Обеспечение преемственности в обучениии английскому языку
статья (5 класс)

В учебной работе хороших результатов учитель достигает тогда, когда, используя предыдущие знания, строит обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более трудного материала. Этот принцип обеспечивает систематические знания, умения и навыки по различным учебным предметам.
           Осуществить этот принцип помогает правило:
изучать новый материал, связывая его со старым и намечая путь к последующему.

Соблюдение данного принципа преемственности в обучении иностранному языку (английскому) является обязательным при переходе от обучения в начальной школе к среднему звену. Практика нашей школы решает проблему преемственности путём создания непрерывного курса английского языка, способного обеспечить органическую связь всех звеньев от начала до конца изучения предмета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл преемственность23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение преемственности в обучении английскому языку между начальной и основной школами

В учебной работе хороших результатов учитель достигает тогда, когда, используя предыдущие знания, строит обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более трудного материала. Этот принцип обеспечивает систематические знания, умения и навыки по различным учебным предметам.
              Осуществить этот принцип помогает правило:
изучать новый материал, связывая его со старым и намечая путь к последующему.

Соблюдение данного принципа преемственности в обучении иностранному языку (английскому) является обязательным при переходе от обучения в начальной школе к среднему звену. Практика нашей школы решает проблему преемственности путём создания непрерывного курса английского языка, способного обеспечить органическую связь всех звеньев от начала до конца изучения предмета.

           Школьники знакомятся с английским языком, начиная со 2 класса, а некоторые факультативно  и с 1 класса, что позволяет быстрее и эффективнее развивать коммуникативные умения, расширять словарный запас (даже на родном языке за счет интернациональных слов).  

Проблема преемственности зачастую связана со сменой педагогического состава, когда дети, привыкнув к одному учителю, ведущему различные предметы, переходят к множеству других педагогов. В преподавании английскому языку проблема адаптации снимается автоматически, так как   учитель английского языка, начав обучение детей со 2 класса, продолжает свою деятельность и в среднем звене. Поэтому цели, поставленные на начальном этапе, соотносятся с целями обучения в средней школе.

Большую роль в обучении иностранному языку играет познавательный интерес.  И нужно учитывать то, что интересы младшего школьника        и младщего подростка различны.

                Возрастание обязательной нагрузки, увеличение объемов и        сложности учебных программ подчас приводит к сильной перегрузке,

        и тем самым к росту заболеваний у детей именно в 5 классе.

                Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся (особенно это заметно в период подросткового возраста) при переходе из        начальной в среднюю школу была и остается одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании.

                Нередко с переходом в 5 класс педагоги фиксируют небрежность        записей в рабочих тетрадях ,записей с номерами домашних заданий        и, как результат, отсутствие и самих домашних заданий. На это влияют        многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего

    контроля за выполнением домашнего задания со стороны родителей.

    Родители к 5 классу устают от проверки тетрадей. Вот и получается,        что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно        работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.

                Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут        работать в тесном контакте друг с другом.

                Анализ причин снижения успеваемости показывает, что находятся они не столько в недостаточной предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений учитель-ученик. Не следует забывать, что пятиклассники народ эмоциональный. Отношение        к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не        наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в         более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них        важна забота и внимание со стороны учителя.

                Преподавание нужно вести с учетом тех знаний, которые они        получили, и главное с использованием тех методических приемов,

      которые характерны для начальной школы. Это:

        1.Разъяснение домашнего задания;

        2.Ежедневный контроль за классной и домашней работами;

        3.Как и учителя начальных классов, чаще оценивать знания учащихся.

В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи.   Его главная задача   -    сформировать элементарные навыки в области говорения, чтения, аудирования и письма. Так в результате обучения английскому языку в начальной         школе ребенок должен: знать алфавит, основные правила чтения и орфографии, понимать особенности интонации основных типов предложений, понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительный ряд, участвовать в диалоге, рассказывать о себе, семье, друге, читать текст вслух и про себя, понимать содержание текста, писать краткое поздравление с опорой на образец.

