РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА на уроках английского языка
статья на тему

Проблемы формирования полноценной языковой личности в условиях учебно-воспитательного процесса школы являются сегодня важнейшими социологическими проблемами как национального, так и общественного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostnypodhodarticle.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки по предмету « иностранный язык »

СТАТЬЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА

на уроках английского языка

Проблемы формирования полноценной языковой личности в условиях учебно-воспитательного процесса школы являются сегодня важнейшими социологическими проблемами как национального, так и общественного развития. Налицо современные тенденции международных отношений, довольно ярко проявляющиеся в многоязычном информационно-речевом потоке, в пространстве, которого взаимодействуют граждане всего мира. Назрела настоятельная необходимость в диалоге культур, присутствующем во всех сферах совместной общественной и производственной деятельности различных субъектов коммуникации. В данной связи все более актуализируется проблема изучения языков.

Однако процесс обучения иностранному языку реализуется не только через традиционные: обучающую, воспитывающую и развивающую функции, но и личностно формирующую и коммуникативную. Следовательно, одной из ведущих форм обучения является (или, по крайней мере, должна быть)  непосредственно коммуникация, общение.  Причем не только в режиме «ученик - ученик», но и в режиме «ученик - учитель». Самоочевидно, что для этого необходимо в первую очередь установление личностного контакта.

 Человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, должны строиться на основе общения обеих сторон на равных, как личностей, как равноправных участников процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «преподаватель - учащийся», а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения».

 Действительно, такой межличностный контакт, когда он состоялся, почти всесилен. Он разрушает невидимую баррикаду на месте учительского стола, превращая изматывающее обе стороны противостояние между «я» и «они» в совместную работу дружного «мы». Он делает сердце чутким к особенностям умственных, нравственных и душевных сил каждого и помогает подобрать систему упражнений так, чтобы даже самый слабый и незаинтересованный мог испытать чувство успеха. Он позволяет увидеть в сидящих перед тобой не «человеческий материал», из которого нужно «сделать людей», а такие же личности, как и ты сам, и общаться с ними изнутри искреннего глубокого уважения к их внутреннему миру.

Наверное, каждый из нас понимает, что индивидуальный подход - один из ведущих принципов педагогической работы. Вопрос в том, как его практически реализовать в условиях 45 минут урока на 12-15 учащихся (а ведь нам, учителям иностранного языка, в этом отношении еще повезло!) и жестких требований одинаковой для всех программы.

На мой взгляд, первым шагом в этом направлении должна быть система индивидуальных заданий. Разработанные мною к каждому используемому УМК карточки могут применяться по-разному.

 Во-первых, в качестве дополнительных заданий на уроке для учащихся с высоким уровнем знаний и темпом усвоения материала, которым зачастую бывает скучно на занятии, предназначенном «средним» ребятам.

 Во-вторых, они могут быть предложены как замена общего задания учащимся с более низким уровнем знаний или замедленным темпом усвоения материала: с этим заданием ребенок может справиться, и получает столь необходимое чувство успешности в учебной работе.

 В-третьих, они могут послужить дополнительным домашним заданием. Кроме того, учащийся, пропустивший ту или иную тему по болезни, может после ее самостоятельного освоения или консультации с учителем выполнить ряд индивидуальных заданий по пропущенной теме в качестве закрепления и проверки знаний

. И, наконец, еще один вариант - мини-зачеты для желающих улучшить итоговую отметку или просто получить дополнительную отметку в журнал. Часть заданий на карточках непосредственно связана с содержанием учебников и рабочих тетрадей, другие предназначены для отработки изучаемого лексического и грамматического материала, и, наконец, третьи направлены на развитие навыков письменной речи или представляют собой задания на сообразительность.

 Хочется отметить, что в ряде случаев использование индивидуального режима работы по карточкам оказывается единственным способом установления контакта с учащимся и вовлечения его в учебную деятельность.

Следующая форма индивидуализации обучения в рамках традиционного урока - уровневая дифференциация. Практически на каждом уроке ребята выполняют задания на отработку одного и того же материала, но разного уровня сложности, в зависимости от их знаний по данной теме на сегодня.

Безусловно, ребятам не сообщается, что задание зависит от уровня знаний. Уровни не закреплены за учащимися жестко, они меняются в зависимости от актуального уровня знаний.

 Существует, правда, и другой подход к этому вопросу, когда уровень присваивается школьнику на длительный период, а в практике некоторых учителей начальной школы даже фиксируется в числовом виде на тетрадях; но нам представляется, что это может снизить мотивацию, как у тех, кто окажется, зачислен в «слабые», так и у «сильных» (по своему опыту могу утверждать, что соответствие цветовых, числовых и других подобных кодов уровню знаний ученики вычисляют очень быстро).

Помимо уже упомянутого соответствия задания уровню знаний конкретного ребенка, фронтальная проверка таких работ (один из выполнявших задание отвечает, остальные учащиеся слушают и помогают) позволяет «уплотнить» время урока - каждый ребенок фактически прорабатывает все три задания.

