Место, роль и функции игрового обучения на уроках иностранного языка в начальной школе
статья по английскому языку

Игровая деятельность на занятиях иностранного языка вызывает интерес к изучению языка, повышает мотивацию, снижает утомляемость, способствует преодолению языкового барьера, создают благоприятную атмосферу на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mesto_igry.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Место, роль и функции игрового обучения на уроках иностранного

языка в начальной школе

 

Игровая деятельность очень тесно связана с детьми, т.к. игра – это любимое занятие детей. Преподавателю нужно правильно организовать учебную деятельность с помощью игр, используя определенную педагогическую методику.  

Рассмотрим понятие «Игра» в учебном процессе. Игра – это мощный стимул к овладению языком [3, 66]. Мы полностью согласны с этим утверждением, т.к. считаем, что обучающиеся, которые изучают язык посредством игры, намного эффективнее и быстрее усваивают иностранный язык, сами этого не осознавая. Дети вникают в процесс игры, не задумывая о том, что они активизируют лексические единицы по той или иной теме, что они отрабатывают какую-либо грамматическую конструкцию, вступают в диалог на изучаемом языке и т.д.

В доказательство того, что игра является уникальным обучения иностранному языку, приведем ещё один аргумент. «Игра синтетична, т. к. она является и методом, и формой организации обучения. Кроме того, она синтезирует в себе практически все методы активного обучения [2, 13]».

В данной работе мы будем говорить об обучающих играх. Обучающие игры– это игры, создаваемые педагогами с помощью методических средств и используемые во время занятия с целью обучения и воспитания детей. Обучающая игра ориентирована на зону ближайшего развития учеников, совмещающая педагогическую цель с увлекательным для ребенка мотивом деятельности. Обучающие игры отличаются от других видов игр тем, что обучающая игра характеризуется содержательной основой. В обучающих играх игроки добиваются задуманного результата.

Существует много подходов к классификации обучающих игр, которыми занимались и зарубежные и русские педагоги. Среди них можно выделить Фридриха Фребеля, Марию Монтессори, Петра Францевича Лесгафта, Зою Борисовну Богуславскую, Светлану Леонидовну Новоселову, Нелли Петровну Аникееву, Михаила Федоровича Стронина и многих других. На наш взгляд, классификация обучающих игр М.Ф. Стронина является наиболее приемлемой и целесообразной, поскольку она охватывает практически все виды игр и направлена как на обучение всем видам речевой деятельности, так и всем аспектам языка.  

Рассмотрим классификацию обучающих игр по М.Ф. Стронину:

подготовительные игры, которые способствуют формированию речевых навыков; к этой группе относятся лексические, фонетические, орфографические и грамматические игры;

творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений [4, 147].

Мы рекомендуем применять данную классификацию игр в обучении иностранному языку в общеобразовательных школах. В нашей работе мы уделим особое внимание лексическим играм.

Место игр на уроке иностранного языка и отводимое игре время условны, так как это зависит от ряда факторов, а именно от уровня владения языком учащихся, от подготовленности детей, от изучаемого материала, от целей и условий урока и т. д. Это означает, что игры и игровые технологии можно использовать на различных этапах школьного урока: как в самом начале урока, так и в его середине и, разумеется, на последнем этапе урока.  

В самом начале урока можно провести игру для того, чтобы дети легче вошли в учебный процесс, чтобы освежить их память, заинтересовать в изучении нового материала, а главное, ввести учеников в языковую среду. Следует отметить, что если игру провести в начале урока, то остальную часть урока нужно спланировать и построить так, чтобы детям было не менее интересно, чем в процессе игры, чтобы они могли получить точно такое же удовольствие, как и от игры.  

В середине урока рекомендуется использовать игры для того, чтобы дети могли немного отдохнуть, расслабиться, снять напряжение, повысить активность и с новыми силами продолжать изучение языка.  

Проведение игры в конце урока тоже приносит большой успех. Дети в предвкушении отдыха работают с наибольшим энтузиазмом, а если еще похвалить учащиеся за их достижения, то они будут ждать следующий урок с нетерпением.  

Игры можно использовать на разных этапах работы над языковым материалом: при знакомстве с новым материалом, при закреплении приобретенных на предыдущих уроках знаний, умений и навыков, а также при повторении и систематизации изученного.  

Игровые технологии можно применять не только на традиционных, но и на нетрадиционных уроках: на уроке-путешествии, уроке-сказке, уроке-КВН, на интегрированных уроках и т. д.  

Также игровые методы включают и во внеклассную деятельность, например, при проведении викторин, конкурсов, турниров, олимпиад, брейн-рингов и многого другого.  

Необходимо отметить, что игры имеют огромную роль/значение в воспитании, обучении и развитии детей. Она выступает как средство психической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Игровые моменты на уроке повышают мотивацию, снижают утомляемость и увеличивают темп ведения урока. Немаловажным является то, что игра сближает учеников друг с другом и с учителем, тем самым разрушает традиционный барьер между учеником и учителем.  

