Методическая разработка. Отчет по методической теме "Эмоциональность как важный мотивационный аспект преподавания иностранного языка" на заседании педагогического совета ГБОУ гимназия №402.
методическая разработка на тему

Как наши эмоции связаны с различными познавательными процессами : памятью, восприятием и мышлением?  Как эмоции участвуют в формировании мотивов сознательного учения школьников? Об этом задумывается каждый учитель, заинтересованный в успехе обучения. Эмоциональность преподавания характеризует, прежде всего, деятельность учителя, его педагогическое искусство. Сочетание яркости, доходчивости и логичности изложения учебного материала, максимальная активизация внимания, мышления и самостоятельной работы учащихся, нахождение наиболее действенных средств влияния на личность ученика, высокая требовательность издавна характеризуется как педагогический талант. Эмоциональное восприятие учащимися материала и осознанное его усвоение в ходе собственной мыслительной деятельности есть непременное условие превращения знаний в убеждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalnost_-_metod._tema.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  

гимназия  № 402

Колпинского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Отчет по методической теме на педагогическом совете

ГБОУ гимназия №402

«Эмоциональность

как важный мотивационный аспект

преподавания

иностранного языка»

                                                                                                               

                                                                                                               

                                                                                                               Работу выполнила:

Е. А. Григорян

                                                   Санкт-Петербург

                                                            2014год

ГЛАВА I.

Эмоциональность преподавания как важный мотивационный аспект деятельности учащихся.

§ 1. Эмоции и эмоциональность.

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими; он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу эмоций.

Эмоция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанной на чувственном отражении значимости внешних воздействий.

Эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия.

Эмоция - это общая, генерализированная реакция организма на жизненно значимые воздействия.

Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Эмоции и чувства это объективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями. Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения.

Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе.

Эмоции воздействуют на людей множеством различных путей. Одна и та же эмоция неодинаково влияет на разных людей, более того, она

оказывает различное влияние на одного и того же человека, попадающего в разные ситуации.

Эмоции влияют на восприятие, память, мышление и воображение.

Эмоции или комплексы эмоций, которые испытывает человек в данное время, влияют практически на всё, что он делает.

Эмоции удобно подразделять на положительные и отрицательные.

С понятием эмоция тесно связаны понятия "эмоциональность" и "эмоциональные процессы".

Эмоциональность - свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

Эмоциональность является одной из основных составляющих темперамента.

В эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимся в соответствии или в разрез с потребностями человека, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, с другой; в результате человек «настраивается» для соответствующего действия или противодействия.

Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое человек производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам.


§ 2. Эмоциональное преподавание - один из мотивов деятельности учащихся.

Движения, действия, деятельность.

Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее.

Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая намеченные цели.

Мотивы - мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей и побуждающие его к той или иной деятельности.

Мотив находится "внутри" человека, имеет "персональный" характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним, мотивов.

В любой деятельности человека может интересовать как сам процесс работы, так и её продукт.

В связи с этим различают следующие виды мотивов:

  1. Стремление к результату, иногда безотносительно к тем действиям, с помощью которых он достигается.
  2. Стремление к самой деятельности безотносительно к её результату; в этом случае человек находит удовлетворение в проявлении своей активности в данном виде деятельности.
  3. Стремление использовать данную деятельность в каких-либо целях, не имеющих к ней прямого отношения.
  4. Стремление получить хорошую оценку своей деятельности, а через неё - и своей личности.

В качестве мотивов могут выступить потребности, мысли, чувства и другие психические образования.

Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время, имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека; то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и "требует" своего устранения.

Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняют. Если потребность устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя они при этом могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

Потребность сама по себе еще не является мотивом целенаправленного сознательного действия. Для возникновения предметной деятельности необходимо соотнести потребность с предметом, которым можно удовлетворить потребность. Осознанная потребность становится мотивом поведения.

В формировании отношения человека к деятельности, в становлении мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязания личности и уровень достижений.

Мотивация - процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.

В формировании мотива принимают участие и эмоции. На первой стадии - это переживание нужды, на второй - это эмоциональная память, определяющая предпочтение средств и путей удовлетворения потребности в зависимости от того, какие эмоциональные переживания были связаны у человека с той или иной целью и способом ее достижения в прошлом.

