Техники и приемы формирования критического мышления для повышения интереса на уроках английского языка
опыты и эксперименты по английскому языку

Абрамова Наталья Сергеевна

Техники и приемы формирования критического мышления для повышения интереса на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopilka_rech_slaydy_1.docx40.11 КБ

Предварительный просмотр:

(СЛАЙД 1) Техники и приёмы формирования критического мышления для повышения интереса на уроках английского языка

(СЛАЙД 2) Критическое мышление – разумное рефлексивное мышление,

сфокусированное на решение того, во что верить и что делать.

Это поиск здравого смысла, это способность выдвигать

новые идеи, увидеть новые возможности.

Дж. А. Браус и Д. Вуд

(СЛАЙД 3) В связи с переходом образовательных учреждении на ФГОС второго поколения возникла острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который является, по сути, ретрансляцией знаний и опыта учителя, современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активным участником образовательного процесса и самостоятельно планирует свою учебную деятельность, а также способен к адекватной самооценке своей деятельности.

(СЛАЙД 4) Уважаемое жюри, конкурсанты и гости! Хочу представить Вам свой опыт работы  по использованию  технологии  критического мышления учащихся  на уроке английского языка и поделиться с вами приёмами, которые использую в своей работе.

Работая в школе, сталкиваешься с проблемой отсутствия интереса и низкого качества знаний учащихся. Для решения этих проблем я начала использовать в своей работе приемы критического мышления.  Технология развития критического мышления «включает» учащихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний, учит ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.

(СЛАЙД 5)Актуальность использования технологии развития критического мышления заключается в том, что:

- английский язык наряду с другими школьными предметами, решает задачи формирования всесторонней и гармонично-развитой личности учащихся, у большинства из которых отсутствует мотивация к познавательной деятельности;

- которые имеют недостаточно развитый уровень мышления;

- которые не умеют анализировать и делать выводы,

что в свою очередь ведет к неспособности применять полученные в школе  знания и умения в реальных жизненных ситуациях

(СЛАЙД 6)Цель работы - поделиться собственным опытом по повышению качества обучения, используя приёмы критического мышления.

(СЛАЙД 7) Первое, что я сделала - провела  анализ качества знаний изучения английского языка до применения технологии  критического мышления, а с целью проверки результативности использования приёма - в конце полугодия. Прошу обратить внимание на диаграмму, в которой вы можете увидеть уровень качества знаний в четырёх классах (в %).  (СЛАЙД 8)

Совместно с педагогом-психологом школы был проведен опрос  на тему «Уровень заинтересованности в изучении английского языка» среди учеников 5-8 классов. (СЛАЙД 9)Анкетирование было анонимным, в опросе приняло участие 40 респондентов. 

(СЛАЙД 10)Исходя из полученных данных, я стала внедрять приёмы критического мышления на уроке. Изначально, вводя новые приемы на уроках английского языка, я столкнулась с непониманием учащимися того, что от них требуется, с неприятием нового, ранее не применяемого на уроках иностранного языка в их классах. Со временем, совершенствуя навыки использования технологии КМ, дети адаптировались, а меня радовало то, что успеваемость и заинтересованность уроком появилась и у учащихся с низкой мотивацией.

(СЛАЙД 11) Для того чтобы учащийся мог воспользоваться способностями своего критического мышления, ему важно развить в себе ряд качеств [Д. Халперн]:

  1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения.
  2. Настойчивость. 
  3. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы.
  4. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
  5. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

(СЛАЙД 12)

Практическая значимость проведенной мной работы состоит в том, что она будет представлять интерес не только для учителей английского языка, но и для учителей, применяющих  на уроке приёмы, способствующие развитию творческой и мыслительной деятельности учеников.

Каким же образом можно обеспечить развитие критического мышления на уроках иностранного языка?

Преподавание иностранного языка, в силу своей коммуникативной природы, всегда отличалось творческим характером и большей направленностью  на создание своих собственных речевых продуктов. Все это, несомненно, требует креативности, самостоятельности и критичности мышления.

Применяя технологию развития критического мышления в своей работе, я накопила определенный «багаж» приемов. Разумеется, не все приемы могут быть использованы в повседневной работе, но, вооружившись даже несколькими из них, превратив в «изюминки» урока, учитель может повысить результативность учебного процесса.

Предлагаю рассмотреть некоторые примеры

Модули урока

Приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей

1.Начало урока

Нестандартный вход в урок.

Ассоциативный ряд.

2.Актуализация знаний

Корзина идей, понятий, имен.

«Рассыпанный текст»

3.Изучение нового материала

Инсерт

Бортовой журнал

Кластер

4. Обсуждение и решение проблем

Стратегия «ИДЕАЛ».

5. Контроль знаний, обратная связь

 

Жокей и лошадь.

7. Формирование умения задавать вопросы

Хочу спросить

Вопрос к тексту

Ромашка Блума

8. Рефлексия

«Телеграмма»

Синквейн

(СЛАЙД 13)

(СЛАЙД 14)

1.«Нестандартный вход в урок»

При изучении темы «Здоровье превыше всего» в 7 классе, детям предлагается расшифровать название темы урока.

H-is the first letter and the end

E-is after H

A-is between E and I

L-is the 4th letter 

T-is before h

(Health)

После чего детям предлагается просмотреть ряд фотографий и определить названия болезни, а также составить предложения с этими словами. Например:

• When I have а headache, I…. 