Необходимо также упомянуть о такой возможности развития мышления учащихся и индивидуализации учебного процесса, как много вариантность ответа.

Сегодня особенно важно с самых начальных этапов приучать школьников к тому, что их задача - не «угадать» единственный верный ответ, известный учителю, а составить и аргументировать свое мнение (причем не только в дискуссии, но даже и при выполнении, например, лексико-грамматических упражнений) и обсуждать эти мнения учащихся в классе.  Только так мы можем противостоять унифицированному мышлению, развиваемому компьютерами и техногенной цивилизацией в целом.

Бытует мнение, что это почти невозможно делать на начальных этапах обучения.  Но уж если взять, например, такую (соответствующую уровню elementary) фразу: “My sister... to play football” - здесь открывается широчайший простор фантазии.

К сожалению, очень редко обращают внимание на такую немаловажную индивидуальную особенность каждого ребенка, как ведущий канал восприятия: аудиальный, визуальный или кинестетический.

 В лучшем случае, модель предъявления нового материала зависит от ведущего канала восприятия педагога, в худшем - от такового у авторов поурочных планов в книге для учителя. Наверное, совсем избежать такой подстройки урока «под себя» невозможно, но стремиться к этому необходимо.

 При объяснении нового материала я по возможности задействую все каналы восприятия (например: грамматический материал открывается самими детьми с использованием карточек схемы - опоры, после чего предъявляется в презентации, одновременно с этим проговаривается и учителем, и учащимися, а затем записывается в тетради).

Еще один путь реализации индивидуального подхода — разнообразие форм работы. В нашей с ребятами практике используются аналитическое чтение, работа в парах и группах, различные групповые соревнования, уроки-зачеты (проверяющие, в том числе, и умение сформулировать теоретические знания но грамматике), уроки -«на скорость» (кто за введенное время выполнит - верно! — наибольшее количество упражнений), интернет-уроки,  творческие мастерские, выполнение индивидуальных и групповых творческих проектов (как предусмотренных в  УМК, так и внепрограммных) и т. д.

Таким образом, каждый учащийся получает возможность проявить себя в том, что наиболее близко, интересно и посильно именно ему и пережить такое ценное для становления учебной мотивации и личности в целом чувство успеха. Кроме того, такие работы реализуют и психолого-диагностическую функцию.

. Например, во время интернет -урока в 10 классе по теме «Косвенная речь» учащиеся, уровень ответов которых на традиционных уроках был не выше среднего, дали по 85-90% правильных ответов Смысл их объяснений данного феномена сводился к тому, что в привычном мире компьютера комфортнее. Вот так. Ребятам - успех, педагогу - пища для самых серьезных размышлений.

 Особенно мощным психодиагностическим и коррекционным эффектом обладает технология творческих мастерских, которые, благодаря полной безоценочности, предполагают свободу мышления и самовыражения, максимально раскрывая личность, как участников, так и мастера.

Начиная с 7—8 класса, я по несколько раз в год провожу уроки с объяснением нового материала подготовленными учащимися. «Сильные» ученики, особенно при соответствующем складе характера, могут в некоторых случаях быть ассистентами учителя: привести подходящий пример, проверить выполнение упражнения, еще раз объяснить материал тому, кто его пока не понял. Важно только следить, чтобы у них не развивалось чувства собственного превосходства и снисходительно-пренебрежительного отношения к товарищам.

Следующий уровень индивидуализированной деятельности представляет собой кружок «Театр на английском языке». Прием в кружок осуществляется исключительно по желанию, и это дает возможность каждому попробовать свои силы. Ключ к успеху школьного спектакля - индивидуальная работа над ролью (в единстве лингвистической, психологической и драматической составляющей), а репетиции оказываются уже обобщением и закреплением достигнутого на индивидуальных занятиях.

На мой взгляд, наиболее интересным, но непростым, способом индивидуализации учебного процесса является исследовательская деятельность. Это тот достаточно редкий в школе случай, когда ребенок имеет возможность достаточно длительное время заниматься тем, что ему действительно интересно. И качество исследовательской работы во многом зависит от того, насколько руководитель сумеет дать учащемуся проявить в полной мере именно себя каков он есть, не оценивая и не вгоняя в рамки собственных представлений или работы, выполненной ранее на сходную тему. Это должна быть от начала до конца, от выбора темы до настройки анимации на слайдах, его собственная работа - мастерство руководителя в том и состоит, чтобы указать на недочеты и помочь в их исправлении, не перечеркивая индивидуальности автора и уникальности работы.

 Иногда то, что кажется руководителю ненужным, неуместным или даже представляется недочетом, именно в данной ситуации и именно в интерпретации данного учащегося обретает неожиданное звучание и становится своеобразной «изюминкой» работы. В качестве формы обратной связи наиболее органично смотрится защита работ на уровне учебного заведения, и вот к этому этапу можно и, наверное, нужно подключить  в разных качествах практически всех учащихся.

Лучшие работы могут в дальнейшем быть выдвинуты на межшкольные или  Всероссийские фестивали и конкурсы научно-исследовательских работ.