Эмоции энергезируют потребность, придавая ей большую силу и устойчивость. Эмоционально окрашено и предвидение результата действия, или поступка, а нередко целью поступка является именно эмоциональное переживание.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезорганизует психику человека, а длительное лишение положительных эмоциональных воздействий в детстве может привести к отрицательным деформациям личности.

О мотивах учения приходится специально говорить, поскольку учение выделяется как особый вид деятельности, для которой научение, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но также и целью.

В процессе школьного обучения формируются и изменяются мотивы учения: от случайных, связанных с личной заинтересованностью, у младшего школьника, к общественным, вытекающим из чувства долга, - у старшеклассников.

В первые годы школьного обучения нередко мотивом является не долг или интерес к знаниям, а стремление получить хорошую отметку, обрадовать родителей. В средней школе развивается дифференцированный интерес к предметам. В связи с этим возникает любознательность к проблемам науки, появляется мотив приобретения знаний, удовлетворяющих познавательные интересы подростка.

Основными мотивами сознательного учения, связанного с осознанием его задач, являются естественные стремления подготовиться к будущей деятельности и интерес к знанию. Но наряду с этими основными мотивами в процессе учения фактически выступает, конечно, и ряд других, - начиная со стремления испытать и выявить свои силы и способности; учение может выступить для учащегося как задача, в основном по своей мотивации сводящаяся к выполнению своих обязанностей перед учителем.

Для того чтобы дети учились сколько-нибудь усердно и эффективно, у них должна быть какая-то заинтересованность в учебе или интерес к ней.

Мотивы, которые определяют преобладание интереса к тому или иному предмету, многообразны. В основном они сводятся к следующим:

  1. Непосредственный интерес к самому содержанию предмета, к тому содержанию действительности, которое в нем отражается. Этот интерес к самому предмету бывает в некоторых случаях настолько сильным и стойким, что учащийся оказывается в состоянии отделить самый предмет, его интересующий, от неинтересного его преподавания.
  2. Интерес вызывает характер той умственной деятельности, которой требует предмет.
  1. В некоторых случаях интерес вызывается или, по крайней мере, подкрепляется соответствием склонностям подростка, а так же тем, что данные дисциплины ему хорошо даются.
  2. Опосредованный интерес к предмету вызывается, далее, связью его с намеченной целью - практической деятельностью в будущем.

Нельзя отрицать, что эмоциональность преподавания играет важную роль в мотивации учения, т.е. одним из важнейших мотивов деятельности учащихся является:

  1. Эмоциональное преподавание.

Эмоциональность преподавания характеризует, прежде всего, деятельность учителя, его педагогическое искусство. Сочетание яркости, доходчивости и логичности изложения учебного материала, максимальная активизация внимания, мышления и самостоятельной работы учащихся, нахождение наиболее действенных средств влияния на личность ученика, высокая требовательность издавна характеризуется как педагогический талант.

Современными исследованиями психологов и физиологов убедительно доказана взаимосвязь и единство таких составляющих любого психического процесса, как интеллектуальные и эмоционально-волевые.

Учебная деятельность учащихся на уроке является сложным психическим процессом, в котором в зависимости от организации урока, возраста учащихся, то один, то другой из компонентов является ведущим.

Учет Павловской теории эмоционального подкрепления дает право утверждать, что учение происходит только в том случае, когда знания связываются с чем-то, что привлекает человека, доставляет ему радость или удовлетворение, которые вызывают положительные эмоции. И наоборот, обучение не достигается, когда определенные вещи, действия или поступки связывают с чем-то, что отталкивает человека, вызывает отрицательные эмоции.

Эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания. Эмоциональная окрашенность является одним из условий, определяющих непроизвольное внимание и запоминание, этот же фактор способен существенно облегчить или затруднить произвольную регуляцию этих процессов; хорошо известно влияние эмоций на процессы воображения и фантазии; при неопределенном стимульном материале или при выраженной интенсивности эмоции могут исказить даже процессы восприятия; от эмоций зависит ряд характеристик речи, накапливаются данные о тонком регулирующем их влиянии на мыслительные процессы. Чувство удивления, которое возникает при "противопоставлении" изучаемого на уроке с изученным ранее или житейскими представлениями позволяет заострить сущность закона, помогает понять смысл рассматриваемого явления.

