Работа с аутентичными материалами. Использование художественного фильма на уроке иностранного языка
методическая разработка (10 класс) по теме

Данная работа представляет собой выступление на семинаре-практикуме для учителей иностранного языка. Я рассказываю о том, как мы с учениками 10 класса работали с отрывком из художественного фильма, снятого по роману Джейн Остин "Мэнсвилд Парк". А также предлагаю учителям принять участие в работе над отрывком из художественного фильма "Гордость и предубеждение" для демонстрации возможных типов упражнений в данном виде работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_autentichnymi_materialami.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с аутентичными материалами. Использование художественного фильма на уроках английского языка.

Выступление на семинаре-практикуме учителей иностранного языка города Армавира Краснодарского Края и районов на тему «Использование аутентичных материалов на уроках иностранного языка как средство формирования иноязычной культурологической компетенции.»

Bcтупление.

Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов. Художественные фильмы являются великолепным аутентичным  дополнительным материалом при изучении английского языка.  Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики “...представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности...”

 Более того, использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности  речевой деятельности обучаемых. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может  понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к  дальнейшему  совершенствованию.

Еще одним достоинством художественного фильма является сила впечатления и эмоционального воздействия  на  учащихся.  Поэтому  главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к увиденному. Использование художественного фильма способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания  и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях  даже  невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся  необходимо  приложить  определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на  процесс  запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительный, моторное восприятие) положительно влияет  на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические особенности воздействия художественных фильмов на учащихся способствуют интенсификации учебного  процесса  и  создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников.

С учащимися 10 класса мы познакомились с творчеством замечательной английской писательницы Джейн Остин. Романы  Джейн Остин актуальны и сегодня, потому что они затрагивают вечные темы любви и предательства, благородства и подлости. О популярности этой писательницы свидетельствуют многочисленные экранизации её произведений, снятые на киностудиях Британии и Америки.

В рамках темы «Досуг молодёжи», мы работали с отрывком из фильма «Мэнсфилд Парк». На подготовительном этапе я кратко рассказала учащимся о том, что в этом отрывке группа молодых людей выбирают пьесу для постановки в домашнем театре. Так как ребята являются активными участниками школьной самодеятельности и ситуация выбора сюжета и распределения ролей им хорошо знакома, они сразу заинтересовались тем, что им предстоит увидеть. Таким образом, была достигнута первая цель подготовительного этапа – мотивация учащихся. С целью предварительного снятия языковых и лингвострановедческих трудностей, учащиеся были ознакомлены с новыми для них словами и выражениями, включая названия литературных произведений и цитаты из них.

На втором этапе - восприятии  видеофильма – мы развиваем умения восприятия информации. Учащиеся просматривают фрагмент несколько раз, получая задания по поиску различной информации, отвечая на вопросы по тексту, пытаясь выстроить реплики персонажей в правильном порядке.

С целью контроля понимания содержания, учащиеся просматривают фрагмент в режиме стоп-кадр с английскими субтитрами и переводят на русский язык по ролям.

Вашему вниманию будет предложен четвёртый этап работы с художественным фильмом направленный на развитие языковых навыков и умений устной речи. На этом этапе учащиеся попытаются озвучить фрагмент из фильма, сначала по кадрам и, затем в режиме идущего фильма. С целью развития продуктивных умений в устной речи, ребята получили задание подготовить собственные диалоги, используя исходный текст в качестве основы и опоры.

Фрагмент урока.

Teacher - Children, you should reproduce the soundtrack for the film in conditions of freeze-frame. 

- BBC presents “MANSFIELD PARK” by JANE AUSTEN.

CRAWFORD “To be or not to be, that is the question”.

JULI I say there is no question, Mr. Crawford, it must be “The School For Scandal”

TOM  No, “The Heir At Law”.

MARIA  Surely “Macbeth”.

JULIA  Or at least “The Rivals”.

CRAWFORD  Consider “Hamlet” or “Othello”.

YATES  Why, here is “Lovers Vows”. Had you forgot?

TOM  “Lovers Vows”. Indeed. Why shouldn`t it do for us as well as for the Ravenshaws? What say you all? Here are two tragic parts for Yates and Crawford. The rhyming butler will do for me. A trifle, but the sort of thing I don`t dislike. The rest may be filled by… anyone. There`s Count Cassel and the young clergyman.

MARIA  Mr. Rashworth will take one of those.

TOM  Well, then, we`re agreed?

-Aye.

CRAWFORD  “Hamlet thou art slain”. I am content. “The rest is silence”.

YATES  As to the baron, I shall not want a prompter.

JULIA  But we are not fair to the absent. Here are not women enough. Agatha and Amelia may do for Maria and me but there is nothing for your sister, Mr. Crawford.

CRAWFORD  I believe Mary will grieve little…

TOM  No, no, no. Miss Crawford must play Amelia. It falls as naturally to her as Agatha does to my sisters. The baron for Yates, Frederick for Crawford and Agatha… But which?

