Театральная педагогика на уроках английского языка и в работе английского театра
методическая разработка по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Некрасова Наталья Владимировна

В статье дается представление о понятии "театральная педагогика",как об одном из главных средств мотивации обучающихся к изучению английского языка, о приемах театральной педагогики на уроках и в работе реального театра на английском языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл театральная педагогика22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по английскому языку

для региональной «Театральной мастерской - 2019»

на базе МОУ школа №3, г. Жуковский Московской области

 29.11.2019 перед выступлением обучающихся с постановкой «Джек и бобовый стебель»

«Театральная педагогика на уроках английского языка и в работе английского театра»

учителя английского языка высшей категории

МОУ лицей№14, го Жуковский

Некрасовой Натальи Владимировны

Ноябрь, 2019.

1. Понятие Театральной педагогики

Основная задача современного педагога в рамках требований современного ФГОС – побудить учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Для ее реализации необходимо искать мотивирующие методы, приемы, средства обучения, объединять и совмещать различные педагогические технологии. Одной из таких технологий принято считать Театральную Педагогику.

Сегодня мы поделимся с вами некоторыми приемами, которые мы используем во время занятий на разных этапах обучения английскому языку и в работе английского театра “Rainbow”

2. Театральная педагогика на уроках

Театральная педагогика на уроках предполагает со стороны обучающегося одновременное вхождение в роль, ее исполнение и участие в этом действии как зрителя, наблюдателя (как это делают другие). На уроках нет репетиций, все осуществляется здесь и сейчас, без какой-либо подготовки.    

2.1 Начальная школа: Диалоги с куклами героев известных сказок.

В начальной школе для преодоления страха общения широко применяется Прием «Инсценировка»

Обучающимся предлагается инсценировать изучаемые на уроке фразы. Для того, чтобы инсценировка была более зрелищной и запоминающейся, можно использовать различный реквизит: маски, шапочки с надписями, картинки, рисунки, куклы. Инсценировка начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть.

Например, участникам инсценировки вручаются куклы Ивана Царевича и Королевы Виктории и предлагается инсценировать диалог знакомства. (Докладчики надевают на руки куклы и разыгрывают диалог)

Tsarevitch Ivan: (небрежно, просто) Hello!

Queen Victoria: (высокомерно, чопорно) How do you do?

Tsarevitch Ivan: What’s your name?

Queen Victoria:  My name is Victoria. I’m the queen. What’s your name?

Tsarevitch Ivan: My name is Ivan. I’m Tsarevich

Queen Victoria:  Where are you from?

Tsarevitch Ivan: I’m from Russia. Where are you from?

Queen Victoria: I’m from Great Britain

В результате таких инсценировок дети учатся работать в группе, успешные дети и менее успешные имеют возможность поработать вместе, в результате чего менее успешные ребята могут почувствовать уверенность в себе и осознать свою значимость в группе.

2.2 Среднее звено

Прием «Ритмическое запоминание»

Этот прием используется для преодоления психологических барьеров при произношении и запоминании новых слов, создания атмосферы заинтересованности в изучении новых лексических.

Ученикам предлагается произнести слова в определенном ритме (лучше всего для этого подходит музыка в стиле рэп).

Например, классу предлагается наложить указательные местоимения this/that и these/those на заданный бит( и движения). Учитель объясняет, что при произнесении слова that необходимо осуществить характерное для реперов «загребающее» движение правой руки к себе влево –вниз, при произнесении that - от себя-вперед, these - обеих рук к себе-вниз, those – обеих рук от себя в сторону) Затем новая лексика исполняется хором в стиле рэп.

В результате введение новой лексики превращается в увлекательный процесс, где каждый может проявить свои творческие способности, снять эмоциональное напряжение и получить заряд положительных эмоций.

Прием «Фонетический этюд»

Для развития речевой деятельности обучающихся и отработки произношения и запоминание новых слов

Детей вводим в речевую деятельность через разыгрывание этюдов, содержащих выражение определённых эмоций в мини-диалогах. 

Наример детям дается следующее задание: произнести слова так, будто вы сообщаете друг другу радостную новость (biscuits, Ice cream, juice/onion, garlic, pepper); вы спорите и ваша беседа перерастает в конфликт (biscuits-ice cream, biscuits!-ice cream!, biscuits!!!-ice cream!!!); вы делитесь с кем-то секретом по цепочке.

В результате при усвоении лексики посредством переживания различных чувств запоминание слов происходит легко и интересно

2.3 Среднее и старшее звено

Прием «Ролевая игра»

Для формирования умения осуществлять коммуникацию (главная цель иноязычного образования создается атмосфера реальной ситуации общения, добавляются звуковые эффекты или музыка, учащимся предлагается придумать, с каким чувством они пришли туда, возможно, придумать себе легенду, представить себя в роли кого-то (даже в роли знаменитости).

В результате ученики сами моделируют ситуацию, взаимодействуют, находясь в предлагаемых обстоятельствах, перестают воспринимать диалог как обязательную проверку знаний, раскрепощаются и начинают говорить свободно на иностранном языке, преодолевая страх ошибки.

3. Театр на английском языке

Театральная педагогика в работе английского театра предполагает наличие произведения, определенных ролей, целенаправленной работы над ролью (выучивание текста наизусть, репетиции). В театральной педагогике есть публика и зрители, которые не участвуют, а смотрят, если участвуют, то эпизодически.