Эмоциональный отклик человека на различные виды деятельности, на процесс учения, игры, занятия спортом и т.д. называются праксическими чувствами.

Необходимо обратить внимание на то, что у школьников праксические чувства могут носить очень разный характер с точки зрения их содержания и эмоциональной окраски в зависимости от видов деятельности, которые их вызывают. Это вызвано разными причинами, которые относятся и к организации процесса учебной и трудовой деятельности, и к установкам школьника, возникшим под влиянием окружающей среды, и к его достижениям и неудачам в отдельных видах деятельности.

Отрицательные праксические чувства оказывают тормозящее влияние на выполнение деятельности. Их необходимо "снять" принятием нужных педагогических мер. Что надо делать, чтобы преодолеть отрицательные праксические чувства? Например, у ученика страх перед заданием. Каковы причины этого страха? - неуверенность, опасение плохой оценки его труда окружающими, плохое понимание самого задания, отсутствие необходимых умений, навыков, знаний. Следовательно, надо принять меры по искоренению всех данных причин страха - объяснить еще раз задание, научить необходимому, и т.д.

Где же истоки эмоционального голода школьников, какие причины порождают у них отрицательные эмоции? Перечислим некоторые главные из них, обнаруженные исследователями:

1. Перегрузка содержания образования и отсутствие четкого разграничения основных знаний, которые подлежат хранению в долговременной памяти, и материала вспомогательного, иллюстративного, поясняющего, справочного - необязательного для запоминания. С этим связан культ заучивания подряд всего содержания учебников, подкрепляемый односторонними критериями оценки успеваемости. Ведь мерилом оценки качества не только обучения, но и всей работы школы в целом стал процент успеваемости по учебным предметам, а мерилом успеваемости – нередко просто запоминание и воспроизведение учебного материала.

Психологи, как известно, различают два вида запоминания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное запоминание происходит как бы само собой, независимо от нашего намерения, без специальной цели, без заучивания. Произвольное же запоминание характеризуется тем, что человек сознательно ставит перед собой цель - запомнить - и прилагает для этого усилия воли, осуществляет заучивание путем многократных повторений.

Психологами давно установлены закономерности непроизвольного запоминания. Непроизвольно запоминается то, что важно для человека, что связано с его потребностями, с активной деятельностью - практической и интеллектуальной, что эмоционально переживается. Опираясь на эти закономерности, необходимо так организовать всю жизнедеятельность школьников, чтобы она возбуждала потребность в знаниях, создавала условия для непроизвольного обогащения памяти, для ярких впечатлений и эмоциональных переживаний в процессе разнообразной деятельности и общения. Чем активнее непроизвольное запоминание, тем меньше будет необходимости в специальном заучивании, которое вызывает у учеников тягостные переживания, скуку.

  1. Отсутствие готовности к ответу, к выполнению контрольной работы порождают постоянный страх получить двойку. А с двойками связаны самые неприятные эмоциональные переживания. Отметка как бы блокирует сознание, держит в постоянном напряжении, страхе перед случаем. Здесь очень важно учитывать индивидуальные возможности, способности ребят, не спешить с оценкой.

  1. Скуку порождает затянувшийся опрос отдельных учеников у классной доски, бесстрастный, информационный характер изложения знаний, вызывающий работу лишь воспроизводящей познавательной деятельности. Многие уроки недостаточно насыщены живой проблемно-эмоциональной речью учителя, редко организуется коллективная поисковая деятельность учащихся - беседы, диспуты и т.д.

  1. Вся жизнь школьников "втиснута" в урок и домашние задания в ущерб разнообразным видам развивающей эмоциональной деятельности в области искусства, игр, спорта, что обедняет общий фон интеллектуально-эмоциональной жизни ученического коллектива.

  1. Немаловажной причиной отрицательных эмоций школьников являются конфликты с учителями, которые не всегда обладают педагогическим тактом.

  1. На эмоциональное самочувствие школьников влияет определенный эмоциональный микроклимат, существующий на каждом уроке. Очень расстраивает непонимание учителя и заниженные оценки, безразличие учителя, скучный безжизненный материал.

