Метод активизации резервных возможностей личности и коллектива в процессе совершенствования речевой компетенции учащихся основной школы
статья по теме

Долгинская Янина Андреевна

Метод активизации резервных возможностей личности и коллектива в процессе совершенствования речевой компетенции учащихся основной школы (на материале французского языка)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод активизации резервных возможностей личности и коллектива в процессе совершенствования речевой компетенции учащихся основной школы

Согласно требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения обучение иностранному языку (французскому) в старшей  школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся  в основной школе. К моменту  окончания основной  школы  учащиеся достигают  допорогового (A2 по общеевропейской шкале) уровня коммуникативного владения французским  языком  при выполнении основных видов речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), который  дает им  возможность  продолжать языковое образование на старшей ступени  в полной средней школе, используя французский язык как инструмент общения и познания.

К  завершению обучения в старшей  школе на профильном уровне планируется  достижение учащимися минимально уровня  общеевропейского  порогового  уровня  (В1) подготовки по французскому языку.

Метод активизации резервных возможностей личности и коллектива, прежде всего, решает задачи обучения иностранному языку в сжатые сроки, в процессе коллективной деятельности с установкой на раскрытие творческих возможностей и неиспользуемых при традиционном обучении резервов личности обучаемого. Создатели (Г. А. Китайгородская, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.) обращают внимание на то, что метод направлен на овладение языковым материалом, обеспечивающим формирование, развитие и применение речевых умений. Одной из важных особенностей метода активизации, как и других интенсивных методов, заключается в органическом единстве практических и воспитательных целей обучения.

В основе метода лежит принцип поэтапно-концентрической организации занятий. В системе занятий выделяют несколько относительно самостоятельных(но тесня связанных друг с другом) этапов усвоения материала от целого (предложение или текст) к частному (отдельных компоненты предложения или текста) и снова к целому: синтез – анализ – синтез.

Рассмотрим в качестве одного из речевых умений, монологическую речь, развивать которую мы предлагаем, используя метод активизации.

Формирование и развитие умений монологической речи представляют специальную задачу, которую педагоги решают на протяжении всех лет обучения. К сожалению, в настоящее время в средней и старшей школе не всегда уделяется достаточно внимания обучению и совершенствованию монологической речи, а ведь именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить, и, соответственно, строить свое высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.

Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

        Не смотря на то, что повествование, не расценивается многими как вид монолога, требующий много усилий от учащего, мы позволим себе заметить, что большинство учащихся старшей школы не может правильно построить монолог-повествование просто потому, что им либо неинтересно, либо они этого не умеют делать. В представлении многих учителей монолог-повествование – это текст из учебника, выученный наизусть. В качестве средства обучения и средства поддержки в обучении монологическому высказыванию типа повествование мы предлагаем использовать как можно больше иллюстративного материала, который выступает в качестве опоры для высказывания, а также повышает мотивацию учащихся.  Метод, который мы хотим предложить основан на том, что использование иллюстративного материала при обучении монологическому высказыванию ориентировано на каждого учащегося. Мы предлагаем использовать изображения не только для того, что бы объяснять новые слова и выражения, но, так же, и для составления учащимися же для себя зрительных опор, своих собственных изображений или рисунков, которые у них ассоциируются в тем или иным понятием.

Приведем некоторые примеры упражнений разработанного урока-блока «Les fêtes en France». Каждый блок содержит 3 группы упражнений, объединенных в соответствии с задачами урока:

группа 1: направленные на формирование и отработку лексического навыка;

группа 2: применяются на этапе тренировки умений в говорении;

группа 3: направлены на систематизацию полученных знаний, ориентируют на выход в речь.


Целью данного урока является продуцирование собственного монологического высказывания с использованием иллюстративных опор. 
Задачи урока: активизация и закрепление лексического материала по теме.

Урок в 9 классе специализированной школы по теме «Les fêtes en France»

  1. Группа 1. упражнения, направленные на формирование и отработку лексического навыка.

«Qu'est-ce que vous voyez sur l’image».

На этапе семантизации предлагается следующее упражнение. Цель упражнения подключить языковую догадку учащихся, для описания иллюстрации, повысить их мотивацию, а так же распознать значение новых лексем в рамках определенной темы.

  1. des friandises                        2) un âtre

       

3)une bougie = une chandelle                  4) un muguet

                   

5) des rois mages

После этапа семантизации учащимся предлагается прочитать текст «Les fêtes en France».

Associez les dates et les fêtes, dessinez votre propre association pour chaque fête 

Упражнения на соотнесение единиц языка друг с другом содержит задание распознать соотносящиеся друг с другом элементы, предварительно разрозненные, и объединить их в пары. В основе этого упражнения лежит соотнесение как один из приемов познавательной и речемыслительной деятельности.  Этот прием тесно связан с другими умственными действиями, такими как узнавание, выбор, сравнение, группировка.

