Технология театральной педагогики на уроках английского языка Тимашева Р.Л.
учебно-методический материал по английскому языку

Тимашева Рената Ленаровна
  • театральная педагогика – это «живое» образование, основанное на мышлении и творчестве,
  • театральная педагогика развивает память, внимание, образное мышление, воображение, фантазию, устную речь, творческие способности;
  • театральная педагогика даёт опыт творческо-созидательной деятельности, сотрудничества, публичного выступления, коллективного социального творчества;
  • театральная педагогика снимает «зажимы» и комплексы у обучающихся;
  • театральная педагогика обогащает образовательный процесс;
  • театральная педагогика – это игровая технология, позволяющая работать в зоне ближайшего развития ребёнка;

театральная педагогика  позволяет создать  условия для развития универсальных учебных действий у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология театральной педагогики на уроках английского языка

Тимашева Р.Л. учитель английского языка 1 кв. категории МБОУ «ВСОШ №1»

       Маленькие дети очень близки к искусству театра. Как радуются молодые мамы, когда их малыш показывает ежика, зайчика, козочку. Способность воображать себя кем-то иным, играть с преображенными вещами, наконец, повторять в играх увиденное в кино, в театре или прочитанное в книгах - это свойство детства. Но в процессе взросления способность к творчеству затухает.

  Где-то в первые годы школьной жизни в ребенке умирает актер-импровизатор и танцор: кончается ролевая игра. И многие способности ребенка, которые расцвели в творческих играх, не находят дальнейшего развития в новых формах деятельности растущего человека, просто отбрасываются и даже искореняются как несоответствующие нуждам и критериям школьного обучения.

Проанализировав все, чем мы, педагоги, занимаемся в школе, я пришла к выводу, что чаще всего при обучении детей учителя опираются на память ребенка, заставляя его мыслить механически и гася его природную любознательность. Если и допускается в учебном процессе игра, то очень часто проводится она неверно, т.к. учитель свободно может нарушить её творческий ход, предупреждая во время игры об ошибках или указывая на них. Это происходит потому, что мы на первое место ставим дидактические задачи, передвинув на задний план воспитание чувств. Иными словами, у нас есть пресловутая программа и мы ее выполняем: дети читают тексты, диалоги, аудируют информацию разного рода, пишут письма и эссе на заданную тему, не отступая от клише и моделей, предложенных учебником в качестве опоры. И нам, учителям, за всем этим, казалось бы, разнообразием методических техник и приемов не хватает времени на главное: узнать, а какие чувства вызывает у ребенка тот или иной текст, симпатизирует ли он персонажам прочитанной истории, какие слова лично он употребил бы в том или ином диалоге, какие струны души затронула прослушанная песня, какие эмоции вызвала она.

       Не секрет, ведь, что в чтении текста для нас главное - соблюдение обучающимися правил чтения, правильное произношение звуков, аутентичное интонирование, умение ответить на вопросы к тексту, выучить вокабуляр и, как результат, продемонстрировать его знание на ближайшей контрольной работе. В аудировании – важнее важного для нас есть максимальное понимание прослушанного и, опять-таки, умение правильно ответить на вопросы или выполнить тестовые задания. В чтении диалога  мы следим, чтобы дети не перепутали и прочитали «свои» слова, придерживаясь вышеупомянутых правил чтения, интонирования и произношения. В общем, все достаточно обыденно, скучно и однообразно, а посему, не стоит удивляться, что мало-помалу дети начинают терять интерес к предмету и к 9, 10, 11-му классу нашей опорой на уроках остаются лишь несколько самых стойких, не боящихся всей этой рутинной работы, ибо считающих ее объективной необходимостью для достижения поставленных целей. А как быть с остальными?

 Сразу встают вопросы:

  • Как научить ребенка мыслить творчески? Как сохранить любознательность ребенка и на этой основе развить умение видеть проблемы, а также творчески решать эти проблемы? И так как воспитанию чувств мы придаем недостаточное значение, то, внимательно понаблюдав за нашими детьми, мы можем увидеть, что они реагируют чаще всего только на повышенный голос. Отсюда проблема: как воспитать наших детей более чуткими и деликатными по отношению друг к другу, к взрослым и окружающему миру?
  • Как же использовать игру на уроке, чтобы вывести детей из пассивного состояния, в котором они у нас находятся; как пробудить их фантазию, воображение,  творчество, интерес, наконец?

    Проблема интереса – одна из важнейших при обучении в школе. В переводе с латинского слово «интерес» означает «имеет значение, важно». Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта и явления, к овладению тем или иным видом деятельности.

