«Проблемы преемственности при обучении английскому языку и пути их разрешения».
занимательные факты по английскому языку

Гайфуллина Разифа Аснафовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на заседании ШМО учителей русского, башкирского, английского языков и литературы на тему

«Проблемы преемственности при обучении английскому языку

и пути их разрешения».

Дата: 12.10.2021 г.

Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для учителей, детей и родителей часто становится не радостным событием, а наоборот, очень проблемным. Психологи считают это началом кризисного периода: физиологическое созревание, переоценка моральных ценностей, смены ведущей деятельности. У детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны.

Помочь пройти этому этапу, как можно более безболезненно, должна правильно выстроенная система преемственности. Что же такое преемственность?

В обучении под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому. Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом, более высоком уровне подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается. Знания делаются более сознательными, дифференцированными и обобщенными, а круг их применения значительно расширяется. Таким образом, преемственность означает процесс развития учащихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта.

В чем же состоит проблема преемственности при поступлении в основную школу?

Это, в первую очередь, проблема снижения успешности в обучении учащихся. Крушение традиций, повышенная требовательность педагогов, повышение нагрузки, различные стили преподавания, различие в особенностях индивидуальной профессиональной ментальности, сниженный контроль со стороны родителей за выполнением домашних заданий, связанный с «усталостью» и надеждой на привычку.

Все эти проблемы сваливаются на плечи детей и им в этом необходимо помочь. Со стороны учителя предметника необходимо особое внимание к проблемам, приводящим к снижению успеваемости по его предмету. Нельзя забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, подходы к их обучению следует строить в соответствии с этим возрастным периодом. Этот период характеризуется становлением личности в социуме, борьбой за лидерство в первичном коллективе, которым является класс, снижением авторитета взрослых. Учитель предметник обязан строго следить за формированием самооценки пятиклассника, за темпом его учебной деятельности, выполнением домашнего задания. Не следует увлекаться различными образовательными технологиями, требующими дополнительной адаптации, нельзя забывать о том, что дополнительная требовательность и строгость может привести к желанию детей казаться маленькими и слабенькими, к их торможению и возникновению негативного отношения к предмету. Необходимо особое внимание уделять созданию на уроках ситуации успеха для пятиклассников.

Не следует забывать, что пятиклассники народ эмоциональный, их восприятие неразрывно тормозится или обостряется эмоциями, отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю. Формирование личности, способной ставить перед собой цели и принимать решения необходимо осуществлять с опорой на сильные стороны ученика, настраивая его на успех. Любому ребёнку присущи пытливость, любознательность, волевые качества, любовь к справедливости, оптимизм.

Учителям английского языка, наверное, проще, чем учителям других предметов, говорить о преемственности, так как, во-первых, мы начинаем работать с детьми на первой ступени обучения и продолжаем с ними работать в среднем и старшем звене. Во-вторых, авторами учебников созданы линейки УМК со 2 по 11 класс.

Но даже при таком, выгодном положении дел проблемы преемственности сохраняются и у нас.

Говоря о преемственности в обучении английскому, следует отметить следующие аспекты:

1. Преемственность в содержании курса. В начальной школе мы начинаем изучать английский по УМК  

« Английский в фокусе» и др. и продолжаем по нему работать в средней школе. Но учебник 2-4 класса объединен одной сюжетной (сказочной) линией, на протяжении всего курса обучения здесь действуют одни и те же сказочные герои; учебник красочный, в нем много сказок, стихов. В 5-м классе все резко меняется. Всю первую четверть мы читаем, обсуждаем и пишем письмо о нереальной (применительно к нашему ОУ) программе по обмену студентами. Меняется и шрифт учебника, и объем материала, что негативно сказывается на восприятии детей. А ведь дети стали всего на 3 месяца старше, и их психологические особенности восприятия и ведущая деятельность не могли поменяться так быстро.

Поэтому необходимо разнообразить уроки, делать их более интересными и личностно-ориентированными. Хорошим помощником в этой работе служит сеть Интернет. Например, детям неинтересно писать письма, т.к. в наше время информационных технологий письма подростки практически не пишут, а умения писать письма на английском является необходимым условием для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Заинтересовать детей мне помогает онлайн-тренажер, который учит детей писать письма.

