Мастер-класс «Культурологическая составляющая обучения на мордовском (эрзянском) языке»
план-конспект занятия на тему

Сыркина Марина Петровна

Мастер-класс «Культурологическая составляющая обучения  на мордовском (эрзянском) языке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx221.96 КБ
Файл master-klass.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

                                       МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»  г.о. Саранск                  

Мастер-класс

        «Культурологическая составляющая обучения

на мордовском (эрзя) языке»

           

           

                                                       

                                                               

                                                                 Автор: Сыркина Марина Петровна,

                                                                                        учитель  эрзянского языка, русского  языка и                                                                                                

                                                                литературы

                                                     

                                                                 2014г.

  Аннотация: мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой по мордовскому языку. На занятии демонстрируется культурологическая составляющая  обучения на мордовском (эрзя) языке.

Учитель: Шумбратадо, вечкевикс оят! Шумбрачи, кельгома ялгат! Карматано улеме содавиксэкс: Монь лемем Марина Петровна Сыркина, мон Саран ошонь МОУ «СОШ №2» эрзянь келень тонавтыця. Школасо важодян 27-це ие. Эйстэст 24 иеть – эрзянь школасо. Рузонь школасо карман важодеме 3-це ие. Ошонь школасо путынь икелень истямо топавтома: бажан кастомс эйкакштнень содамочист эрзянь келенть ды мокшэрзянь культуранть коряс, келейгавтомс содамочист мокшэрзятнень историядост, обычайдест, сынст культурадост,мокшэрзянь  масторонь ине ломантнеде, кастомс кеняркс минек народонть кувалма,кастомс вечкема Тиринь Масторонтень, тиринь енксонтень. Секскак мастер-классось, конань максан течи тынк икелеи стямо теманть коряс: «Культурологическая составляющая обучения на мордовском (эрзя)языке.

Эсень проблеманть коряс важодемстэ лездыть тень налксематне,  мокшэрзянь фольклорось( мазый моротне, нурька морынетне, валмеревкстнэ,евкстнэ,содамоевкстнэ, легендатне ды седе тов), мокшэрзянь писательтнень ды поэтнэнь сермадовксост, ды ламо мезе лиясь. Эряви вечкемс ды сюпалгавтомс эрзянь келенть ды сонзэ культуранть. Ведь келесь- те сюпавчи,превень ды оймевиень лисьмапря, секскак сонзэ эряви ванстомс, кода весе пертьпельксэнть.

      Чувство Родины, чувство принадлежности к той огромной земле, которая зовется  Россия, начинается здесь, у порога. Здесь в пору малолетства открывается для каждого и земля, населенная  добрым миром растений, и вечно живая вода, и огромное чистое небо. (Слайды №1-3)

          Уставан стихотворениянь ловномасо, кона алтави тиринь енксонтень «Чачома мастор» (слайд №3)

Чачома мастор! Сэтьме пазонь тарка!

Тонь сёлмот алов седеем капши.

Розень паксява тесэ, кизэнь шкасто,

Ломанекс кочкодыкесь лайшекшны.

Тунда  лёмзёрксось чады ашо ловсо,

Ков валдонть ало вечкемась чачи.

Медярвонь коштось прят винакс чаравты,

Менельсэ тештне мелеть топавтыть.

Вечксынь мон эсень енкссо телень ветнень,

Зярдо якшамось вальматнень арты.

Вечкса, зярдо тундонь пизементь мельга

Велень кудотнень тусто сув вельти.

Монь туртов велем- те валскень чиньстямо

Медярвонь кошт, конаньсэ мон лексян.

Тезэнь чачтымим  умарьковсто авам

Тесэ весе пингем ютавтса  мон.

     Учитель:  А ней монь ули мелем кунсоломс  тынк. Явшан стихотвореният тиринь мастордо   эрьва группантень . Эсенк меленк коряс, ловныцясь карми улеме вейке. (слайд №4).

    Истямо кармавтома  марто  тонавтницятне сеедьстэ важодить. Тесэ сынь кармить улеме содавиксэкс мокшэрзянь ды рузонь писательтнень марто, несызь пертьпельксэнь сюпавчинть ды мазычинть, кастано эйкакштнень вечкемаст  тиринь енксонтень,  масторонтень.