Помимо того, что учащиеся должны соотнести праздник и его даты, им предложено нарисовать для самих себя небольшие рисунки-ассоциации для каждого праздника, что повысит мотивацию учащихся, а так же послужит опорой для будущего монологического высказывания.

Le jours de la prise de la Bastille

le 1 er mai

Jour de l'An

le 6 janvier

La Chandeleur

le 8 mai

Fête du Travail

le 14 juillet

Noël

le 1 er janvier

 L` Epiphanie

        le 25 décembre

 L’armistice de la guerre de 1939–1945

le 2 février

le 24 janvier

le 1 er novembre

  1. Группа 2: упражнения, применяемые на этапе тренировки умений в говорении.

Этап тренировки будет включать в себя преимущественно упражнения, характеризующиеся повторяемостью, вариативностью и проблемно-коммуникативной направленностью учебного материала.

Vrai ou faux ? Si c’est faux, donnez une phrase qui convient

«Верные-неверные утверждения» (“Vrai ou faux”) – разновидность упражнений на содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путем соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста. Цель этого упражнения – контроль понимания прочитанного текста и адекватное использование лексических единиц в речи, а так же уровень сформированности речевых умений.

1. On préfère passer le Noël avec des amis.

2. A l’origine de la Chandeleur est le rite du feu.

3. Les rois mages ont visité la crèche le 6 janvier.

4. Le Mardi gras a une date fixe.

5. D’habitude, le 14 février, les boutiques offrent des bonbons en forme de bûche.

6. La Toussaint est l’occasion d’une visite au cimétière.

7. C’est pendant la nuit du Nouvel An que le Père Noël apporte les cadeaux aux enfants en descendant par la cheminée.

8. Un œuf est le symbole de la Pâque chrétienne.

9. Le 14 juillet il y a des défilés militaires dans toutes les villes, des bals et des feux d’artifice.

10. Le baptême est la cérémonie religieuse obligatoire en France.

Complétez les phrases

Упражнение на дополнение представляет собой ряд незавершенных предложений и сопровождается заданием закончить их по смыслу или используя информацию, полученную из прочитанного текста. Материал для дополнения предложений учащиеся могут черпать и из собственного жизненного опыта. В данном упражнении вся фраза является заданной, но часть фразы зашифрована изображением. В силу того, что изображение можно трактовать по-разному, происходит тренировка лексических навыков и речевых умений. Задача преподавателя  - проконтролировать то, что будут говорить учащиеся, чтобы они не отходили от темы.

1. On s’offre de petits bouquets de .

2. Les enfants reçoivent : des œufs de Paques.

3. Ce jour-là, les femmes allument  pour protéger la maison de la foudre et des incendies.

4.   peuvent être longues (3 ou 4 ans).

5. On fête , patron des amoureux.

6. Dimanche et lundi de Paques on célèbre   de Jésus-Christ.

7. Les Français   à côté de l’Arbre de Noël.

  1. Группа 3: упражнения, направленные на систематизацию полученных знаний, ориентируют на выход в речь.

Упражнения на перекодирование невербальной информации в вербальную заключаются в словесном описании увиденного. Задания на перекодирование вербальной информации в наглядную включают в себя передачу содержания текста (например, рассказа) в виде рисунка, и наоборот. Упражнения на перекодирование информации используются для развития всех четырех видов речевой деятельности, реализуют принцип взаимосвязанного обучения рецептивным и продуктивным (экспрессивным) умениям. Предлагая учащимся ответить на вопрос, мы так же даем изображение, которое выступает в качестве наглядной опоры для ответа.

Répondez aux questions ci-dessous.

1. Comment le peuple français célèbre-t-il le 14 juillet et le 8 mai ?

2. L’expression «tirer les rois» que signifie-t-elle ?

3.Quand les Français font-ils des crêpes ?

Завершающим этапом будет формулировка домашнего задания. Мы предлагаем, в среднем, 5 вопросов, которые помогут учащимся в составлении собственного монологического  высказывания по заданной теме. Задача учащихся не только составить высказывания. Но и подготовить иллюстративный материал, который будет его сопровождать (фотографии, рисунки, таблицы, коллажи).

Devoir à domicile:

«Aimer ou ne pas aimer?» Réfléchissez et donner vos idées sous la forme d'une histoire (vous pouvez utilisez les photos et les images pour illustrer votre histoire)

1) Quelle est votre fête préférée? Pourquoi?

2) Comment la célébrez-vous?

3) Qu’est-ce que vous aimez dans la célébration de cette fête?