Поддержать познавательный интерес учащихся помогают сказки, загадки, мультфильмы и фильмы на английском языке.

Один из важных вопросов в методике обучения английскому языку – это обучение грамматике. Причиной может служить то, что при изучении темы нет опоры на родной язык, так как в родном языке отсутствует данное явление («Артикль», «Фразовые глаголы», Present Perfect Tense) или данное явление еще не изучалось на родном языке. Хорошим подспорьем в данной ситуации является использование песен и рифмовок. Кроме того известно, что для достижения эффективности обучения иностранному языку необходимо широко использовать эмоции учащихся в этом процессе. Одной из сфер интересов подростков является музыка. Работа над песней развивает навыки аудирования и перевода, так как песня затрагивает жизненно важные проблемы, она знакомит с лексикой, выполняя коммуникативную функцию. Что самое важное, песня, как и любой художественный текст, дает «живые» грамматические конструкции, то есть грамматику в действии. В зависимости от выбранной песни, можно составить длинный список заданий с разными видами упражнений: например, заполнение пропущенных слов, многовариантный выбор, установление соответствий, письменные задания: они могут включать работу с текстами, тема которых связана с содержанием песни; возможен и такой сценарий урока, при котором учащиеся сочиняют свои собственные тексты к выбранной песне.

2. Преемственность в формах и методах работы подразумевает то, что единые формы и методы работы должны присутствовать в начальной и основной школе. Учителю, работающему в 5-м классе, не следует отказываться от организационных форм, от привычных для детей приемов учебной деятельности; хорошо знать и опираться на уже сформированные у ребят знания и умения, имеющийся запас представлений. В своей работе я создаю условия для постановки совместно с учащимися определенной проблемы в изучении предмета, разрешение которой требует от учащихся осуществления выбора.

3. Преемственность в требованиях к обучающимся – основное требование, сформулированное в новых стандартах, это умение учиться. Работу над формированием этого умения мы начинаем вести в начальной и продолжаем в среднем и старшем звене школы.


4. Для решения проблемы преемственности в обучении английскому языку я пользуюсь методической поддержкой, работая при этом в тесном контакте с психологом, классными руководителями, родителями учащихся.

5. Учебный план нашей школы составляется с учетом преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой. Реализация учебного плана обеспечивается необходимыми кадрами специалистов, программно-методическими комплексом. 

6. Ежегодно мы проводим проверки по преемственности. Поэтапная систематическая диагностика позволяет дать объективную оценку иноязычных знаний, навыков и умений обучающихся. Навыки и знания проверяются в апреле-мае итоговыми контрольными работами, а в пятых классах после окончания темы ''Повторение''. Качество знаний и умений учащихся по английскому языку проверяются различными формами: тестирование и письменные контрольные работы. 

Реалии сегодняшнего дня требуют от учителя иностранного языка повышения эффективности учебной работы на уроке, использования современных учебных пособий, расширения ассортимента применяемых форм и методов обучения. Развивающий характер обучения и воспитания, опора на творческую активность личности является главным критерием согласованности и преемственности образовательных стандартов.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой

Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании....

Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС

9 октября 2014 года в Московской области проводился диагностический срез достижений обучающихся 5 класса по русскому языку в рамках входного контроля....

Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС

В статье рассматриваются вопросы преемственности обучения русскому языку между начальной и основной школой в рамках опережающего введения ФГОС ООО....

Преемственность обучения английскому языку в начальной и средней школе. Развитие лингвистической компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка.

Данная статья отображает условия для осуществления успешной преемственности в обучении английскому языку, формирование лингвистической компетенции в 5 классе...

Преемственность в обучении английского языка

quot;Преемственность в обучении английского языка при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено"...

Обеспечение преемственности в обучениии английскому языку

В учебной работе хороших результатов учитель достигает тогда, когда, используя предыдущие знания, строит обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более трудного материала. Эт...