ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
методическая разработка по английскому языку

Воронина Нина Петровна

Современная школа призвана  формировать у обучающихся  социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам –  как коллектива, так и общества в целом.

Такой подход в обучении может быть успешно реализован в ходе использования технологии, нацеленной на формирование  способов коллективной мыслительной и практической  деятельности, развитие познавательной  активности, исследовательских навыков.

Ключевым понятиям предлагаемой технологии является мыслительная деятельность.

В психологии дается следующее определение мыслительной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_kollektivnoy_myslitelnoy.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Современная школа призвана  формировать у обучающихся  социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам –  как коллектива, так и общества в целом.

Такой подход в обучении может быть успешно реализован в ходе использования технологии, нацеленной на формирование  способов коллективной мыслительной и практической  деятельности, развитие познавательной  активности, исследовательских навыков.

Ключевым понятиям предлагаемой технологии является мыслительная деятельность.

В психологии дается следующее определение мыслительной деятельности.

Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы. Мыслительные действия - совокупность мыслительных операций. К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация. Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и синтез – это две неразрывные стороны всего процесса познания.

Коллективная мыслительная деятельность

В основе коллективной мыслительной деятельности лежит диалогическое общение, один студент высказывает мысль, другой продолжает или отвергает ее. Известно, что диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Данная форма учит студентов внимательно слушать выступления других, формирует аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы.

Основная цель деятельности - создание технологии обучения, позволяющей учить детей свободно жить в постоянно меняющемся мире, не боятся его, а наоборот, ориентироваться в нем, творить, радоваться жизни.

(Основные принципы:

I. Понимание мира как системы, имеющего определенные свойства (способности) для свободной, творческой деятельности в окружающем мире.

2. Непрерывность развития потребностей-способностей. Для потребления этих способностей человеку необходимо специально учиться, развивать у себя соответствующие потребности, ценностные ориентации и способности.

Основные проблемы:

1. Системное осознание объективного мира учащимися и педагогами, формирование их мировоззрения. Содержание обучения не может быть выражено набором отдельных предметов, а должно быть системно. Для этого необходимо сконструировать идеальную модель мира, как сложную систему, состоящую из простых взаимосвязанных между собой систем, поэтому нужны и универсальные способы, средства, которые позволяют осмыслить достаточно постоянный наращиваемый каркас фундаментальных знаний, включающий в себя сущность системы. Изучая универсальными средствами мир как систему систем, обучаемый овладевает системой научно грамотных способов взаимодействия с ним. Поиск же частных сведений о системе, которые потребуются ему в конкретных жизненных ситуациях, учащийся уже будет способен осуществить самостоятельно, творчески.

2. Система деятельности предполагает использование совокупности взаимосвязанных алгоритмических процедур (способов деятельности) в целях исследования конкретной  системы, проектирования взаимосвязей человека с ней, организации взаимодействия его с конкретной системой.

Деятельность становится способом, позволяющим знание превращать в умение жить в постоянно меняющемся мире. Она определяет возможности человека адаптироваться в окружающей действительности, действовать в нем; свободно, выгодно использовать свои способности.

3. Сформировать у себя единое представление о мире, ценностные ориентации к нему, осознать место человека в нем. На основе нового мировоззрения создать психолого-педагогические конструкции учебного процесса, разработать системы, которыми нужно управлять, установить типы связей между ними, высчитать их возможности для прогнозируемого результата. Разработать технологию, обеспечивающую непрерывность развития потребностей - способностей обучаемых, которые и позволят им активно, творчески функционировать в окружающем мире.

Как и в любой другой технологии, в КМД главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Данная модель воплощается в режиме коллективной деятельности, где все функционально связаны друг с другом общим познавательным интересом. Основная идея данной технологии в организации взаимодействия обучаемых в познавательном процессе и создании такой социальной инфраструктуры, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений. Организация на уроке коллективной учебной деятельности имеет большое психологическое, социальное и дидактическое значение.
Во-первых, в процессе коллективного учебного труда на уроке создаются наиболее благоприятные возможности для усвоения знаний и наиболее полного психологического развития каждого школьника. Работа учащихся в группах учит их деловому общению, учит анализировать действия одноклассников        и        свои        собственные.
Во-вторых, социальное обоснование коллективной деятельности на уроке народная мудрость выразила в пословице: “Ум – хорошо, а два – лучше”. Поэтому на отдельных уроках или его этапах я предоставляю ученикам возможность общаться друг с другом: обмениваться мнениями, спорить, дополнять, исправлять, оценивать друг друга. Совместная работа в коллективе способствует сближению учащихся, улучшению их взаимоотношений.
В-третьих, дидактические возможности коллективной работы на уроке заключаются прежде всего в активизации их познавательной деятельности. Главным в деятельности учащихся является чувство моральной ответственности        перед         коллективом.
У учащихся, даже слабоуспевающих, появляются успехи в учении, так как в результате взаимопомощи восполняются пробелы их знаний, развивается интерес        к        предмету.
Коллективная познавательная деятельность предполагает вместо традиционной формы обучения “учитель – ученик” более сложное соотношение “учитель – коллектив – ученик”.