    Проблема  интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. Чтобы возникал  и развился интерес к учению, необходимы определенные условия:

  • Прежде всего,  такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.
  • Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен.
  • Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данного предмета как в целом, так  и отдельных его разделов;
  • Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  • Обучение должно быть трудным, но посильным.
  • Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
  • Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к предмету.

         Приведенному комплексу условий могут отвечать только нетрадиционные формы организации учебного процесса. Отнесем к таковым уроки с применением основ театральной педагогики, так как именно это новое направление в педагогической науке сможет отвечать  всем этим требованиям.

    Еще в 1963 году методологи отмечали, что опыт К. С. Станиславского нужен психологам, исследующим вопросы речи, мышления, внимания, эмоций, и педагогам. Другими словами, настоящему учителю просто необходимо владеть актерским искусством, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников.

        Прежде чем начинать разговор о месте театра в системе среднего образования, хотелось бы четко разграничить, о каких «полномочиях» театра в школе мы будем говорить. Не секрет, что подавляющее большинство Домов юношеского творчества, да и школьных театров занимаются предпрофессиональной подготовкой, что, наверное, и правильно, поскольку всегда приятно смотреть на выступление хорошо декламирующих детей на концертах, митингах и иных мероприятиях, посвященных тому или иному празднику.

Но все это рассчитано на детей особенных, тех, которых принято называть талантами, иными словами, на детей одаренных, способных, а главное, желающих заниматься этим видом деятельности.

А как быть с остальными?

Как утверждают психологи, 90 % всей деятельности человека основано на чувствах и эмоциях. В школе, как правило, занимаются освоением набора знаний, умений, навыков, развитием логического мышления. Именно поэтому сейчас настойчиво заговорили о гуманизации школьного образования. Появились якобы новые понятия: «ситуационные игры», «театральные игры», «ролевые игры».

Все дети любят играть. К.С.Станиславский советовал актерам учиться игре у детей. Игра занимает бОльшую часть их досуга, особенно в раннем возрасте.

“Театральная педагогика – дает пример воспитания не только актера, но и человека – творца вообще, она помогает “выпрямить” человека: увлечь, повлиять на него, преобразить”.

Также театральная педагогика предполагает изменение роли учителя.   Роль педагога сегодня значительно возрастает.

  Профессия учителя имеет много общего с профессиями актера и режиссера. Публичность – специфика педагогической и актерской профессиональной ситуации. Как актер, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей – учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех.  Как режиссер в процессе репетиций, так и учитель на уроке должны обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на  учеников. Учителю  необходимо построить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками. Поэтому особое внимания следует уделить в настоящее время изучению и овладению  современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец,  их мышление и уровень развития.

    Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Ребенку должно быть интересно, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание, которое педагог передает ребенку, будет последнему неинтересно, а следовательно, понизится мотивация к изучению английского языка. 

Необходимо попытаться не «отобрать» таланты, а «открыть» их. Педагог должен заниматься не дрессировкой или копированием себя, а позволить ребенку воплотить свое видение того или иного персонажа. 

Я в своей работе остановилась на использовании нескольких приемов технологии театральной педагогики:

  • инсценировка;
  • ролевая игра;
  • выразительное чтение.

     Инсценировка является одним из примеров группового этюда. Упражнения типа “читайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст, историю, сказку)” занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроке иностранного языка. Именно поэтому с этого приема мои ученики и я начали познавать театральное искусство. Для того, чтобы инсценировка была более зрелищной и запоминающейся, я использую на своих уроках маски, картинки, рисунки, куклы. Инсценировка всегда у нас начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть. Для этого я использую различные игры.

Театральные постановки на уроке - сильнейший мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода.

Вместе с учениками

  • подбираем действующих лиц
  • совместно разрабатываем сценарий (отбираем значительный эпизод и определяем, что и как играть).
  • дети самостоятельно оснащают "сценку" (пользуются всем, что находится в классе - выбор не ограничен),
  • для подготовки дается время.

 Подготовка к проведению чтения по ролям проводится в следующей последовательности:

  • знакомство с текстом (чтение или слушание)
  • общая проверка восприятия;
  • определение количества действующих лиц: (чтение текста про себя и обозначение количества действующих лиц и авторских слов на закладках).
  • определение необходимости чтения авторских слов;
  • анализ эмоционального состояния и качеств характера действующих лиц с целью выразительного прочтения слов "за них".
  • выбор чтецов и первое чтение по ролям;
  • разбор достоинств и недостатков чтения по ролям;
  • выбор новых исполнителей и повторное чтение по ролям:,
  • подведение итогов и оценка работы.