(СЛАЙД 15)

Корзина идей – приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии вызова, когда идёт актуализация знаний и опыта. Этот приём позволяет выяснить всё, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. Говоря об этом приёме, поначалу мою идею не все ученики оценили. Пришлось доказывать из урока в урок о том, что этот приём поможет провести более продуктивную работу. Этот метод стал одним из любимых у учеников и стал  использоваться мною на уроках в 7,8 классах вместо «языковой разминки», и вместо вопросов: «Кто очередной? Кто отсутствующий?», мы стали давать для обдумывания ключевое слово или ключевую фразу занятия. Например, если тема урока «Внешность», ученики говорят все слова, фразы, мысли, которые появляются у них, когда они слышат это слово.

(СЛАЙД 16)

 «Рассыпанный текст» Учащиеся составляют вариант сообщения по теме в группах, используя предложения как опору. Предложения даны в разброс. Затем варианты обсуждаются, и учащиеся приходят к единому образцу для сообщения

 

(СЛАЙД 17)

Кластер

Кластер я стала использовать в начале изучения критического мышления. Могу сказать, что кластер подходит для любого возраста и уровня знаний.

Например при изучении темы «Scotland» предлагаю учащимся посмотреть на схему (кластер) и высказать свои предположения о том, что могут означать эти места. Затем учащиеся читают текст и сравнивают свои предположения с информацией в тексте.

You know some information about Scotland. What do you know about Scotland? Look at the scheme and express your ideas.

S1. – I think that Edinburgh is the capital city

S 2- To my mind English and Scots are languages.

S3 – In my opinion Glasgow is   the largest city.

Очень удобен прием и при составлении различных карт, например карта прогноза погоды (фото). Дети в течение месяца наблюдали за погодой и вносили свои наблюдения в лист. Также кластер удачно подходит и при ведении лингвистических словарей (СЛАЙД 18) (СЛАЙД 19)

(СЛАЙД 20) «Идеал»

Пример.

Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как.

Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.

Есть ли хорошие решения? Если да, то из множества предложенных решений выбираются хорошие и эффективные.

А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.

(СЛАЙД 21) Приём “Жокей и лошадь”. Группа делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

На уроке английского языка при изучении темы "Jobs" одной команде ("Жокеям") даются карточки с названиями профессий, другой («лошадям») - карточки с указанием мест их работы. Цель – найти место работы каждой из профессий ( doctor – hospital, postman – postoffice).

(СЛАЙД 22) Синквейн

Данный прием очень нравится детям в 5-6 классах. Используется как способ синтеза материала. Как показывает опыт, синквейн может быть полезен в качестве:

1) инструмента для синтеза сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности.

Обозначу некоторые возможности данного приема. (СЛАЙД 23)как составляется

(СЛАЙД 24) Синквейн как прием постановки темы урока. При этом в начале урока ученики видят на доске синквейн с пропущенной первой строкой и по содержанию других четырех строк пытаются сформулировать тему синквейна, соответственно и урока.

ПРИМЕР. Тема «House», 6класс.

1) (House)

2) comfortable, modern.

3) To stay, to build, to clean.

4) I have a nice comfortable sofa

5) Home    (СЛАЙД 25)фото

(СЛАЙД 26)Синквейн как обобщение работы по тексту. Наиболее эффективно оказалась парная организация работы. Каждой паре дается 3-4 минуты для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн. Так дети научились синтезировать свои мысли и в итоге пересказывать тексты.

(СЛАЙД 27)фото

Благодаря синквейну повысилась заинтересованность в изучении нового лексического материала, слабые дети стали проявлять заинтересованность и активно себя проявлять.

(СЛАЙД 28)Подводя итог хочу сказать, что Технология критического мышления позволяет ученику:

- повысить эффективность восприятия информации;

- повысить интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

Технология критического мышления позволяет учителю:

- развивать умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления в процессе обучения

(СЛАЙД 29)Обратите внимание на диаграмму, где показан результат повышения качества знаний учащихся (в %), который я получила за время работы с применением технологии КМ,.

(СЛАЙД 30)Более того, при повторном опросе-исследовании уровня заинтересованности в изучении английского языка среди учеников 5-8 классов изменились и его показатели (в %).

(СЛАЙД 31)Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.

(СЛАЙД 32)Применяя на уроках технологию критического мышления, несомненно, улучшилась успеваемость, а повышение мотивации стало проявляться, в том числе, и в участии в олимпиадах, Фестивале английского языка, участии в предметных неделях английского языка и в проекте для одаренных детей «Алые паруса». (СЛАЙД 33 -37 до конца)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса на уроках английского языка на основе использования ИКТ.

      Интенсивное внедрение ИКТ в образование, серьезное увлечение  молодежи компьютером, а также рост популярности английского языка в мировом пространстве, создали благопр...

Методические рекомендации "Повышение интереса к занятиям английского языка через игру и искусство на начальном этапе обучения"

В данной работе рассматриваются способы повышения интереса к занятиям английского языка через игру и искусство на начальном этапе обучения: дается понятие интереса и его роли в обучении языку, особенн...

Формирование познавательного интереса на уроках английского языка

Главная задача сделать обучение не только результативным, но и интересным, вовлечь учащихся в процесс обучения, сделать их главными и активными его участниками. Эффективность этих методов обусловлена ...

Технология критического мышления при внедрении ФГОС на уроках английского языка

Выступление на пед.совете с темой "Технология критического мышления при внедрении ФГОС" (с примерами и пояснениями)....

Техники, технологии, приемы и методы работы со слабомотивированными обучающимися на уроке. Английский язык.

В статье приведены примеры использования некоторых технологий и приемов работы со слабомотивированными учащимися на уроках английского языка с указанием целей и задач предметного и метапредметного хар...