Коллективные способы деятельности.

История возникновения технологии коллективного взаимодействия теряется в глубокой древности. Высказывания о пользе взаимного обучения можно найти у Квинтилиана и Сенеки. Ян Амос Каменский отмечал, что ученикам полезно учить своих товарищей и учиться у них. В конце 18 века Дж. Ланкастер и Андре Белл интенсивно использовали систему взаимного обучения школьников в Англии (Ланкастерская система). В США Дж. Дьюи пропагандировал групповую работу школьников как составную часть предложенного им «проектного метода обучения».

В начале ХХ века русский педагог А.Г.Ривин сделал педагогическое открытие – самообучение в парах сменного состава (ПСС). В основе теории А.Г.Ривина лежат «три кита». 

I. Общение. Человеку свойственно общаться. Более того, человеческое общество существует благодаря общению.

II. Возможность человека обогащать других своей уникальностью, только ему одному свойственными чертами, при этом обогащаться самому, учась, передавать свою неповторимость в процессе взаимодействия с людьми.

III. Единство речевой и мыслительной деятельности. Эти стороны человеческой деятельности неразрывно связаны: одна всегда является «катализатором» для реализации другой. Так, непрерывно сменяясь, они наделяют человеческое существо способностью к разумному общению.

Каждый участник группы выбирает себе партнера, говорить с ним и слушает его. В постоянной паре каждый может обогатить собой только одного партнера. Чтобы обогатить других нужен пары сменного состава. Методики А.Г.Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава».

Согласно теории В.К.Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие  принципов:

1. Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь, прочно усвоив предыдущий.

2. Интернационализм.

3. Дифференцированный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям.

4. Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

5. Разновозрастность и разноуровневость.

6. Разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет больше разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ.

7. Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения.

8. Безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.

Интерес к групповым формам работы возобновился в 1970-80-е гг. после серии публикаций Э.Коэн, Д. Джонона, Р.Джонсона, С.Кагана и других исследователей, выполненных преимущественно в США.

Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти школьника может быть оценена такими критериями: 10% - читает глазами, 26% - слышит, 30% - видит, 50% - видит и слышит, 70% обсуждает, 80% - опирается на опыт, 90% - говорит и делает совместно, 95% - обучает других.

Методика проведения занятия

Урок начинается с организационного момента: приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности студентов к занятию. Рабочие места студентов организованы по парам, это настраивает студентов на сплоченную работу.

Технология коллективной мыслительной деятельности состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре основных такта.

Первый такт — ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы,

коллективное обсуждение целей, способов их достижения.

Ввод происходит на знакомом или незнакомом материале. Технологические предписания к проектированию проблемной ситуации предполагают, что весь учебный процесс — непрерывная цепь разрешаемых проблемных ситуаций.  При этом необходимо акцентировать внимание на актуализации внутренних противоречий учащихся и на перевод их в общую зону поиска. Таким образом удается сформулировать цель деятельности. Цель не всегда удается поставить сразу, в связи с этим идет её постоянная корректировка. Она может ставиться на изучение, понимание всего предмета, темы, раздела, урока. Постановка цели - самый сложный процесс, поэтому разработан алгоритм постановки цели:

Ответьте на вопрос:

  1. «Что я хочу сделать?»

 Начните предложение словами «Я хочу узнать (найти, сравнить, понять, изучить…)»

     2. Каким образом можно это сделать?

Технология КМД

Примеры поставленных целей при этом могут выглядеть так:

«Я хочу узнать что такое язык в жизни человека»;

«Я хочу сравнить слова отметка и оценка»;

«Я хочу понять смысл математики как школьного предмета».

