«Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места».
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Урок изучениея нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_2.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку

Данный урок разработан для IX класса и был проведен в рамках моей педагогической практики. Его особенность заключается в том, что он содержит десятиминутный блок работы по повторению и закреплению норм литературного языка (в данном случае орфоэпических, лексических, синтаксических). Согласно точке зрения, разрабатываемой в дипломной проекте, предполагается, что блоки подобного характера нужно включать в содержание уроков для VIII-IX классов как можно чаще, поскольку, с одной стороны, основной материал по орфографии и пунктуации уже изучен и он должен быть осмыслен учащимися в качестве надежной базы для повышения их коммуникативной грамотности, а, с другой стороны, речевые ошибки встречаются в речи школьников все так же часто и их нужно устранять. Блок такой работы, как правило, должен предварять знакомство с новой темой, в противном случае он нарушит целостность изучаемого материала, сделает структуру урока «рыхлой». Задания могут быть тематически не связаны с изучаемой темой. Важно в начале блока работы по повторению и закреплению норм литературного языка правильно и четко мотивировать учащихся на выполнение предлагаемых заданий, что повысит их внимательность, ответственность, познавательный интерес.

Конспект урока

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места».

Вид урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные: 1) выявить отличительные особенности сложноподчинённых предложений с придаточными места и времени; 2) формировать у учащихся умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных предложений; 3) выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями; 4) правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений; 5) формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений, продуцирования таких предложений по структурным схемам к ним; 6) повторить ряд норм русского литературного языка; 7) повысить грамотность учащихся.

2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, формировать коммуникативные компетенции.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку и литературе, воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа.

Оборудование: индивидуальные карточки; Русский язык : учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / С. Г. Бархударов,                С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. – М., 2004.

План урока:

1. Вступительное слово учителя, организационный момент – 5 мин.

2. Работа по повторению и закреплению норм литературного языка –            10 мин.

3. Знакомство с теоретическим материалом по теме урока – 5 мин.

4. Выполнение практических заданий по теме урока – 20 мин.

5. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя, организационный момент. Добрый день. Сегодня нам снова предстоит пополнить свои знания о сложноподчиненном предложении, познакомиться с его новыми разновидностями. Тема достаточно сложная и потребует от вас внимания, сосредоточенности, ответственного подхода, ну и конечно желания работать. А начнем мы как обычно с небольшой работы по изученным ранее нормам русского литературного языка, основное внимание уделяя повышению культуры речи. Как говорится, «повторенье – мать ученья»!

2. Работа по повторению и закреплению норм литературного языка. Современный русский литературный язык – это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения, театра, школы. Важнейшей особенностью его является нормативность, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепризнанному образцу. Невнимание к нормативной стороне речи приводит к проявлению неграмотности, множеству самых разнообразных речевых ошибок. Сегодня мы обратимся к повторению произносительных, лексических и синтаксических норм современного русского литературного языка и выполним несколько заданий, представленных на учебной карточке № 1 (проверка методом фронтального опроса).

– Прочитай слова, вспомнив произносительные нормы:

Орхид[э]я, сон[э]т, стр[э]сс, т[э]зис, пресса, термин, т[э]мбр, т[э]мп, фанера, шин[э]ль, эпидемия, фон[э]тика, т[э]ст, тенор, д[э]по.

– Вспомните, что такое паронимы (Это слова, близкие по звучании, но совершенно разные по значению).

– Составьте словосочетания из данных слов, вдумываясь в лексическое значение слова.

Концертный (абонемент, абонент). (Безответная, безответственная) покорность.

(Вдох, вздох) сожаления.

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Непроницательный, непроницаемый) исследователь.

(Предоставить, представить) к награде.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Героические, геройские) усилия.

(Драматический, драматичный) кружок.

– Согласуйте подлежащее и сказуемое:

1) Много молодежи пришл...(о) на вечер танцев.

2) Мать с грудным ребенком сел...(а)  у окна.

3) Оставшийся десяток тетрадей был... спрятан... в шкаф.

4) Человек пятнадцать геологов был...(и) направлен...(ы) в горы.

– Запишите предложения в тетради. Замените прямую речь косвенной:

«Живей, живей, ребята, подсобляйте!» – крикнул Николай Петрович (Николай Петрович крикнул, чтобы ребята работали живее).

«Да, я знаю вас, Базаров», – подтвердила она (Она подтвердила, что знает Базарова).

«Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, –  проговорил Аркадий, – и я ничем не занимаюсь» (Аркадий сказал, что его зовут Аркадий Николаевич Кирсанов и что он ничем не занимается).

«Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», – продолжал говорить Николай Петрович (Николай Петрович сказал, что у него много хлопот с мужиками в нынешнем году).

– Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.

Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была (Кирилла Петрович спросил у Маши: «Где ты была?»).

Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет (Я заметил, глядя на светлое небо: «Погода славная будет!»).

Отец крикнул Феде, чтобы он держал правее (Отец крикнул Феде: «Держи правее!»).

Дубровский спросил, все ли здесь  и не осталось ли кого в доме (Дубровский спросил: «Все ли здесь и не осталось ли кого в доме?»).

Сергей спросил тихо, почему она ушла (Сергей спросил тихо: «Почему ты ушла?»).

– Что изменилось в семантике и стилистике высказываний? (Они стали более эмоциональными, но при этом приобрели разговорный характер).

3. Знакомство с теоретическим материалом по теме урока. Перейдем теперь к изучению нового материала. На прошлых уроках мы уже говорили с вами о различных типах сложного предложения. С целью его более прочного закрепления немного повторим их. Вспомните, каких? (Сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном).