Игры позволяют сделать учебный процесс качественным, эффективным и в то же время привлекательным и интересным. Упражнения, задания в игровой форме оживляют занятия ИЯ, воспитывают внимание, память, эстетические чувства, развивают логику, мышление. В процессе игры дети учатся проявлять такие качества как взаимопомощь, дружеская поддержка, уважение к мнению других, инициативность, креативность, доброжелательность, толерантность. Тем самым обучающиеся учатся коммуникативным навыкам посредством иностранного языка [1, 37-38].

В игре открываются скрытые способности и возможности каждого ребенка. В процессе игровой деятельности ребенок развивается умственно (развитие интеллекта), психически (снятие тревожности, тем самым обеспечивает психологическую устойчивость; становление волевых качеств, перестройка психических процессов) и физически (подвижные, ролевые

игры).  

Игры выполняют множество различных функций. Проанализируем детально каждую из функции.  

Обучающая функция. Она является основной функцией обучающих игр, которая, главным образом, направлена на развитие внимания, памяти, мышления, на восприятие информации, развитие умений и навыков, формирование мировоззрения. В игре дети учатся коммуникации, т. е. как правильно вести себя в той или иной ситуации, как следует начинать разговор, как прервать собеседника, как изложить свою точку зрения, как правильно закончить диалог, как выиграть и как достойно проиграть.  

Воспитательная функция. Данная функция заключается в том, чтобы воспитать такие качества у детей, как гуманизм (это относится как к людям родной страны, так и к людям других стран), любовь к родине, воспитывается дисциплина (соблюдение установленных правил в игре), уважение обычаев и традиций стран изучаемого языка. С помощью уже готовых фраз-клише можно воспитать и такое качество, как вежливость. Это необходимо воспитывать у детей, начиная с младшего школьного возраста.

Развлекательная функция. Эта функция заключается в создании психологической положительной атмосферы на уроке, превращении скучного урока в необычное захватывающее занятие, и дети с удовольствием начинают учить иностранный язык, они заинтересовываются им благодаря игровой деятельности.

Коммуникативная функция – преодоление языкового барьера и создание иноязычной атмосферы на уроке. Главное, чтобы во время игры дети общались исключительно на иностранном языке, не переходя на родной (только в крайних случаях).  

Релаксационная функция состоит в снятии эмоционального напряжения, чтобы учащиеся не перенапрягались на уроках, а, наоборот, со свежими силами продолжали обучение.  

Психологическая функция – перестройка психики для наилучшего усвоения информации; формирование физиологического состояния детей. Для реализации этой функции применяют ролевые игры.

Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств, для активизации резервных возможностей личности.

Эстетическая функция заключается в наслаждении, которое дети получают в процессе и в результате игровой деятельности.

Функция самореализации состоит в проявлении скрытых способностей и возможностей учащихся.  

Игротерапевтическая функция заключается в преодолении детьми различных трудностей, которые могут возникнуть в любой жизненной ситуации [2, 15-16].

Мы рассмотрели и проанализировали место, роль и основные функции игр в учебном процессе. Также жали определение «Обучающие игры» и изучили одну из классификаций обучающих игр. Мы пришли к выводу, что игры, обладая полифункциональностью, позволяют обеспечить более качественное и быстрое изучение иностранного языка, освобождают ученика от боязни сделать ошибку, способствуют созданию благоприятного климата на уроке и активизируют деятельность ученика.

Список литературы:

  1. Давыдова З.М. Игра как метод обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2010. № 6. С. 34-38.
  2. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. — Спб.: КАРО, М.: Издательство «Четыре четверти», 2006. – 192 с.
  3. Степанова Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку // Иностранные языки в школе. 2004. № 2. С. 66-68
  4. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. – М.: Просвещение, 1984. – С. 62-78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроке иностранного языка в начальной школе

Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени. В ...

презентация "применение новых игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе"

данная презентация содержит материал о применении игровых технологий на уроках английского языка...

Игровые технологии на уроках иностранного языка в начальной школе.

Игры на уроках английского языка в младших классах для развития речевых навыков и умений.Роль игры на уроках английского языка в младших классах для формирования речевых навыков и умений. Индивидуальн...

Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе.

Использование игровых приемов на уроках иностранного языка, преимущества. Список игр к урокам английского языка....

Игровая технология на уроках иностранного языка в начальной школе

Игровая технология, её применение на уроках английского языка с учетом возрастных особенностей детей начальной школы....

Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе.

Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе....

Применение игровых методик на уроках иностранного языка в начальной школе

Применение игровых методик на уроках иностранного языкав начальной школеДеятельность учеников постепенно становится учебной, поэтому педагогу важно знать эффективные игровые методики с целью успешной ...