ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
статья на тему

Хасьянова Ксения Андреевна

Статья на тему Методика интенсивного обучения иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_variant_3.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Статья рассматривает особенности применения базовых элементов интенсивной методики для обучения иностранному языку в средней и старшей школе в современных условиях. Рассмотрены условия и инструментарий организации интенсивного учебного процесса в средней и старшей школе, а также предложены некоторые приемы для эффективного совершенствования иноязычных коммуникативных навыков и базовых умений учащихся во всех формирующих видах речевой деятельности. Отражены элементы интенсивной методики, которые могут эффективно использоваться на различных этапах обучения иностранному языку в средней и старшей школе.

Ключевые слова: иноязычные коммуникативные умения, элементы интенсивной методики, средняя школа, учебная среда.

Современная научно-методическая литература предлагает большое количество подходов к совершенствованию и повышению эффективности процесса обучения иностранному языку в средней и старшей школе. Одним из базовых путей улучшения иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, считается применение элементов интенсивной методики, способствующей достижению желаемых результатов в сжатые сроки благодаря активизации резервных возможностей личности и коллектива. Среди учредителей интенсивного метода уместно вспомнить Г. Лозанова, Г.А. Китайгородского, А.С.Плесневича [7; 4; 10]. Хотя с самого начала интенсивный метод разрабатывался для взрослых, которые стремились быстро овладеть иностранным языком, перспективы его использования в средней и высшей школе продолжают привлекать современных научных исследователей и преподавателей-практиков. В наше время отечественные ученые З.М. Корнева, В.В. Петрусинский, О.Б. Тарнопольский [5; 9; 12] углубленно изучают новые подходы и направления развития интенсивной методики, в частности в высшей школе. В то же время исследователи указывают на очевидные трудности, связанные с применением интенсивного метода в современной средней школе [4; 8; 14].

Одной из основных проблем средней школы, которые обсуждаются исследователями, становится необходимый для применения интенсивной методики минимум учебных часов. В данной статье мы лишь констатируем, что недостаточное количество учебных часов по иностранному языку делает применение интенсивной методики во многих заведениях средней и высшей школы весьма проблематичным. Однако очевидно и то, что децентрализация современной системы образования, новые формы организации внеклассных и кружковых занятий, возможности семейного отдыха за рубежом, многочисленные международные молодежные и культурные проекты (образование, музыка, спорт) создают разнообразное множество условий для внедрения элементов интенсивной методики в учебный процесс средней и высшей школ.

Цель данной статьи - раскрыть особенности применения элементов интенсивной методики в условиях средней и высшей школ. Внедрение элементов интенсивной методики в учебный процесс заведений современной средней и высшей школ предусматривает обеспечение таких предпосылок, которые позволят эффективно реализовать ее принципы, а именно: поэтапно-концентрическую организацию учебного процесса, личностно-ролевую организацию материала, личностного общения, коллективного взаимодействия, полифункциональности упражнений [8].

Именно поэтому, прежде всего, мы рассмотрим минимально необходимые условия для применения интенсивного метода в средней и высшей школе. Это предусматривает:

- комфортной и технически оснащенной классной комнаты;

- оптимального количества учеников учебной группы (12 человек);

- минимально необходимых специализированных технических средств (компьютер, магнитофон, доска).

Проблема оборудования классной комнаты и расположение учащихся является крайне важной для процесса обучения, особенно иностранного языка. Во многих школах ученики лишены возможности общаться в режиме дискуссии за круглым столом. Однако правильное расположение учеников необходимо для создания естественных условий общения, облегчения визуальных контактов и использования приемов суггестии при обучении. Учебная комната также должна быть оборудована компьютером, проектором, магнитофоном, экраном и доской. Эти вещи рассматривают как минимально необходимые технические средства для адекватного обеспечения процесса интенсивного обучения иностранному языку.

