Сложноподчиненное предложение с придаточным времени
план-конспект урока (9 класс) на тему

урок изучения новой темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сложноподчиненное предложение50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Сложноподчиненные предложения с придаточными  времени.

 

Цели:

1. Познакомиться с отличительными особенностями сложноподчинённых предложений с придаточными времени.

2    Формировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов

  придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточным времени.

4     Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку.

 Ход урока

Добрый день, ребята. Начинаем сегодняшний урок.

Запишем сегодняшнее число в тетрадях.

Объявление темы  и целей урока

Записываю на доске тему урока и объявляю цели урока

1  Орфоэпическая разминка.

Расставить ударения в словах (слайд « Расставьте ударения»)

Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, сливовый, позвонит, облегчить, сирота фарфор, черпать, средства, таможня, премировать, принудить, случай, статуя, хозяева, простыня.

2 .Проверка домашнего задания.

-Устный опрос по вопросам учащихся.5учеников  задают  1 вопрос, выслушивают ответ и дают оценку ответу.

3 Соотношение предложений и схем. (слайд  «Подберите предложение к схеме»),  предложения напечатаны на листочках ( на одну парту -одно предложение)

Задание: подберите к схемам предложения и дайте им характеристику.

[…туда],(где…).           Через десять лет я приехал туда, где прошло мое детство.

[деревня, (где…)…].     Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.(А.Пушкин)

[…знаю], (где…).           Я знаю, где находится самый красивый уголок земли.

[       ], (куда…).             Иди, куда зовет тебя твое сердце.

(куда…), [     ].               Куда ни посмотрю, везде знакомые лица.

  […дома, (где…)  ].       Около дома, где мы остановились, росли высокие березы.

4 Изучение новой темы. 

 На слайде   предложения, ученики пишут в тетрадях. (на слайде?), на доске строим схемы

Когда во дворе расцвела светлой пеной сирень, я отправился в путь.

 Он проснулся, едва показались первые лучи солнца.

Часов в пять, когда спала жара, все оживилось.

 

- На какой вопрос отвечают придаточные предложения? Что обозначают?

-По отношению к главному предложению где они находятся?

Учитель:  Представленные схемы предложений относятся к сложноподчиненным предложениям с придаточными времени. Такие предложения выражают значение времени определенного явления или действия. Порядок следования главного и придаточного предложений свободный: придаточное может стоять в начале или конце предложения, а также его может окружать конструкция главного предложения.  

 

 Дополняем таблицу «Виды СПП» ( вопросы:  когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

 

Средство связи- союзы: когда, пока, с тех пор как, до тех пор как, как только, лишь только, прежде чем, едва, чуть, в то время как и др)

5 Закрепление изученного.

Упр. 140 (2,3,4,5,6 предложения)

Работа с предложениями

Ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять землю пшеницей.

Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жажды горожан.

Давайте  задумаемся   над вопросом: для чего нужны сложноподчиненные предложения с придаточным времени.  Где они употребляются чаще всего?

6 Работа по тексту.

Употребление сложных предложений- отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи, в особенности в ее устной форме, мы используем чаще всего простые предложения, причем очень часто -неполные. Это объясняется тем, что устные высказывания в основном не требуют  сложного логического объяснения. Отсутствие союзов  компенсируется интонацией, которая приобретает решающее значение для выражения различных  смысловых отношений.

 «Чистые» сложносочиненные предложения в книжных стилях сравнительно редки. А сложноподчиненные предложения занимают достойное место в любом из книжных стилей. Сложноподчиненные предложения как бы « приспособлены» для языка науки, официально-делового стиля  и художественной речи.

Как употребляются придаточные времени в разных стилях?

В научном стиле временные придаточные части нередко осложняются добавочным условным значением: Научная гипотеза оправдывает себя тогда, когда она является оптимальной 

( ср.:Научная гипотеза оправдывает себя в том случае, если она является оптимальной)

В художественной речи, где сложноподчиненные предложения с  придаточными  времени встречаются в четыре раза чаще, чем в научной, широко используются « чисто временные» значения  этих придаточных.  Они могут предавать длительность, повторяемость, неожиданность действий, разрыв во времени между событиями и т.д. Это создает большие выразительные возможности художественной речи,например:1) Чуть легкий ветерок подернет рябью воду, ты зашатаешься, начнешь слабеть(И.А.Крылов)2)И только небо засветилось, все шумно вдруг зашевелилось, мелькнул за строем стой.(М.Ю.Лермонтов) 3)Только улыбаюсь, как заслышу бурю.(Н.А.Некрасов) 4)Он заметно поседел с тех пор, как мы расстались с ним.(И.С.Тургенев) 5)Гуляли мы до тех пор, пока в окнах дач не стали гаснуть отражения звезд.(А.П.Чехов).

(По учебному пособию «Стилистика русского языка» И.Голуб)

 

- К какому типу речи относится текст? ( повествование)

-К какому стилю? ( научный)

- О чем этот текст? Какова тема этого текста?

-Основная мысль текста какая?

-В каких стилях речи чаще используются сложноподчиненные предложения? Для чего служат СПП с придаточным времени?

Задание: найдите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточным времени.

 

6. Подведение итогов ..

 Домашнее задание.  1 уровень:упр.141,142.;  2 уровень: сочинение-рассуждение «Нужны ли в речи сложноподчиненные предложения?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классепо теме  «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени» Цели: 1.Познакомить ...

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени....

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени....

Открытый урок в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени»

Цель: показать особенности СПП с придаточными времени; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.Задачи урока: познакомить с придаточными предложениями времени; учить определять данные ...

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Презентация к уроку русского языкав 9 классе, 2 четверть, декабрь. В ходе занятия обучающиеся научатьсяУглублять понятие о СПП  с придаточными времени.Развивать умение находить придаточную  ...