Реализация разноуровнего подхода на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Дмитриева Лидия Владимировна

Реализация разноуровнего подхода на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.3_realizatsiya_raznourovnego_podhoda.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация   разноуровнего  подхода

Учащихся каждого класса условно можно разделить на три группы: с хорошими и отличными, посредственными, плохими умениями и навыками

   

Я всегда стараюсь объяснить ученику, почему в данный момент он получает такое-то задание, соответствующее его уровню. Также я объясняю, что если он выполнит это задание успешно, то получит более трудное, и наоборот если будет учиться хуже, то получит дополнительные задания на повторение. Кроме того, я всегда предупреждаю учащихся о том, что каждый из них может попробовать выполнить более трудное задание.        

К тому же деление класса на три группы является чисто условным, ни в коем случае не постоянным.

Учащиеся третьей группы, успешно справляющиеся со своими заданиями, переводятся во вторую группу, а затем и в первую.

        

Если учебная деятельность учащихся первой группы характеризуется стремлением вперед (самостоятельное изучение материала), вглубь (усложнение работ) и вширь (привлечение дополнительного, не предусмотренного программой материала), то для третьей группы характерно движение вперед на основе постоянного возврата к изученному, пройденному материалу и усиленного закрепления нового на большом количестве упражнений.

В то время как первая группа, овладев тем или иным материалом, приступает к самостоятельной работе над новым материалом, третья все еще закрепляет пройденное. Доступность содержания, объема и темпа работы над учебным материалом, создает у учеников третьей группы положительное отношение к учебе, в результате чего у многих повышается работоспособность, и они переходят во вторую группу.

Ученики второй группы занимают промежуточное положение между первой и третьей группами, поэтому их задания включают элементы заданий той и другой группы, т.е. эти задания должны быть конкретными и практически направленными, но более сложными, чем у третьей группы, должны содержать элементы творчества, но быть более простыми, чем у первой группы.

Сначала может быть дано общее задание всему классу, затем каждой группе даются задания разной трудности; можно начать с заданий разной трудности и перейти к общему заданию и т.д.        

Разделив класс на три группы, я даю каждой из них учебный материал, соответствующий возможностям школьников на данном этапе обучения. Такая возможность создается самим содержанием учебного материала. Он включает всегда три определенных раздела. К первому разделу относится дополнительный материал, который привлекается при изучении сверх программы. Я использую этот материал при объяснении нового, чтобы оживить урок или дополнить материал учебника.

Непосредственно после объяснения проверяю, все ли ученики поняли дополнительный материал. Знание этого материала можно требовать только от сильных учеников.

Ко второму разделу учебного материала относится материал программ. Им должны полностью овладеть ученики со средними учебными возможностями.

От учеников с невысокими учебными возможностями следует требовать прочного усвоения самого существенного, основного материала программы.

 Таким образом, каждый ученик класса получает то, что он может усвоить на том или ином этапе обучения, получает знания, умения и навыки на доступном для него уровне.

        

Проработав определенный материал со всем классом, я даю учащимся, усвоившим его быстрее других (это ученики первой группы), задание, а сама продолжаю работать над закреплением материала с остальными учениками. Когда я заканчиваю изучение материала со всеми учениками, вызываю учеников первой группы, выполнивших задание, и они рассказывают классу, что нового и интересного они узнали при выполнении задания. Это способствует лучшему усвоению материала всеми учениками.

При такой работе создаются большие возможности для взаимопомощи и взаимоконтроля учащихся. Ученики первой группы помогают ученикам второй контролируют их работу: заучивание слов, выполнение отдельных упражнений, составление диалогов, ситуаций и т.д. То же самое могут делать ученики второй группы по отношению к ученикам третьей группы.        

         Работа над отдельными аспектами языка с

            применением   разноуровнего подхода        

                                               

                                                     Лексика

Если для объяснения новых слов используются лексические упражнения типа „Вставь пропущенные буквы" или „Подбери слово к картинке, то для их выполнения   я привлекаю слабых учащихся.

На дом дается задание выписать и выучить новые слова. Сильные ученики, кроме того, должны придумать предложения с этими словами. Слабым учащимся можно предложить лексические упражнения типа: «Вставьте приведенные справа слова», «Закончите предложения», «Найдите к началу каждого предложения соответствующее окончание» и т.д.

При проверке домашнего задания я использую следующие приемы:

  1. Контроль заучивания слов можно организовать так: учащиеся контролируют друг у друга знание новых слов по словарю.         .
  2. Сильные учащиеся прочитывают придуманные предложения. Слабые - переводят эти предложения (на слух) на русский язык.        
  3. Лексическое упражнение, которое выполняли слабые учащиеся, проверяется фронтально. Сильные учащиеся следят по учебнику. Упражнения типа «Образуйте предложения из слов», где требуется поставить слова в соответствующей грамматической форме, мы выполняем следующим образом: слабые учащиеся пишут предложения по-русски, сильные-по-английски.