       «Край мордовский» П.Гайни

Теперь уже никто лаптёжным

Наш край мордовский не зовёт,

Электроламповый, цементный,

Литейный, кабельный завод.

Их всех теперь не перечесть,

Кипит в руках рабочих дело.

Земли мордовской эту честь

Несёт рабочий класс умело.

Стоят хлеба в полях стеной,

Здесь хлебороба дом родной

И урожай на ток просторный

Струится речкой золотой.

Идут студенты с песней. Шуткой-

В большую жизнь им путь открыт.

Дворцами, школами, наукой

Наш край отныне знаменит!

Тебе, Мордовия родная,

Дарю все песни, жизнь свою,

Я ничего милей не знаю,

Чем этот мир в родном краю!

Чтоб ни видал – любуюсь до поры,

Куда б ни шёл – одною мыслью поло

Мордовия! От Мокши до Суры

Цветут твои сады,

Хлебов играют волны!

 

А.Мартынов «Шумбрачи»

Шумбрачи, Мордовия, шумбрат!

Мой поклон – родной, раздольной шири.

Твой простор прекрасен и богат,

У тебя всегда дела большие.

Шумбрачи, Мордовия, шумбрат!

Снова память прошлое включила:

Помнишь вечера – едва чадят,

Догорает тонкая лучина.

Мокры лапти, мутная вода

Брызгает лицо твое… А помнишь –

Дети пухли с голоду – когда

В нищенской суме была вся помощь?

На полях сражений в грозный час –

Сколько сыновей твоих убито!...

Подвиги и жизни их сейчас

В нашем сердце

Значит, не забыты!

Шумбрачи, Мордовия, шумбрат!

Ты повсюду радость отмечаешь,

Свежести вдыхая аромат

Новый день во весь свой рост встречаешь,

Шумбрачи, Мордовия, Шумбрат!

А.Норкин «Полянка»

В России,

Средь березовых просторов

Полянка есть –

Мордовия моя.

Она

Как песня матери,

С которой

За горы уходил

И за моря.

Волну к волне

Соединяют реки,

И вот уже

Журчит одна струя….

Мордовия! Любимая навеки!

Моя полянка –

Сторона моя.

П. Гайни «Чачома край»

Тонеть мораса те моронть,

Чачома край, келей ды валдо.

Вечкса мон тонь мазый тюсонть –

Сон авань вановтсо сиялды.

Вечксынь паксят, виреть, лугат.

Шольниця ведеть домка лейсэ, -

Тон свал монь седейсэ гайгат

Морыця нармунень вайгельсэ.

Чачома край, тиринь мастор.

Эжди эйсень лембе седеть.

Эльнить-кольнить, теке сазорт,

Сурась ды Мокшась – валдо лееть.

Мокшо-эрзянь вечкевикс край!

Мон секс моросо шнан тонь эйсэ,

Што свал сыргостят валдо май

Гайтевстэ морыця седейсэнь.

                 

Мокшэрзянь мастор.

Шачема край – мокшэрзянь мастор.

Тядянь-алянь ваймопожф,

Тага арать шнама вастокс,

Вельхкссот садонь ару кожф.

Кие арьсекшнесь – шявдолста

Тон крьвястят палы тяштть!

Тяни лемцень морайхть морса,

Ялгаксшинь книгав сонга тяштьф.

Труда валда зарят васьфнят,

Оцю семьяце и келькф.

Ладязь эрят ялга мархта

Аф фкя киза – веконьберьф.

   

Л.Татьяничева  «Эрзянская речь». 
Вишка лейне чуди - 
Это музыка, 
Ставшая словом. 
Вишка лейне чуди - 
Повторяю я снова 
И снова. 
Когда прошлого нет, 
А всё сущее 
Кажется тайной... 
Был таинственный лес - 
Обиталище птиц зоревое. 
От корней до небес - 
Всё в лесу нашем 
Было живое! 
Там среди ивняка, 
Под гривастой 
Веселой горою, 
Повстречалась река 
И достойно назвалась 
Сурою... 
Сколько зим позади - 
Стая птиц 
В опереньи суровом. 
...Вишка лейне чуди - 
Это музыка, 
Ставшая словом. 
Я эрзянскую речь, 
Как цветущего детства 
Поляну, 
В своём сердце беречь 
До последнего дня не устану. 