Вопрос количества учебной группы остается открытым, поскольку возможное количество учеников одной группы определяется такими факторами, как опыт преподавателя, возраст учащихся и их способности быть членом коллектива, объединенного общей целью в обучении иностранному языку [3]. Только такой коллектив способен создать и эффективно поддерживать иноязычную образовательную среду, что очень важно для интенсивного обучения иностранному языку. Стратегической целью каждого урока иностранного языка должно стать создание крепкой иноязычной среды для максимального использования его возможностей [13]. Создание и поддержка крепкой иноязычной образовательной среды предусматривает внедрение целого ряда методических приемов (выбор новых иностранных имен, адаптация учащихся к новым ролям) на все время интенсивного обучения. Это психологически помогает осуществить погружение учеников в иноязычную среду и избавиться от нежелательного озвучивания иноязычного материала на родном языке. Кроме того, ролевые игры добавляют эмоциональности процессу, который превращается в интересную творческую деятельность.

На начальном этапе способность учащихся запоминать новую лексику и воспринимать короткие сообщения на иностранном языке достаточно ограничена, поэтому возникает необходимость применения родного языка. В процессе интенсивного обучения происходит форсированное развитие от элементарного уровня до рубежного уровня за счет ускоренного развития речевых умений на базе активного лексического минимума, который относится к личной сфере деятельности человека. На начальном этапе становится возможным применение сугестокибернетичного метода интенсивного обучения иностранному языку, разработанного В.В Петрусинским [9]. Данный метод предусматривает использование технических средств, с помощью которых учебный материал подается дозированными порциями для целостного запоминания в процессе обучения, позволяет автоматизировать лексику и грамматические модели на начальном этапе за ограниченное время.

Первоочередной задачей начального этапа становится развитие навыков и умений приоритетных видов речевой деятельности - чтение и разговорные навыки на основе активного запаса общеупотребительной лексики в объеме до 2000 лексических единиц. Это означает активное применение приемов суггестивного метода (авторитет преподавателя, инфантилизация, упражнения на эмоциональные интонацию и ритм, концертную псевдопассивность) для привлечения различных психических аспектов в процесс обучения с целью преодоления психологических барьеров, которые могут препятствовать англоязычной коммуникации [7].

На средних этапах происходит совершенствование навыков и умений во всех видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении и письме). Важным фактором становится циклический характер содержания обучения каждого учебного дня, который обеспечивает последовательную смену отрезков обучения, предназначенных для повторения усвоенного ранее и введение нового материала, формирования и совершенствования соответствующих навыков и умений. Поэтому на начальном этапе происходит развитие ранее усвоенных умений, расширение навыков и пополнение словарного запаса в пределах изученных тем (в рамках действующей программы). Заключительный этап предусматривает завершение формирования иноязычной компетенции ученика как независимого пользователя (уровень В2), что должно обеспечивать его активную речевую позицию в различных ситуациях. Следует отметить, что необходимым условием завершения каждого этапа развития и перехода к следующему уровню является тщательный контроль со стороны преподавателя, предполагает понимание конкретных этапов учебного процесса.

Применение элементов интенсивной методики в условиях средней школы должны учитывать неизбежные психологические нагрузки учеников. Поэтому уместно вспомнить некоторые приемы для психологической релаксации учеников. Правильно подобранные музыкальные произведения помогают предотвратить чрезмерную психологическую нагрузку. По нашему мнению, музыка и песни должны постоянно и дозировано применяться на всех этапах обучения иностранному языку в организациях средней и высшей школ. Психологически обоснованное использование музыки позволяет сохранить высокий уровень внимания учащихся и высокий уровень показателей прочности запоминания иноязычного материала.

Уместно заметить, что в интенсивном обучении приоритетным видом речевой деятельности всегда считался разговорный фактор [4], однако в нашем случае, на всех этапах интенсивного обучение не менее значительную роль играет и чтение, поскольку упражнения для развития разговорного умения в подавляющем большинстве основываются на прочитанном материале. Соответственно, в учебном процессе в средней и высшей школе сегодня широко используются короткие тексты, специально разработанные для обсуждения. Прочитанные тексты становятся необходимой основой для применения проектной методики, проблемных задач, дискуссий и ролевых игр. Определенная часть домашних заданий отводится на выполнение индивидуальных проектных задач в письменной форме, связанных с тематикой уроков. Подготовленные доклады заслушиваются и обсуждаются. В процессе выполнения проектных задач предполагается прослушивание текстов и совершенствование навыков аудирования, как сложного вида речевой деятельности. Определенная часть учебного времени должна быть посвящена консультациям и объяснениям методики самостоятельной работы с аудиоматериалами.

