимание, образное мышление, воображение, фан...

Технология театральной педагогики на уроках английского языка презентация

“Театральная педагогика – дает пример воспитания не только актера, но и человека – творца вообще, она помогает “выпрямить” человека: увлечь, повлиять на него, преобразить”....