Практикум по подготовке к ЕГЭ по английскому языку - новый способ подготовки к выпускным экзаменам. Раздел “Аудирование”.
статья по английскому языку (11 класс)

Тулупова Наталья Вадимовна

В статье описаны основые отличия в заданиях раздела " Аудирования"  2024 года по сравнению с предыдущими годами, определены основные сложности при его подготовке и предложены способы их преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ob_audirovanii.docx445.75 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум по подготовке к ЕГЭ по английскому языку - новый способ подготовки к выпускным экзаменам. Раздел  “Аудирование”.

          С начала февраля в рамках городского проекта учащиеся 11-х классов нашей школы каждый год переходят на новый формат обучения. В расписании у них появляются новые предметы – практикумы по подготовке к ЕГЭ. Этот формат является новой возможностью пересмотреть традиционную систему подготовки к ЕГЭ, проходящую на уроках. Я, как преподаватель, принимаю участие  в данном проекте первый раз, и это стало для меня и для обучающихся моего 11 класса определенным стимулом для достижения лучших результатов на ЕГЭ.

В процессе подготовки к ЕГЭ каждый раздел экзамена разбирался детально.  В данной статье поговорим об аудировании.

 

Основные принципы при подготовке аудирования:

- cлушать бесконечно до полного понимания не нужно! Это утомительно и демотивирует.

- не понимать каждое слово – это нормально!

Почем ученик не понимает?

1.        В аудировании могут встречаться непонятные слова. Это СПЕЦИАЛЬНО так!

2.        Проблемы, связанные с бедным словарным запасом.

3.        Проблемы с произношением.

Работа с заданиями

1.        Внимательно и целиком прочитать то, что написано в заданиии.

2.        Попробовать подобрать синонимы, антонимы, ключевые слова или перефразировать утверждения, вопросы и варианты ответов.

3.        Делать записи, если это необходимо.

4.        При необходимости использовать скрипт.

Аудирование. Задание 1. Установление соответствий

Проверяется: Умение воспринимать на слух, понимать основное содержание высказывания, содержащего некоторые неизученные языковые явления, и соотносить его с кратким утверждением.

Вы услышите 6 высказываний. Установите  соответствие между высказываниями каждого  говорящего A–F и утверждениями, данными в списке 1–7.  Используйте каждое утверждение, обозначенное  соответствующей цифрой, только один раз. В задании  есть одно лишнее утверждение. Вы услышите запись  дважды. Занесите свои ответы в таблицу.

1. There are many disadvantages of  having a pet.

2. Your pet can become your best friend.

3. You can get a pet only if you have a big house.

4. Small creatures make the best pets.

5. It’s great to boast of having an exotic pet.

6. It’s not easy to select a suitable pet.

7. Pets can help you to relax.

Ключевые слова

  1. There are many disadvantages of having a pet.

     2.  Your pet can become your best friend. 

     3.  You can get a pet only if you have a big house.

     4. Small creatures make the best pets. 

     5. It’s great to boast of having an exotic pet.

     6. It’s not easy to select a suitable pet.

    7. Pets can help you to relax.

Ловушки и дистракторы.

Speaker A I think any rodents are great pets. You know – mice, rats, guinea pigs and so on. They are so tiny and cute. They don’t take much space – their cages are relatively small, and they don’t walk around your place like cats and dogs. They are low maintenance as well. Because of their small size they don’t consume much food, so they won’t cost you a fortune compared with bigger pets. So, if you don’t have a big house, a mouse is the best solution.

            Чтоб определить правильный ответ, обращаем внимание на суть высказывания, его общий смысл: что хотел сказать говорящий,  какую мысль хотел передать.

Аудирование. Задание 2. True, false, not stated.

 Проверяется: Умение воспринимать на слух и понимать запрашиваемую информацию в тексте, содержащем некоторые неизученные языковые явления, определяя соответствие/ несоответствие предложенного утверждения тексту или отсутствие в тексте данной информации.

Not stated- что это?  Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть  утверждение в вопросе после прослушивания отрывка,  потому что:

- нет упоминаний об этом вообще;

- в отрывке не указаны какие-то детали утверждения.

Пример. Kate often played “Monopoly” in her childhood.

1.        True

2.        False

3.        Not stated

Josh: Did you like board games as a child?

Kate: Well… Frankly speaking, I was almost addicted to  them. For example, my family and I used to play “Monopoly”  all day long every weekend and sometimes on weekday  evenings. It was quite a useful experience, you know.

Kate often played “Monopoly” in her childhood.

1.        True

2.        False

3.        Not stated

Josh: Did you like board games as a child?

Kate: Actually, I never played board games during my  childhood. I was more interested in exploring books,  engaging in creative arts and crafts, and participating in  various sports activities.

Kate often played “Monopoly” in her childhood.

1.        True

2.        False

3.        Not stated

Аудирование задание 3 - наиболее сложное. Его уровень между В1 и В2.

          В третьем задании раздела «Аудирование» проверяется: полное понимание текстов монологического и диалогического характера в наиболее типичных ситуациях повседневного и элементарного профессионального общения.

Что нужно уметь:

- извлекать из текста необходимую информацию;

- отделять главную информацию от второстепенной;

- определять ключевые слова и фразы;

- игнорировать незнакомые слова, не влияющие на понимание смысла текста;

- использовать языковую догадку;

- игнорировать ненужную информацию;

- извлекать из текста полную и точную информацию.