Работа над спектаклем предусматривает следующие этапы: 

  • Знакомство с произведением; разбор его лексического и грамматического материала;
  • Игры, этюды.
    Игры –
    первый активный период подготовки спектакля, когда детям предлагается пофантазировать, попытаться изобразить персонажей произведения: как они говорят, ходят (передвигаются в пространстве), едят, спят, одеваются. Здесь уже необходимо включить музыкальное сопровождение. Можно вводить элементы изучения иностранного языка, начав с ментальных стереотипов народа – носителя языка: характерных интонаций, мимики, жестов, черт темперамента, этикета, быта и т.д. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок действует на площадке один, или несколько детей изображают одно и то же и друг с другом не взаимодействуют. Инициатором ситуации является педагог.
    Этюды – второй активный период, в котором детям предоставляется большая самостоятельность: им предлагается самим придумать несложные ситуации с персонажами и тут же разыграть их на сцене. Желательно делать это в двух ментально-языковых вариантах – в русском и в английском. Здесь же начнется работа вспомогательных блоков: хореографического, спортивного и вокального. Желательно, чтобы все дети пробовали исполнять разные роли, благодаря этому спектакль может быть поставлен в нескольких вариантах, а учащиеся получат максимум возможностей для самовыражения.
  • Распределение ролей и разучивание текста.
  • Разводка (первые репетиции, во время которых исполнители ролей вместе с режиссером придумывают мизансцены (расположение актера и необходимого ему реквизита на сцене в определенный момент времени), передвижения, физические действия персонажей).
  • Наработка (дети вместе с режиссером начинают наполнять свои роли смыслом и эмоциями с помощью интонаций, смысловых пауз, мимики и жестов). Этап наработки разбивается на эпизоды – каждый из них репетируется отдельно.
  • Отработка (репетиция спектакля от начала и до конца, со всеми спецэффектами, хореографическими, спортивными и вокальными элементами). Особенность данного этапа в том, что педагог время от времени может останавливать действия, делать замечания, вносить уточнения, какие-то моменты проигрывать заново.
  • Прогоны (репетиции всего спектакля от начала и до конца без остановок). Замечания и уточнения делаются учителем в конце действия и реализуются в следующем прогоне.
  • Генеральная репетиция; 
  • Премьера (официальное представление спектакля зрителям: родителям детей, педагогам и всем желающим);

4. Выступления

История нашего театра берет начало  на уроках английского языка начальной школы, где для более эффективного изучения языка были использованы такие приемы театральной педагогики как инсценировки, игры и ролевые скетчи с использованием ручных кукол.

С 2012 года английский театр работает автономно в рамках дополнительного образования. Дети получают представление о принципах работы театра теней, пальчикового  и кукольного театров. Декламируют стихи, поют песни, разучивают сценки, выступают на классных и школьных праздниках. И все это с включением лексического и грамматического материала, изучаемого на общеобразовательных уроках с небольшим усложнением.

С 2013 года в состав английской театральной «труппы» входят обучающиеся средней школы. Начинают работать над классическими произведениями английской литературы и выходят на муниципальный уровень, демонстрируя свои способности  школам города.

С 2019 года Театр на английском языке берет в разработку сценарии произведений британских писателей, входящих в состав серии книг для внеклассного чтения УМК «Английский в фокусе», по которому работают все учителя английского языка нашего лицея . Стоит ли говорить, что синхронизация и усиление изучаемых  на уроках тем сказывается на эффективности изучения английского языка в целом, а работа над постановками приобретает практическую ценность.

Коллектив  выступает со старинной английской сказкой "Джек и бобовый стебель", сказкой Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес» в рамках Зонального конкурса театрализованных постановок на английском языке в школе №3 с УИАЯ г. Жуковский, повестью Джеймса Мэтью Барри «Питер Пэн» в дистанционном межрегиональном конкурсе-фестивале "Этот чудесный мир английского языка" и неоднакратно становится победителем и презером. Отдельных актеров отмечают наградами за лучшие роли 1го и 2го плана.

Примечательно, что после демонстрации постановки «Джек и бобовый стебель» ребята были приглашены на региональное мероприятие "Театральная мастерская" в школе #3 с УИАЯ г. Жуковский и удостоились наиболее лестных отзывов приглашенных профессиональных режиссёров и актеров (наряду со студентами МГОУ ИлиМк (Институт лингвистики и межкультурной коммуникации) го Мытищи с пьесой Б. Шоу "Излишняя самоуверенность").

5. Роль театральной педагогики в мотивации обучающихся

Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Обучающийся не должен быть равнодушен, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен и знание, которое педагог передает ребенку, будет последнему неинтересно, а, следовательно, понизится мотивация к изучению английского языка. В практическом решении этих проблем и помогают приемы театральной педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы технологии театральной педагогики на уроках английского языка.

Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Театр и школьный урок! Как совместить эти два понятия?!Театральная педагогика п...

Использование технологии театральной педагогики на уроках английского языка

Наблюдая за детьми, я всегда понимала, что материал только тогда воспринимается и запоминается детьми, когда дети и я прожили этот урок. Я постоянно чувствовала, что мне чего-то не хватает. И вот одна...

Технология театральной педагогики на уроках английского языка

В данной статье даны практические приемы использования технологии театральной педагогики на уроках английского языка...

Статья "Использование театральной педагогики в изучении английского языка"

В настоящий момент существует множество методик преподавания иностранного языка, но использование театральной педагогики или некоторых элементов театрализации сохраняет свою атуальность. Цель данной с...

Театральная педагогика на уроках английского языка

Театральная педагогика на уроках английского языка...

Технология театральной педагогики на уроках английского языка Тимашева Р.Л.

театральная педагогика – это «живое» образование, основанное на мышлении и творчестве,театральная педагогика развивает память, внимание, образное мышление, воображение, фан...

Технология театральной педагогики на уроках английского языка презентация

“Театральная педагогика – дает пример воспитания не только актера, но и человека – творца вообще, она помогает “выпрямить” человека: увлечь, повлиять на него, преобразить”....