Данные истории педагогики, исследования, проведенные педагогами и психологами, а так же анализ передового опыта школ и учителей позволяют выделить следующие факторы, которые способствуют появлению положительного отклика на деятельность, или, иными словами, способствуют эмоциональной привлекательности учебно-познавательной деятельности:

  1. Когда урок внутренне четкий, хорошо организован, ясен по замыслу ученикам. Каждое действие учителя и их самих осознается как необходимое для достижения цели.
  2. Деятельность на уроке должна способствовать возможности собственного роста учеников, обогащения и развития личности, в которых они могут наиболее полно выразить свои возможности и способности.
  3. Ученик должен предвидеть в процессе выполнения учебно-познавательной деятельности успешный результат, видеть возможность преодоления трудностей и их разрешения.
  4. Имеющее место продвижение в ходе выполнения деятельности должно замечаться педагогом.

Праксические чувства, вызванные деятельностью ученика должны быть сильными, положительными, т.е. должны подкреплять усилия школьников, приносить им радость от процесса осуществления деятельности. Чувства должны создавать благоприятную эмоциональную установку для дальнейших работ, т.е. вызывать желание, приятное ожидание от проявления активности в труде и учении. Т.е. они должны превратиться в мотив, в побудительную силу для таких действий. Именно радость от преодоления трудностей в учении и труде, чувство своеобразного подъема от собственной активности, от поисков, от полученных достижений делает привлекательной всякую последующую деятельность и побуждает к ней.

Эмоциональное восприятие материала и осознанное его усвоение в ходе собственной мыслительной деятельности есть непременное условие превращения знаний в убеждения.

В современной литературе накоплен целый ряд конкретных экспериментальных данных о связи эмоций с различными познавательными процессами: памятью, восприятием и мышлением.

Рассмотрим, в качестве примера, влияние эмоций на запоминание. Среди учащихся средних и старших классов нашей гимназии было проведено анкетирование. Было выявлено, что события, оцениваемые как очень приятные или очень неприятные, запоминаются лучше, чем события нейтральные.

Сравнивая запоминание различных видов материала разными по успеваемости учащихся (отличниками, среднеуспевающими и неуспевающими учениками) было выяснено, что при запоминании эмоционально-образного материала разница между группами была незначительна (14,5%), абстрактные же тексты отличники запоминали лучше (разница - 62,8%).

Качественные исследования показали, что эмоции сопровождают наиболее творческие виды мыслительной деятельности. Искусственно вызванные положительные эмоции могут положительно влиять на решение задач.

Таким образом, эмоциональность преподавания способствует повышению познавательной активности учащихся, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, что вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Ученик отчетливо переживает возникающие у него в процессе обучения эмоциональные побуждения и именно ими он руководствуется. В данном случае, эмоции, как форма отражения действительности и фактор своеобразной регуляции функций организма, являются психическим аналогом подкрепления при условно-рефлекторной деятельности. Этим объясняется их побуждающая, мотивирующая роль в поведении человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНКУРСА-ВИКТОРИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ С УДОВОЛЬСТВИЕМ» ПО ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Проведение  мероприятий в рамках внеклассной работы прочно занимает значительное место в работе преподавателей  иностранного языка. ...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «MARK TWAIN AND HIS CHARACTERS» по дисциплине «Иностранный язык (английский)»

Инновационный проект, посвященный творчеству Марка Твена, направлен на расширение общего кругозора студентов. В реализации инновационного  проекта участвовали студенты 1-3 курсов разных специальн...

Методическая разработка на тему: Методы духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках иностранного языка

Проблема духовно-нравственного воспитания становится все более актуальной. Какими бы нам хотелось видеть своих обучающихся? Мы уверены, что каждый отвечая на этот вопрос скажет: порядочными, честными ...

Методическая разработка для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине БД.01 «Иностранный язык» для специальностей технического профиля

Дисциплина «Иностранный язык» является дисциплиной общего гуманитарного социально-экономического цикла и составляет часть общекультурной подготовки студентов. Настоящие мето...

Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков на примере занятия по дисциплине «Иностранный язык» «Знакомство с движением WorldSkills»

Цель данной методической разработки - наглядно показать взаимосвязь дисциплины «Иностранный язык» с профессиональной сферой деятельности обучающихся по программам ППКРС/ППССЗ. Целесообразность разраб...

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...