– Верно. А какие разновидности сложноподчиненных предложений выделяют в русском языке? (Сложноподчиненные предложения с изъяснительными, определительными и обстоятельственными придаточными).

– Как определить вид придаточной? (Задать к ней вопрос от главной части).

– Сегодня мы продолжим изучать обширную группу сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными и познакомимся с придаточными времени и места. Их «говорящие» названия облегчат вашу работу. Запомните, что в сложноподчиненном предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы когда? как долго? до каких пор? с каких пор? В сложноподчиненном предложении с придаточным места придаточное предложение указывает на место (пространство), где совершается то, о чем говорится в главном предложении. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

4. Выполнение практических заданий по теме урока. А теперь, чтобы новый материал лучше заполнился, выполним ряд упражнений.

– Перед каждым из вас учебная карточка с предложениями (учебная карточка № 2). Перепишите их в тетради. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

1. Уже смеркалось, когда мы приехали домой (когда? – придаточная времени).

2. Как только папа ушел (когда? – придаточная времени), я живо оделся в студенческий сюртук и  пришел.

3. Вот и теперь (когда? – придаточная времени), когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

4. С тех пор как я себя помню (с каких пор? – придаточная времени), помню и Наталью Савишну.

5. Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят (до каких пор? – придаточная времени).

6. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени).

7. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко (где? – придаточная места).

8. Пурпурное, темное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краем темной зелени лугов (куда? – придаточная места).

9. Откуда дует ветер (откуда? – придаточная места), оттуда и тучи плывут.

– Какое из данных предложений построено по следующей схеме:              [… (…) …]? (третье).

– Чтобы лучше и проще вам было определять вид придаточной, запомните те союзы и союзные слова, которые обычно служат «приметами» (учебная карточка № 3).

Едва

Пока

Перед тем как

До тех пор пока

С тех пор как

Как только

Когда

В то время как

– Составьте с ними несколько предложений и запишите в тетради (самостоятельная работа учащихся).

– Выполним упражнение № 124 (один из учащихся читает задание, один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях). В ходе работы над данным упражнением вы лучше запомните подчинительные союзы и союзные слова, участвующие в организации сложноподчиненных предложений с придаточными времени.

1. Придя домой (когда?), когда уже смеркалось (непроверяемая безударная в корне слова), Мешков застал одного Володю. 

2. Перед тем как взяться (что сделать? в инфинитиве пишем ь) за скрипку (когда?), он засучивал рукава рубахи, обнажал (наг) грудь и становился у окна.

3. До тех пор пока не узнаешь горя (раздельное написание не с глаголами, написание ь на конце глаголов во 2-м лице ед. числа) (до каких пор?), не станешь (раздельное написание не с глаголами, написание ь на конце глаголов во 2-м лице ед. числа) взрослым.

4. Я тебя отлично видела (глагол на -еть) (до каких пор?), пока ты стоял позади толпы.

5. Все смотрели на дверь, оставленную (суффикс -енн- в причастиях прошедшего времени страдательного залога) полуоткрытой (приставка                  полу-) (с каких пор?), с тех пор как пришла Лиза.

6. Когда Меркурий Авдеевич подошел (см. подошедший) к бульвару (когда?), аллея была пуста.

7. Она сидела (написание проверяемой безударной гласной в корне, ср. сидя) на постели до тех пор (до каких пор?), пока рассвет (парные согласные на стыке приставки и корня) не прочертил ровненькие линеечки в щелях ставен.

– А теперь выполним похожее упражнение, но нацеленное уже на закрепление материала по сложноподчиненным предложениям с придаточными места (упр. 125). Перепишите, задав вопросы к придаточным места и подчеркнув союзные слова как члены предложения. Возможность задать вопрос и определенная синтаксическая функция как раз и отличают, как вы помните, союзные слова от союзов. Отметьте значком х указательные слова, к которым относятся придаточные места.

                                                       х

1. Откуда ветер (откуда?), оттуда и счастье.

                                                             х

2. Куда конь с копытом (куда?), туда и рак с клешней.

                                         х

3. Где тонко (где?), там и рвется.

                                             х

4. Где любовь да совет (где?), там и горя нет.

– К какому жанру принадлежат данные предложения? (Пословицы).

– Какую синтаксическую функцию выполняют союзные слова в придаточных предложениях места? (Функцию обстоятельства).

– Ну а последнее задание на сегодня вам поможет лучше усвоить структуру сложноподчиненных предложений с придаточными времени и места. Поэтому вам предстоит поработать со схемами. По данным схемам составьте предложения (проверка методом фронтального опроса).

1. (пока…), […].

2. […], (где…).

3. […], (до тех пор пока…).

4. [… (едва…) …].

5. Подведение итогов урока. Итак, сегодня мы снова говорили с вами о сложноподчиненном предложении, на этот раз с придаточными времени и места. В сложноподчиненном предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы когда? как долго? до каких пор? с каких пор? В сложноподчиненном предложении с придаточным места придаточное предложение указывает на место (пространство), где совершается то, о чем говорится в главном предложении. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Изученный сегодня материал очень важен и является неотъемлемой частью раздела «Сложное предложение». Надеюсь, что мы сегодня интересно и продуктивно поработали. Д/з: упр. № 126.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классепо теме  «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени» Цели: 1.Познакомить ...

Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.

Урок русского языка, проведенный на конкурсе "Учитель года". 2 место...

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени....

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени....

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Презентация к уроку русского языкав 9 классе, 2 четверть, декабрь. В ходе занятия обучающиеся научатьсяУглублять понятие о СПП  с придаточными времени.Развивать умение находить придаточную  ...