Мною был проведен мониторинг уровня подготовки выпускников начальной школы. Выяснилось, что нынешние пятиклассники (5 «У», «И», «Г» классы) обладают достаточно прочными знаниями в области говорения, чтения, письма и аудирования, что позволяет им безболезненно перейти на новую ступень. Проблемы были выявлены в 5 «А», «М» классах, но они обусловлены не  отсутствием преемственности обучения.

Рассмотрим аспекты преемственности в обучении английскому языку в системе «начальная школа-среднее звено общеобразовательной школы».

Преемственность в содержании курса.

Проблема преемственности  связана и с УМК, определяющим всю совместную работу учителя и учащихся. Отрадно сообщить, что сейчас мы имеем возможность использовать пособия одного автора (В.Эванс и Д.Дули), что позволяет нам совершенствовать ранее сформированную коммуникативную компетенцию. Большинство материалов действующего учебника для 5 класса располагается концентрически по отношению к материалам учебника для начальной школы. Многие разделы (например, «Семья», «Школа», «Погода», «Одежда», « Животные») знакомы учащимся  по начальной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полученные ранее. Вместе с этим, объём материала расширяется, добавляются новые темы (например, «Поход в магазин», «Время»).  В учебнике представлены различные игры на английском языке - лексические, ролевые, имитационные. Интересны и пальчиковые игры, когда кроме языковых навыков развивается мелкая моторика рук младших школьников. А это положительно влияет на речемыслительную деятельность ребёнка.
На протяжении учебника дети работают с персонажами УМК (мальчиком, девочкой, их няней, забавной обезьянкой).
 

Преемственность в формах и методах работы.

На занятиях во 2 -5 классах учителя работают по формированию у детей таких видов речевой деятельности
на английском языке, как аудирование, говорение. чтение и письмо. В школе на занятиях применяются такие виды работ, как фронтальная, групповая, парная. Также больше внимания уделяется индивидуальной и самостоятельной работе учащихся. И, конечно же, обучающие игры занимают основное место на уроках как во втором  классе, так и в пятом.
Игра - основной вид деятельности младших школьников. Поэтому в процессе фонетических, лексических, ролевых игр обучающиеся легко и естественно усваивают 
английский язык также используются аудио и видео: игрушки, картинки, аудиозаписи, мультимедийное оборудование и Интернет ресурсы.

Осуществляя принцип преемственности в обучении английскому языку, особое внимание следует обратить на способ обучения грамматической стороне речи. Считаю, что следует отойти от имитативного, подражательного пути, при котором детям не объясняется суть грамматического явления, а предлагаются готовые речевые образцы с последующей их отработкой в речи. Недостаток данного подхода заключается в том, что высказывания учащихся при таком способе обучения грамматической стороне речи, как правило, однотипны, лишены личностной оценки и любая попытка их изменить или расширить влечет за собой большое количество грамматических ошибок. Эффективнее оказывается  прием грамматического моделирования.  В качестве компонентов модели используются знакомые детям геометрические фигуры: квадрат, треугольник и круг. Знакомство с первой моделью как опорой в построении высказывания на уровне предложения происходит уже на третьем уроке. Практика показывает, что грамматическое моделирование является не только посильным и доступным для второклассников, но и позволяет более эффективно реализовать личностно-ориентированный подход. Ведь модель, как обобщенный образ большого количества фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением, позволяет ребенку выбрать для своего высказывания ту лексику, которая является наиболее значимой именно для него. Кроме того, ребенок получает возможность самостоятельно конструировать фразы и даже целые высказывания с опорой на различные грамматические модели по мере их накопления.

Ознакомимся с требованиями по ведению словарей и тетрадей. Надо сказать, что работу по ведению личных словариков учителя иностранного языка начинают с учащимися довольно рано и поощряют обращение к ним на всех типах уроков, как в начальной, так и в средней школах. Это дисциплинирует учащихся и закладывает сначала навык, а затем умение и привычку обращаться в случае необходимости к справочной литературе.