В завершение хотелось бы упомянуть о том, как могут быть поставлены на службу индивидуализации учебного процесса информационно-коммуникационные технологии.

Я, например, практически по каждой изучаемой теме готовлю презентацию и небольшой интерактивный тест. Любой учащийся, пропустивший урок или испытывающий трудности в освоении материала, всегда может взять эти материалы домой, поработать с презентацией в индивидуальном режиме и самостоятельно проверить качество усвоения темы с помощью интерактивного теста.

 Естественно, если у него и после этой работы остаются вопросы, он всегда может задать их учителю, поскольку - в этом мое глубокое убеждение - личный контакт учителя с учащимся ничто не заменит. Для сильных же учащихся Интернет может стать неисчерпаемым источником информации, а ИКТ - средством эффектной передачи знаний одноклассникам.

И, наконец, последнее, о чем хотелось бы поговорить отдельно, это отметка — обоюдоострый меч школьной жизни, очень часто сопровождающий ребенка и за стенами школы, в значительной мере определяя его отношения с родными, знакомыми, друзьями.

Особенно велика роль отметки в начальной школе, когда учение является для ребят ведущей деятельностью, а потому успехи или неудачи в школьной жизни определяют самооценку ребенка.

Однако и подростки стремятся быть успешными в учении, как бы они ни пытались доказать «противоположное». Лучшее тому подтверждение — шпаргалки, нацеленные именно на достижение успеха в учебной деятельности — даже подобным нечестным способом.

 В педагогической науке традиционно считается, что основная функция отметки — отражать уровень соответствия знаний ребёнка некоему объективно-абстрактному нормативу. А значит, основное требование к ней — «объективность» (называемая детьми «справедливостью»).

 Но попробуем посмотреть на дело с позиции доброжелательного внимания к каждому лично. Один ученик, страдающий тяжёлым физическим недугом и в силу этого имеющий большие сложности в обучении, со слабой памятью и неустойчивым вниманием, никак не мог освоить новую тему, но к концу её изучения всё-таки разобрался и пустилконтрольной работе всего две ошибки. А другой — способный, с прекрасной памятью и высокой произвольностью внимания - очень легко воспринял материал, но по самоуверенности не повторил его перед контрольной, в силу чего допустил те же самые две ошибки. Допустимо ли, полезно ли для духовного становления обоим получить одинаковую отметку? Ведь для одного такой результат - максимум возможного, достигнутый с титаническим трудом, а для другого - следствие самоуверенности и нерадения.

 Вот почему я убеждена, что отметка должна быть справедливой в первую очередь с точки зрения трактовки философом Иваном Ильиным справедливости как «искусства неодинакового отношения к неодинаковым людям». Она должна отражать не столько соотношение реальных знаний с эталоном, сколько их динамику, так сказать «вектор движения». Тогда ребенок чувствует, что педагог видит и оценивает как минимальный шажок вперёд, так и минутную задержку - или, тем более, откат от процесса познания. Тогда отметка становится внутренне объективной.

Однако очень важно понимать глубинный смысл и конечную цель применения как индивидуального подхода, так и всех других педагогических методов, приемов и методических систем, которая состоит не в передаче определенной суммы знаний и даже не в обучении приемам добывания этих знаний, а в формировании ценностных оснований личности.

Слов нет, современные сложнейшие информационные, технологические, финансовые и другие системы для своего успешного функционирования требуют мастерства, быстроты реакций, точности. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что в конечном итоге, даже прагматические доблести зиждутся на глубоких ценностных основаниях, без которых при любой  обученности  мы рискуем многим - вплоть до технологических катастроф типа Чернобыля, ибо элементарная безответственность, приводящая к ним, не что иное, как сигнал, говорящий о несформированности  ценностных оснований личности.

Литература

Галъскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языком. - М.: Просвещение, 2000.

Горбенко З. П. Лингвистическое обучение в рамках современных образовательных тенденций или личностное смысловое инновационное обучение // Планируем урок иностранного языка. Из опыта работы учителей иностранного языка. - Барнаул : Изд-во АКИПКРО, 2001. -С. 8-13.

Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. — М.: Просвещение, 1990.

Медведева О. И. Творчество учителя на уроках английского языка. - М.: Педагогика, 1992.

Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. — М.: Педагогика, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

реализация компитентностного подхода на уроках английского языка

данная работа представляет из себя презентацию на тему "реализация компитентностного подхода на уроках английского языка", с которой я выступила на педагогическом марафоне....

статья по теме индивидуальный подход на уроках английского языка

Статья, касаема вопросов организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах, а также о формах индивидуализации и дифференциации об...

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов на уроках английского языка

Cтатья об особенностях организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах, оптимальном сочетании индивидуальных,группо...

Индивидуальный подход на уроках английского языка

Презентация выступлени на методическом объединении...

Реализация разноуровнего подхода на уроках английского языка

Реализация разноуровнего подхода на уроках английского языка...

Реализация компетентностного подхода на уроках английского языка

Под компетентностью следует понимать уровень образованности и/или опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции, в то время как компетенция &nda...