Экологическое воспитан школьников средствами иностранного языка.
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Ольга Леонидовна Сорокина

В статье рассказывается об опыте педагога практикующего экологическое воспитание школьников средствами английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         Сорокина Ольга Леонидовна,

                                                        учитель английского языка,

                                             МБОУ «СОШ№22»,

                                                             г. Абакан

          Экологическое  воспитан школьников средствами иностранного языка.

       Выдающийся педагог-просветитель конца XIX - начала XX веков, известный как создатель «новой педагогики» В.П. Вахтеров затрагивал проблему связи экологии природы с экологией души. Он указывал на «противоестественность» школ конца XIX века, поскольку в них, по его мнению, «забывалось всякое живое естественное чувство природы, прерывалась умственная связь с ней, а результатом этого являлось притупление всех человеческих чувств», что создавало серьезные препятствия для гармоничного развития.

Сегодня эта проблема остается актуальной.  Экология – наука о доме, о месте, где мы живем. Этот дом очень большой, вся Земля, и место человека в нем особое. Сегодня в нашем доме не все благополучно. Можно наблюдать неадекватность поведения людей, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, отсутствие моральных  ценностей, жестокость, агрессивность, лень, отсутствие  нравственности, бездуховность. Экологические проблемы сегодня злободневны как никогда, и не только окружающей среды, но и человеческой души. А душа человека выражается в убеждениях,  в отношении к людям  и к самому себе, в способности любить и ненавидеть, видеть свою мечту и стремиться к ней шаг за шагом.        

Экология души - это сохранение чистоты души, а значит и душевного здоровья, это эффективный путь к укреплению духовного иммунитета человека.

Как же сохранить, а не разрушить душу ребенка, сохранить ее чистой в нашем нестабильном, агрессивном, соблазнительном мире?            Воспитание должно строиться на основе духовно - нравственных ценностей, как в семье, так и в школе. Мы должны учить любить. Любить свою Родину, родной край, своих близких, наконец, самого себя. Подлинная любовь воспитывает самых сильных духом людей. Любовь это великий труд, требующий большого напряжения сил.                        

Иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых учитель старается воспитывать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир. Предметом обсуждения на уроках иностранного язык являются практически  все стороны жизни. На наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути – личностно. Ученик не просто рассказывает о чем-то, он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения. Это позволяет проникнуть в сознание ребенка и оказать воспитательное воздействие. В процессе обучения учащиеся знакомятся с культурой стран изучаемого языка, путем сравнения рассматривают   национальные особенности, знакомятся с общечеловеческими ценностями.  Иными словами,  участвуют в "диалоге культур”.

 Культура общения участника коммуникации выходит на совершенно иной, более высокий уровень, который требует от него терпимости к непохожести собеседника, уважения к культуре партнёра по общению, принятия различий в стиле жизни, одежде, образе мышления, открытости новому и неизвестному.                        

Одной из важнейших задач сегодня для меня как для учителя является  развитие у школьников чувства прекрасного, умения ценить и понимать красоту и богатство природы, воспитывать бережное отношение к ней.         

В младших классах мы учим короткие стихи о явлениях природы в разное время года. Учимся описывать веселые картинки, где дети имеют возможность выразить свое отношение к увиденному и аргументировать свой выбор. В старших классах эти умения расширяются. Мы можем совершить с детьми воображаемое подводное путешествие, где дети удивятся и ужаснутся грудами хлама и мусора, устилающими дно океана и побережье. Создание экологических проектов способствует экологическому просвещению ребят. Они могут выступать в роли журналиста, освещающего экологические проблемы, корреспондента, ведущего репортажа с места, где произошло чрезвычайное природное явление, менеджера ресторана, предлагающего своим клиентам меню из экологически чистых продуктов. Формы проектов и мини проектов разные. Это – плакаты в защиту вымирающих животных, доклады, инструкции для посетителей зоопарков и заповедников, презентации для гостей республики и родного города и многое другое.                Экологическое воспитание в 5-м классе осуществляется в разделе «Животные в опасности» (Animals in Danger), где мы вместе ищим пути решения проблемы исчезающих видов животных. Учащиеся 7-го класса представляют  работу «Город моей мечты» (The town of my dream), где описывают воображаемый город, уютный и комфортный для жизни. В 8 классе  на уроках  по темам «Мы живем на чудесной планете» и «Лучший друг Земли – это ты» обучающиеся учатся рассуждать на тему «Погода. Климат», «Глобальные катастрофы», «Экологические проблемы», «Человек и природа». Таким образом, дети реализуют свою мечту о возможности дружелюбного сосуществования природы и человека. В старших классах основным направлением работы является изучение глобальных проблем современного мира и приложение этих знаний к конкретной ситуации и окружению ребенка.                         

Как показывает собственный опыт преподавания иностранного языка и опыт многочисленных учителей практиков, организовать речевое взаимодействие лучше удается с использованием интерактивных методов и приемов обучения. Интерактивное обучение строится на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога, а активность педагога уступает место активности обучаемых. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Таким образом, достигается социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.                                

Для коммуникации в рамках экологических и других тем мы используем такие  интерактивные методы и приемы, как работа в малых группах, метод «Карусели», «Аквариум», «Дерево решений»,ролевые и деловые игры, конференции, дискуссии и др.                                 

Таким образом, экологическое воспитание школьников на уроках иностранного языка возможно и необходимо. Умелое использование языковых методов  и приемов, дает положительный результат в усвоении новых и закреплении уже изученных знаний, повышает мотивацию к изучению  иностранного языка в целом, позволяет учащимся получать удовольствие от процесса общения на изучаемом языке, развивает познавательные способности школьников, вызывает любовь к природе, повышает их экологическую культуру. А в целом воспитывает экологию души!

Список литературы:

  1. Корнейчук, И.Л. По страницам Красной книги: экологиче

ская викторина путешествие для уч-ся 5-7 классов // Читаем, учимся, играем. 2013. No2. с.107

  1. Прудникова, Т. Экология души – основа экологического воспитания//Искусство в школе. –2012. No1.с.27.
  2. Разанен, А.Е. Юные защитники земли: Игровая программа, посвященная
  3. сохранению природных богатств нашей планеты// Читаем, учимся, играем.–2011–No4. –с. 68
  4. Антонова, Н.М. Роль школьных библиотек в экологическом просвещении

учащихся// Школьная библиотека. - 2011.– No9-10. с.66-73

  1. Алексеев,В.А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль:«Академия развития», 1998. –240 (Серия: «Расширяем кругозор детей»
  2. Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. Пособие Л.Б. Черезова.–Волгоград: Изд- во ВГПУ «Перемена», 2010. –с. 135


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в старших классах интерактивных педагогических технологий при формировании гражданского отношения к общественно-политическим событиям в стране и за рубежом средствами иностранного языка

Использование в старших классах интерактивных педагогических технологий при формировании гражданского отношения к общественно-политическим событиям в стране и за рубежом средствами иностранного языка...

Формирование личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка.

Этот материал будет полезным тем, кто заинтересован темой формирования личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка....

Формирование личностных УУД средствами иностранного языка

Личностные универсальные учебные действия посредством предмета иностранный язык....

Духовно-нравственное и эстетическое обогащение внутришкольной среды жизнедеятельности учащихся средствами иностранного языка.

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". ...

Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка

В данной статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры поведения посредством уроков иностранного языка....

Развитие субъекта учебно-воспитательного процесса средствами иностранного языка как цель обучения иностранному языку

Обучение в современной школе направлено на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями основ наук; во-вторых, она обязана подготовить своих выпускников &laq...