Преемственность в требованиях к обучающимся.

Этот вид преемственности возможен при тесном сотрудничестве учителей английского языка, работающих вначальной и средней школах. Формирование высокой мотивации и установка на успех – главные условия успешного овладения иностранным языком на начальном этапе. Младшие школьники и пятиклассники в силу своих возрастных особенностей будут усваивать только то, что им интересно, понятно и увлекательно. Игровые методики, смена видов деятельности на уроке, разнообразная наглядность помогают поддерживать у детей интерес к предмету. И здесь огромное значение имеет установка на положительный результат. Необходимо в каждом ребёнке постоянно поддерживать чувство успеха. Даже самая маленькая победа должна быть замечена и оценена. Заинтересовать к изучению языка, чтобы не пропала мотивация учителю нужно быть в тесном контакте с детьми и давать им положительные оценки.

Изучая проблему преемственности, я пришла к выводу, что часто мы, учителя, пренебрегаем знаниями психологии. Чувство успешности – вот, думается, едва ли не главная задача учителя иностранного языка не только в начальной школе, но и в средней. Ведь не секрет, что даже взрослый человек продуктивнее всего занимается той деятельностью, которая ему нравится. А нравится, в свою очередь то, что позволяет чувствовать собственную успешность. И именно из-за утраты этого чувства дети теряют интерес к предмету. Это утверждение должно найти отражение в выборе содержания и форм обучения школьников иностранному языку. Совершенно необходимо также, чтобы изучение иностранного языка стало для ученика личностно значимо. А это возможно при осознании социальной значимости происходящего. К примеру, можно просто дать задание провести диалог с одноклассником, а можно превратить это в игру. Важно только, чтобы игра не становилась на уроке самоцелью, чтобы каждый элемент урока был нужен для решения его общей задачи или задач. В последующем обучении данные игровые ситуации усложняются, подводя школьников к проектной деятельности.

Осуществлять принцип преемственности обучения на протяжении всего цикла необходимо для получения качества образования.

                Я хотела бы сказать, что успешность преемственности во         многом  зависит от обеспечения плавного, постепенного и не        травматичного перехода учащихся из начальной школы в основную.

Легче всего это достигается, если на протяжении всего курса обучения английскому языку придерживаться единой стратегии обучения. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы, через использование пособий, форм, методов и приёмов работы, которые последовательно ведут обучающегося  из начальной школы в 5 классы (активные игровые формы, ролевые игры, физзарядка, стихи, песни, танцы, инсценировки сказок, пословицы и скороговорки, аудиозаписи, видеозаписи).

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

        . образовательные программы;

        . организация учебного процесса;

        . единые требования учащихся;

        . структура урока.

«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляетя в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.» В.А. Сухомлинский

Достучаться 
до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности в обучении математики между 1 и 2 ступенями общеобразовательной школы

Основным принципом, положенным в основу программы начальной школы, является принцип преемственности между 1 и 2 ступенями, который предполагает следующие направления: 1....

Методические рекомендации по обеспечению преемственности в обучении информатике в школе и вузе

В статье приводятся методические рекомендации школьным и вузовским преподавателям информатики по обеспечению преемственности в обучении информатике и информационным технологиям в школе и вузе для эффе...

О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой

Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании....

Обеспечение преемственности в обучении как условие повышения его качества

Одним из важных направлений преемственности в обучении  является педагогический мониторинг и диагностика качества обучения. Анализ процесса внедрения вариативных систем начального образования сви...

Преемственность обучения английскому языку в начальной и средней школе. Развитие лингвистической компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка.

Данная статья отображает условия для осуществления успешной преемственности в обучении английскому языку, формирование лингвистической компетенции в 5 классе...

Преемственность в обучении английского языка

quot;Преемственность в обучении английского языка при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено"...