CRAWFORD It seems improbable… but If I am to be the son of one of these young Ladies, I really must entreat… I do entreat Miss Julia Bertram  - not to play Agatha, or it will be the ruin of my solemnity. I could not stand to see you countenance dressed up in woe. The laughs we`ve had would overpower me.

TOM Maria must be Agatha. Julia cannot do it, she prefers comedy. Her features are not tragic and she walks too quickly.

She`d better play Cottager`s wife.

YATES Cottager`s wife?! What are you talking of? The most trivial, insignificant… There`s no a tolerable speech in the piece. At Ecclesford the governess was to do it.

TOM Someone must play   Cottager`s wife.

CRAWFORD Your sister must not accept the part. Her talent will be wanted in Amelia. It requires great powers, great nicety. You must oblige us. When you have studied the character, I am sure you will feel it suits you. You visit me in prison with a basket of provisions. You will not refuse to visit me in prison? I see you coming in…

JULIA You do not seem afraid of not keeping your countenance over a basket of provisions, one might have supposed. But it is only as Agatha that I shall be so overpowering.

 CRAWFORD Oh, no!

TOM Miss Crawford must be Amelia. Julia is too robust. Amelia has a light, girlish figure.

JULIA Do not be afraid of my wanting the character! If I am not to be Agatha, I am sure I will do nothing else. As to Amelia, it is of all parts in the world the most disgusting to me. I quite detest her. An odious, pert, unnatural, impudent little girl. It would be no comedy, I assure you, for me to play it. It would be a tragedy, a tragedy of the worst kind.

TOM  I think she is vexed.

CRAWFORD I fear I was to blame.

MARIA Oh, no, but perhaps, Mr. Crawford, I should go with you to the parsonage to beg your sister will accept the part. Else who shall play it?

CRAWFORD I shall be much obliged.

Teacher - Well. Let`s complicate the task. You should reproduce the soundtrack for the moving film. Imagine that you are film stars and you are going to record the soundtrack for your new film.

Teacher - Well done. I am sure; your film will be great success!

Let`s come back to our school life and imagine that you have to choose a play to do it at the school stage.

P1-Let`s do “Nedorosl”. We have already done it. Had you forgot? We did some scenes from this play two years ago. It was a great success!

P2-Indeed. Slavik can be Mitrofanushka.  It falls as naturally to him as his mother does to Yana.

P3-And who will play Sofia? May be Kate?

P4-Oh, no. I cannot accept the part. It requires great powers, great nicety. I am afraid I shan’t be able to play Sofia. I’d better play Eremeevna.

P2- Eremeevna? What are you talking of? She is a lively, talkative old woman. This part will do to me. A trifle, but the sort of thing I don`t dislike.  I think my talent will be wanted in Eremeevna.

P3- Kate, You must oblige me. When you have studied the character, I am sure; you will feel it suits you.

P1-Sofia is a modest intelligent girl, just like you.

P3-Besides I hope, the part of Milon will do to me…

P4-Well, I’ll try.

P1-The rest may be filled by…Sasha and Arsen. There`s Starodum and Scotinin.

P2-I believe, they will take these parts with pleasure.

P1-Well, then, we`re agreed?

-Yes.

Teacher -I find your choice very good because the problem of education is very important nowadays. Thank you very much.

Работа с учителями.

-I'd like to offer you to take part in work with an excerpt from the film “Pride and Prejudice” by Jane Austen. This kind of work is called “predicting”. Mr. Collins proposes to Miss Elizabeth. Try to guess what answer it will be - yes or no? Explain you opinion. Before viewing learn the cards you have got.

Elizabeth will accept the proposal because

Elizabeth won’t accept the proposal because

  1. her mother makes Elizabeth do it.
  1. Elizabeth doesn’t look happy.
  1. it is an advantageous marriage.
  1. Elizabeth doesn’t love Mr. Collins.
  1. her poverty makes Elizabeth do it.
  1. Elizabeth doesn’t want to listen to Mr. Collins.

(Viewing and freeze-frame).

-Now make up your mind and explain your prediction.

- We can watch the next part of the film and check your predictions.

На примере этого задания вы видите, что сложность языкового материала  можно компенсировать несложным заданием.

С фрагментами из фильмов можно работать детально и подробно,

но можно поставить только одну задачу, направленную на понимание основного содержания или на поиск определённой информации. Существует  большое разнообразие форм и методов работы с кинофильмами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 способов работы с фильмом на уроке иностранного языка

Эта статья о том , как работать с фильмом на уроке английского языка...

Использование обучающих фильмов на уроках иностранного языка.

       Использование видео на уроках английского языка позволяет учащимся развить языковую догадку и расширить кругозор. У них появляется возможность узнать о...

Использование дидактического синквейна на уроках иностранного языка и во внеклассной работе

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулирова...

Использование художественной литературы на уроках английского языка

В данной статье раскрываются те аспекты, развитию которых способствует использование аутентичной литературы на уроках английского языка. Также освещаются основные этапы работы с художественными произв...

Использование электронных проектов на уроках иностранного языка при формировании навыков работы в команде.

Участие в создании и использовании электронных проектов повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки работы в команде. В процессе проектной работ...