Учитель: Главная составляющая часть духовной культуры мордовского народа-это народные обряды. (Слайд №5)

          Весной, по прилёту жаворонков, люди исполняли обряды с явными языческими корнями, рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнёзда, складывали в них колобки и ставили в птичник - считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть.  Круглыми пряниками принято было всех угощать. В круглые пряники, а чаще всего в небольшие мешочки, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется - тот женится или замуж выйдет, кому копейка - тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, - у того ребёнок родится.

А сейчас давайте погадаем.

Такую форму работы  внедряю с такой целью, чтобы дети знали и уважали культуру, обычаи и традиции мордовского народа.

Учитель: Все вы знаете, уважаемые коллеги, что игра-одна из эффективных  форм активизации мыслительной деятельности и познавательной активности учащихся. И поэтому такую форму работы внедряю ежеурочно. Вашему вниманию предлагаю игру с мячом, которую я широко и с большим интересом для детей использую почти на каждом уроке в каждом классе в качестве разминки, повторения пройденного материала. Эта игра-соревнование детей сосредотачивает, нацеливает на эффективную и плодотворную работу. Вопросы, естественно готовятся, учитывая возрастные особенности учащихся. (Слайд№6)

Давайте с вами продемонстрируем

Вопросы задаю, обычно, на русском, отвечают на

 эрзянском.

  • Какое число следует за числом 99;
  • Какое число получится при умножении 6 и 9;
  • Какое число получится при делении 40 и 8;
  • Сколько городов в нашей Республике?;
  • Перечислить их;
  • Известный мордовский государственный  ансамбль песни и танца

Учитель: Виде, « Умарина»

Учитель:Монь тонавтницям  пек  вечкить морамо и  «Умаринанть» морсить покш мельспаросо.  Ули мелем пельксэнзэ морамс тынк марто. Лезды тенек Мария Куликова, Мордовия Республикань народной артисткась. (Слайд№7)

Чувтось паро умарина,
Чувтось мазый умарь чувтось-2р.
Козонь чачнесь умарина?
Козонь каснесь умарь чувтось?
Покш ки чирес сон чачокшнось,
Казань ки лангс сон касокшнось-2р
Пек аварди умарина,
Пек сюморды умарь чувто-2р
Краса земли ты яблонька,

 венец весны, Умарина-2р
Где родилась ты яблонька,

 где ты росла, Умарина!-2р

Учитель: Мастер-классось прядовсь. Весенень покш сюкпря парсте вожодемань кисэ. Арсян, мезеяк  саиде лезэв важодемстэ. Уледе  шумбрат. Вастомазонок. (Слайд№8)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила : Сыркина М.П., учитель эрзянского языка МОУ « СОШ №2» Мастер-класс «Культурологическая составляющая обучения на мордовском (эрзя) языке» г. Саранск 2014г

Слайд 2

Шумбратадо , вечкевис ялгат !

Слайд 3

Чачи мастор , Родина, Отчизна...

Слайд 4

Живи , Мордовия Моя!

Слайд 5

Обряды Мордвы

Слайд 6

Налксема

Слайд 8

Вастомазонок ! Уледе шумбрат !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Интерактивные методы в обучении английскому языку»

Тема: «Знакомство». Цель: показать использование интерактивных методов  на занятиях. Задачи: Научить учащихся представляться, называть свое имя, вежливо благодарить. Развитие навыков межлич...

мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...

Мастер - класс "Проектирование профессионально – ориентированного обучения английскому языку"

Дисциплина «Иностранный язык» имеет свои специфические особенности в структуре всего процесса обучения в среднем специальном учебном заведении. Особую актуальность приобретает профессионально- ориенти...

Мастер-класс "Использование активных методов обучения на уроке английского языка"

Мастер-класс "Активные методы обучения на уроке английского языка"...

Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"

Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя мордовского (эрзянского) языка

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя мордовского (эрзянского) языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» Калинкиной Ольги Юрьевны...

Мастер класс "Роль искусства в обучении детей английскому языку в объединениях МБОУ ДО ДЮЦ" (из опыта работы)

Выступление на семинаре-практикуме в рамках городского методического объединения,февраль.2021,Краснодар....