Владение этими умениями строится на:

 - знании лексики и грамматики;

 - понимании значения слов, словосочетаний, речевых клише, грамматических форм и конструкций.

      Даже сильным ученикам не следует сразу давать задания ЕГЭ из учебников, сборников тестов, fipi.ru и пр. Причины:

-  бедный словарный запас;

- трудности распознавания на слух беглой речи

- неправильное понимание на слух слов, в частности, числительных, омонимов (tense - tense, present - present), слов типа hardly, nearly, almost, lately и др, похожих на русские, но имеющих иное значение (decade) или очень многозначных слов (issue и аналогичные).

- проблемы с пониманием значения условного наклонения, особенно различий между Conditional II и Conditional III

Алгоритм работы с заданием 3

ДО ПРОСЛУШИВАНИЯ АУДИОФАЙЛА

  -  внимательно прочитать сам текст задания, обратив внимание на детали формулировки;

  - выделить незнакомые слова

  - поработать с незнакомыми словами, побуждая студентов их понять, опираясь на аналогии с русским языком, на знания о словообразовании, на контекст, на синтаксис;

  -перевести те незнакомые слова из задания, которые студентам не удалось понять по вышеприведённому алгоритму/те, которые не могут быть так поняты;

 -прослушать диалог два раза, делая пометки в тексте задания, и получить ответы;

ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ АУДИОФАЙЛА

  -  проанализировать И правильные, И неправильные ответы;

  - проанализировать, почему именно данный ответ является правильным.

По итогам выполнения задания, если было много ошибок: проработать задание, используя повторное прослушивание или скрипт.

Как исключить неверные ответы?

 - в аудио нет данной информации

- в аудио содержится противоположная информация

- в аудио отсутствует соответствующая информация

- информация неполная

- в аудио и в задании - разные времена (напр., настоящее и прошедшее)

- методом исключения

- методом языковой догадки

- догадаться

Упражнения для тренировки навыков аудирования.

  1. Задания с картинками (соотнесение слов и картинок, расстановка картинок в нужном порядке).

  1. Заполнение пропусков в тексте.

  1. Заполнение таблицы, схемы или плана.

  1. True\False\Not stated.

  1. Множественные соответствия

  1. Множественный выбор

  1. Комбинированные задания (listening + reading, listening + speaking, etc)

Основная литература

1. Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ 2024 г. по английскому языку. – URL.: www.fipi.ru

2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения в 2022 г. ЕГЭ по английскому языку. – URL.: www.fipi.ru

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»).

4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16з)).

5. Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности. Иностранный язык. / М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, И.В. Трешина, Е.В. Кузьмина, М.А. Лытаева, Е.И. Ратникова; ФИПИ. – М, 2020. – 40 с. – URL.:http://doc.fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metod-rekomendatsii-dlya-slabykh-shkol/inostranny-yazyk-mr-oo.pdf

6.Вербицкая М.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по английскому языку /М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, И.В. Трешина. // Педагогические измерения. – 2021. – № 3. – С. 37–72.

7. К.С. Махмурян, И.В. Трешина. // Педагогические измерения. – 2021. – № 3. – С. 37–72.

Английский язык, State Exam Maximiser, Подготовка к экзаменам, Соловова Е.Н., Солокова И.Е., 2008.

8. Basic IELTS Listening. Li Ya Bin, Copyright ©2010-2013 Beijing Language and Culture University Press, 2017

9. Звёздный английский. Starlight 8. Workbook. Virginia Evans, Jenny Dooley, Ksenia Baranova, Victoria Kopylova, Radislav Millrood. Москва, Просвещение, 2023

10. Музланова Е. С. ЕГЭ-2024. Английский язык. 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. Москва : Издательство АСТ, 2023.

Английский язык, State Exam Maximiser, Подготовка к экзаменам, Соловова Е.Н., Солокова И.Е., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ОГЭ по английскому языку: раздел аудирование.

В презентации представлены практические советы для тех, кто готовиться к ОГЭ....

Тестирование как способ подготовки к ЕГЭ по английскому языку

Планирование элективного курса в 11 классе....

Степени сравнения прилагательных.Типы сравнения. Лексико-грамматический практикум, Подготовка к ЕГЭ по английскому языку.

Степени сравнения прилагательных. Типы сравнения. Лексико-грамматический практикум.Подготовка к ЕГЭ по английскому языку....

Особенности написания сочинения (эссе) по английскому языку в рамках подготовки к ЕГЭ по иностранному языку.

В статье рассматриваются вопросы особенности подготовки выпускников старшей школы к сдаче государственного экзамена по иностранному языку, использование соответствующего плана, вводных фраз и клише....

Подготовка к ОГЭ по английскому языку. Раздел Аудирование.

Подготовка к ОГЭ по английскому языку. Раздел Аудирование....

стратегия подготовки к ЕГЭ по английскому языку по разделу "Аудирование"

Данный материал будет полезен не только для обучающихся, готовящихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку по разделу "Аудирование", но и для всех обучающихся при выполнении заданий по аудировани...

Эффективные способы обучения чтению для подготовки к ОГЭ по английскому языку

Использование интерактивных методов и приёмов Раздел 2 «Чтение» дает новые возможности для повышения эффективности учебного процесса, что особенно важно при подготовке обучающихся к сдаче ...