    “Разогревающие” упражнения артикуляционного характера. Тренировка губных мышц: "Пятачок", "Почесывание", "Дудочка-улыбка". Тренировка мышц языка: "Укол" (языком в щеку), "Ищем зернышки" (языком по кругу),"Щелчок языком" (мотив любой песенки). Упражнения "Чищу зубы", «Слизываю варенье", «Свеча", "Проколотый мяч", "Звукоподражание".

Скороговорки.

  • Произнесение в медленном темпе, постепенно ускоряя темп произнесения.
  • меняя логические ударения
  • на разных регистрах
  • убеждая друг друга, "требовательно", «призывая к действию", "с удивлением", «сердито", "доброжелательно» , "по-дружески" и т.д
  • Тишина (ночь), сказать, чтобы вас не услышали.
  • Светает  -тихо,  День - громче, громко, очень громко.
  • Сказать с разными оттенками: страх, удовольствие, удивление, упрек

    Практика показывает, что театральные постановки являются серьезным подспорьем при изучении иностранного языка. Здесь прежде всего не следует забывать, что любая обучающая пьеса помогает если не полностью снять, то хотя бы в значительной степени преодолеть языковой барьер, – явление достаточно широко распространенное среди школьников, ведь актеру легче скрыть свою неуверенность, спрятавшись под маской своего героя, поскольку при этом он говорит и действует как бы от третьего лица. Идеи, которые преподавателю необходимо донести до обучающихся, также лучше воспринимаются последними, поскольку в процессе подготовки спектакля им отводится несколько иная, чем на занятии роль и привычные отношения учитель – ученики переносятся в плоскость режиссер – актеры. 
При этом преподаватель при тщательной подготовке спектакля имеет возможность в живой и ненавязчивой обстановке довести до автоматизма необходимые для учебного процесса навыки (связанные, к примеру, с коррекцией произношения, с использованием активной лексики и т.п.), – возможность, которой он зачастую бывает лишен на обычном занятии из-за ограниченности выделяемого времени. С этой целью преподаватель может добавлять по своему усмотрению различные элементы (из области лексики и грамматики), которые в игровой форме усваиваются значительно легче и быстрее, а многие обороты и крылатые выражения хорошо запоминаются и, как показывает практика, надолго входят в используемый лексикон. 
 

Формируют волю, активность, самостоятельность, обогащают чувства, дают возможность испытать радость от познания собственных сил, помогают социальной адаптации, повышению самооценки и преодолению возрастных кризисов.

      Итак, хочется еще раз подчеркнуть, что использование элементов театральной педагогики, позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным. Кроме того, использование различных приемов данной технологии в изучении английского языка способствует освоению коммуникативной культуры: помимо языковых форм дети учатся постигать внешнее и внутреннее содержание образа, развивают способность к обоюдному пониманию и уважению, приобретают социальную компетенцию, обогащают словарный запас. Из всего ранее сказанного делаем выводы,что

  • театральная педагогика – это «живое» образование, основанное на мышлении и творчестве,
  • театральная педагогика развивает память, внимание, образное мышление, воображение, фантазию, устную речь, творческие способности;
  • театральная педагогика даёт опыт творческо-созидательной деятельности, сотрудничества, публичного выступления, коллективного социального творчества;
  • театральная педагогика снимает «зажимы» и комплексы у обучающихся;
  • театральная педагогика обогащает образовательный процесс;
  • театральная педагогика – это игровая технология, позволяющая работать в зоне ближайшего развития ребёнка;
  • театральная педагогика  позволяет создать  условия для развития универсальных учебных действий у детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы технологии театральной педагогики на уроках английского языка.

Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Театр и школьный урок! Как совместить эти два понятия?!Театральная педагогика п...

Использование технологии театральной педагогики на уроках английского языка

Наблюдая за детьми, я всегда понимала, что материал только тогда воспринимается и запоминается детьми, когда дети и я прожили этот урок. Я постоянно чувствовала, что мне чего-то не хватает. И вот одна...

Технология театральной педагогики на уроках английского языка

В данной статье даны практические приемы использования технологии театральной педагогики на уроках английского языка...

Театральная педагогика на уроках английского языка и в работе английского театра

В статье дается представление о понятии "театральная педагогика",как об одном из главных средств мотивации обучающихся к изучению английского языка, о приемах театральной педагогики на урока...

Статья "Использование театральной педагогики в изучении английского языка"

В настоящий момент существует множество методик преподавания иностранного языка, но использование театральной педагогики или некоторых элементов театрализации сохраняет свою атуальность. Цель данной с...

Театральная педагогика на уроках английского языка

Театральная педагогика на уроках английского языка...

Технология театральной педагогики на уроках английского языка презентация

“Театральная педагогика – дает пример воспитания не только актера, но и человека – творца вообще, она помогает “выпрямить” человека: увлечь, повлиять на него, преобразить”....