Освоив процесс постановки цели, ученик будет целеустремленным человеком, способным

поставить её не только на учебный предмет, но и на любой вид деятельности

Второй такт — работа по творческим микрогруппам.

Функция: разрешение противоречий, выращивание внутренних целей, формирование способов деятельности, выработка индивидуальной, коллективной позиции по изучаемой проблеме.

На этом этапе обучаемые, разделённые на творческие микрогруппы ( 2-3

человека), вторично, уже самостоятельно, через общение в микрогруппах,

актуализируют (уточняют, проясняют) свою внутреннюю цель, осознавая

поставленную педагогом учебную проблему, вырабатывают способ совместной деятельности для её решения. В процессе поиска (реализации цели) вырабатывают и отстаивают свои позиции при общем решении учебной проблемы.

На этапе решения проблемы в творческой группе каждый подтягивается до уровня её группового понимания. Разумеется, оно не всегда совпадает с тем решением проблемы, которым владеет педагог (то есть научным).

Средствами при поисковой деятельности учащихся  могут являются словари, в том числе и собственные понятийные, а во вторую очередь — учебники, дополнительная литература, учитель.

Третий такт —окончание рабочего процесса, общее обсуждение разрешаемой

проблемы, защита позиций, выработка общественного мнения о работе творческих

групп, отдельных личностей, коллектива в целом. (сегодняшнее итоговое занятие)

Требованием обоснованной, логичной аргументации педагог приводит обучаемых к верному

решению учебной проблемы.

Группы создаются по желанию обучаемых на основе личной симпатии, психологической совместимости и общего познавательного интереса. Количественный состав группы-3-5человек. В группах учащиеся уточняют, проясняют свои внутренние цели и вырабатывают способы совместной деятельности для её достижения. Особое внимание при этом обращается на формирование демократического стиля общения. В процессе деятельности они отстаивают свои позиции на основе равноправного сотрудничества. Для этого соблюдаются выработанные совместно правила

1. необходимо выслушать и понять другого,

2. доброжелательность, терпимость к чужому мнению,

3. четкая, аргументированная позиция, а в случае несогласия - столь же

аргументированная оппозиция,

4. можно ошибаться - это естественно в процессе поиска — важно увидеть и исправить

Такая работа в группе дает для социализации личности больше, чем любая другая - учит главному - умению жить в коллективе

Четвёртый такт — определение новой проблемы, направления процесса дальнейшего познания.

Системообразующим моментом технологии КМД является рефлексия.

Обучающимся предлагается обратиться к их совместной и индивидуальной

деятельности и рассказать о своих неудачах и затруднениях в решении проблемы, выявить причины своих ошибок не только по содержанию, но и, что важно, по способу общения, наметить пути их исправления.

Рефлексия постоянно ведёт учащихся к осознанию его конкретных способов деятельности, к систематизации, обобщению их, отказу от ошибочных приёмов и подходов, что в итоге развивает его как личность.

Рефлексия включается на любом такте деятельности при «сбоях»,

производится внутри творческих групп или специально организуется педагогом со всеми обучаемыми после общей деятельности.

Все технологические такты последовательно связаны между собой. Ни один из них не может быть пропущен или переставлен местами в рабочем процессе.

Заключение

Таким образом, создаются условия для формирования и закрепления профессиональных знаний,  умений и навыков у обучающихся. Они оказывают большое влияние на подготовку их к будущей профессиональной деятельности,  вооружают основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.

Это также способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей школьников.

Использование технологии КМД наряду с другими технологиями проблемного обучения, является способом достижения нового качества в образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных технологий в учебной деятельности на уроке английского языка»

Данный материал - это пояснительная записка, аннотация к мому уроку в 9 классе с использоавнием ИКТ, который стал призером конкурса инновационных продуктов...

Использование технологии коллективного способа обучения на уроках английского языка Зайцева С.Г.

Использование технологии  коллективного способа обучения на уроках английского языка  (методические рекомендации)  Выполнила:Зайцева С.Г.учитель английского языкаМОУ «СОШ № 7...

Информационные технологии в проектной деятельности на уроках английского языка

В статье описан опыт использования информационных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка при изучении странноведческого материала....

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка средней ступени обучения"

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности  на уроках английского языка средней ступени обучения"...

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка средней ступени обучения"

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности  на уроках английского языка средней ступени обучения"...

Современные образовательные технологии. Организация проектной деятельности на уроках английского языка в рамках ФГОС

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ФГОС...