4) Est-ce qu’il existe des fêtes que vous n’aimez pas? Lesquelles? Pourquoi?

5) Si vous n’aimez pas du tout les fêtes, dites pourquoi.

Для количественной и качественной оценки уровня сформированности знаний структуры и основных структурных компонентов монологического высказывания типа «повествование», умения структурировать (организовывать) информацию при собственном монологическом высказывании, были выделены следующие критерии:

- связность и логичность изложения мысли,

- структурно-композиционная завершенность высказывания,

- объем высказывания (степень раскрытия темы и количество предложений),

- степень сочетаемости лексических и грамматических средств,

- лексико-грамматическая правильность.  

Критерии оценки представим в виде таблицы.

Учитываемые факторы

Баллы

Критерии оценки

1.

Соответствие коммуникативной задаче

0-1

•        0 - высказывание не соответствует или частично соответствует КЗ;

•        1 - высказывание полностью соответствует КЗ

2.

Полнота раскрытия темы

0-1

•        0 - высказывание не раскрывает тему или раскрывает частично, отсутствует выражение своего отношения к проблеме;

•        1 – высказывание практически полностью раскрывает тему. Высказывание содержит факты и комментарии по проблеме, выражение личного отношения к излагаемым фактам

3.

Связность высказывания

0-2

•        0 - отсутствует логические связи между частями высказывания;

•        1 - логические связи между частями высказывания слабо выражены

•  2 - высказывание выстроено в определенной логике

4.

Относительная грамматическая правильность

0-2

•        0 - ошибки затрудняют понимание высказываний;

•        1 - ошибки не препятствует пониманию. Встречаются грубые ошибки, но простые предложения грамматически правильны;

•        2 - ошибки не препятствуют пониманию, и часто исправляются отвечающим. Используются простые и сложные предложения

5.

Диапазон используемых лексических средств

0-2

•        0 - в ответе минимальное количество изученной лексики. Используются слова родного языка вместо незнакомых иностранных слов;

•       1 -  используется разнообразная лексика. Ошибки не препятствуют пониманию высказывания

•        2 - широкий диапазон лексики соответствует поставленной КЗ. Демонстрируется умение преодолевать лексические трудности.

6.

Относительная фонетическая правильность

0-2

•        0 - ошибки затрудняют понимание. Многие простые слова и фразы произносятся неправильно;

•        1 - речь содержит фонетические ошибки, заметна интерференция родного языка, но в основном она понятна носителю языка;

•        2 - хорошее произношение и правильная интонация. Незначительные ошибки не препятствуют пониманию высказывания

7.

Объем

0-2

•        0 - объем высказывания - не менее 10 фраз

•        1 - объем высказывания - не менее 12 фраз

•         2 – объем высказывания от 15 фраз и более

При подсчете баллов получаются следующие оценки:

  • 7-8 баллов-3,
  •  9-10 баллов-4,
  •  11-12 баллов-5

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева И. В. Использование ситуативных картинок на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. 2002. № 6.
  2. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.:  ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н.Щукин. 2009.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» [Электронный образовательный ресурс]. URL: www.standart.edu.ru
  4. Чалимова, И.Ю. Использование наглядности при обучении немецкому языку // Иностранные языки в школе / 2008.– N2.– С.33-37. 
  5. http://monologuefrancais.weebly.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

мастер-класс: метод активизации резервных возможностей личности и использованием принципов интенсивного обучения (Вячеслав Петрусинский)

объяснить  предназначение метода  активизации резервных возможностей личности с использованием принципов интенсивного обучения; назвать основные параметры модели реального  п...

Статья на тему: "Решение проблем формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы как условие успешного выполнения части С1 ГИА"

В регионах Российской Федерации проводится государственная аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. По его результатам можно судить о подготовке по русскому языку выпускников школ страны,...

«Формирование учебных компетенций учащихся основной школы на основе интеграции математики с предметами естественнонаучного цикла». 

В работе представлено обощение опыта по межпредметным связям математики с предметами естественного научного цикла. Приведен пример бинарного урока по теме "Закон Ома для участка цепи". Имеется презент...

Дистанционный семинар для педагогов «Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основного общего образования»

Представляю выполненные задания по предложенным модулям дистанционного семинара "Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основно...

Совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся старшей школы в процессе преподавания русского языка и литературы.

Статья содержит теоретическое обоснование необходимости совершенствования коммуникативной компетенции старшеклассников, формы и методы работы, приёмы по совершенствованию владения разными видами чтени...

«Развитие лингвистической (языковой) компетенции учащихся основной школы в процессе создания иноязычной образовательной среды»

Авторское выступление - распространение педагогического опыта для использования в работе коллегами, учителями- предметниками....