           При проверке вначале слабые учащиеся читают русские предложения, затем сильные-их английские эквиваленты; потом слабые учащиеся повторяют эти предложения по-английски.

Слабые ученики пишут предложение: «Все учащиеся, кроме Тамары Ивановой, посетили Художественный музей». Сильные учащиеся переводят это предложение на английский язык. Слабые ученики повторяют предложение еще раз по-английски

                                                     Грамматика                

После объяснения грамматического материала необходимо дать общее задание, а затем задания должны дифференцироваться.

Домашние задания по грамматике также желательно дифференцировать.

Например, на уроке объяснялось грамматическое явление Present Simple. Сильным ученикам я даю задание придумать шесть предложений с глаголами: run, swim, eat,jump,read и т.д. Слабым ученикам даются листочки с индивидуальным заданием, где они в готовые предложения вставляют глаголы, данные в скобках, в Present Simple. При проверке домашнего задания, когда сильные ученики зачитывают свои примеры, слабым  предлагается перевести эти предложения (на слух).

Упражнения типа «Прочитайте текст, данный в Present Simple, и передайте его содержание в Present Simple» также выполняются с использованием элементов дифференциации.

Текст в Present Simple читают слабые учащиеся, а пересказывают его сильные. Слабых учеников можно вообще освободить от пересказа текста, но научиться употреблять Present Simple в предложении они должны обязательно.        

  Проверку выполнения коммуникативных упражнений я начинаю с сильных учащихся, после трех-четырех реплик подключаю слабых.

                                         

                                                     Фонетика        

Фонетическую зарядку я обязательно сочетаю с индивидуальным произнесением. Фонетическая зарядка выполняется вначале хором, затем 3-4 слабых ученика произносят отдельные звуки; слова, предложения.

Обучение технике чтения я провожу в таком порядке:

а)         разметка отрывка (расстановка логического ударения, пауз, мелодии),

б)         чтение хором за учителем, в) индивидуальное чтение (сильные ученики), г) индивидуальное чтение (слабые ученики).

                                     

                                                  Устная речь        

          Если я даю задание прочитать текст вслух и передать его содержание по-русски или по-английски, то перед чтением текста слабым ученикам даю листочки или с дополнительными словами и выражениями, или с планом рассказа, или с вопросами по содержанию.        

Пересказывать текст начинают слабые ученики, сильные учащиеся дополняют и расширяют пересказ.                 

Работа с картиной :

Вывешивается картина. Слабым учащимся даю задание продумать какие слова (существительные, прилагательные, глаголы) и словосочетания потребуются для описания картины. Сильным учащимся предлагается подготовить вопросы по содержанию картины. Дается некоторое время для подготовки. Проверку начинаю со слабых учащихся. Они,называют лексику, необходимую для описания картины. Сильные ученики дополняют. Таким образом, слабым учащимся нетрудно будет ответить на вопросы по содержанию картины, подготовленные сильными учащимися.

Рассказ по картине начинают слабые учащиеся. Сильные дополняют и заканчивают его. При работе над диалогической речью стараюсь, чтобы диалоги готовили в паре сильный учащийся со слабым. Кроме того, сильным учащимся даю задания подготовить сообщения на какую-либо тему или по картинке.

Эти подготовленные сообщения сильных учащихся должны быть интересны по содержанию,-включать небольшое количество незнакомой лексики (незнакомые слова заранее записываются на доске).        

Контроль понимания классом таких сообщений осуществляется с помощью вопросов, которые могут составить сами докладчики.        

Задания, ориентированные на применение различных умений и навыков учащихся.

Если нужно подготовить учащихся к пересказу довольно сложного текста, можно дать следующее задание: первой группе - поставить вопросы по содержанию текста, второй группе - разделить текст на смысловые части и озаглавить их.

Если на следующем уроке предполагается работа с картиной, дается задание: первой группе - продумать и записать вопросы по картине, второй группе - записать слова и выражения, необходимые для рассказа по картине.        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

реализация компитентностного подхода на уроках английского языка

данная работа представляет из себя презентацию на тему "реализация компитентностного подхода на уроках английского языка", с которой я выступила на педагогическом марафоне....

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА на уроках английского языка

Проблемы формирования полноценной языковой личности в условиях учебно-воспитательного процесса школы являются сегодня важнейшими социологическими проблемами как национального, так и общественного разв...

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов на уроках английского языка

Cтатья об особенностях организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах, оптимальном сочетании индивидуальных,группо...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке английского языка

Реализация системно-леятельностного подхода  на примере урока английского языка в 5 классе с углубленным изучением по программе О.В. Афанасьевой....

Реализация компетентностного подхода на уроках английского языка

Под компетентностью следует понимать уровень образованности и/или опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции, в то время как компетенция &nda...