Применение интенсивной методики в средней школе не лишает учителей самостоятельности в распределении учебного материала и применении приемов интенсивного обучения (например, структурирование и группировка лексического материала). Уместно вспомнить также, что различные методисты предлагают собственное распределение учебного материала на отдельные этапы. Например, среди современных методов интенсивного обучения достаточно популярным является метод И.Ю. Шехтера, который использует возможности смыслообразования, которые возникают в процессе ролевой игры [13]. Исследователь распределяет учебный материал на 3 этапа. Первый этап имеет целью развитие речи в типичных ситуациях общения. При этом грамматика не изучается. После окончания этапа ученики могут читать небольшие тексты, построенные на лексическом минимуме - около 1200-1400 единиц. Второй этап интенсивного обучения обеспечивает переход к деловому общению в условиях монологического высказывания. При этом изучается грамматика, основы перевода, формируются навыки письменной речи. Работа происходит преимущественно в форме деловых игр и решения проблемных ситуаций на материале общенаучных и специальных текстов. Наконец, в пределах третьего этапа происходит дальнейшее развитие речи на текстах по специальности.

Применение элементов интенсивной методики в учебном процессе организаций средней и высшей школы требует уточнения предметного содержания интенсивного обучения, которое должно определяться в соответствии с уровнем иноязычной подготовки учащихся, требованиями программы, а также конкретными потребностями соответствующего этапа обучения. Упомянутые потребности определяют объем и характер языкового материала, подлежащего усвоению, а также речевые умения, которые следует интенсивно развивать. Успешное усвоение предложенного языкового материала и быстрое формирование речевых умений предполагает использование целого ряда приемов интенсивного обучения. Например, формирование фонетических навыков у младших учеников должно происходить в процессе интенсивной хоровой работы и озвучивания как можно большего количества отобранных фонетических упражнений, что будет способствовать наиболее быстрому аппроксимированному овладению звуками иностранного языка. При этом особое внимание уделяется личностному усвоению учениками предложенного материала. Некоторые исследователи отмечают неуверенность учащихся в собственных возможностях содержать иноязычную информацию в памяти. Как известно из практики преподавания иностранного языка, «стирание» информации в памяти учеников происходит не только из-за нехватки повторение материала, но также из-за существующей приоритетности изучения других предметов [1]. Поэтому на начальных этапах изучения иностранного языка следует учитывать соответствие представленной лексики в реальных предметах, которые окружают учащихся в повседневной жизни. По нашему мнению, это может способствовать лучшему запоминанию представленного материала. На основе соотносительности программного материала с реальной жизнью реализуется эффективность усвоения активного, пассивного и потенциального словарного запаса учащихся, что также создает необходимые предпосылки для повышения эффективности обучения иностранному языку. Именно поэтому отбор лексики должен осуществляться по определенным критериям как для всего курса вообще, так и для каждого этапа изучения иностранного языка с учетом тематики и темпов развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся [4]. Также следует отметить, что отбор лексического минимума для усвоения целесообразно сопровождать распределением лексики на смысловые группы (структурирование и группировки), которые могут одновременно использоваться для облегчения процесса запоминания [1; 10].

По этим же критериям должна строиться система отбора содержания грамматического материала. Грамматический аспект является обязательным компонентом содержания обучения, который предусматривает развитие навыков построения утвердительных, отрицательных, вопросительных и приказных предложений. Усвоение этих моделей предложений обусловливает повышение эффективности усвоения наиболее распространенных иностранных структур состояния и времени.

Уместно заметить, что элементы интенсивной методики могут применяться на всех этапах обучения в организациях средней и высшей школ, но наиболее эффективно - на завершающих этапах обучения первого и второго иностранного языка (а также начальном этапе обучения второму иностранному языку). Интенсивное обучение иностранному языку учеников среднего звена образования имеет смысл только тогда, когда оно обеспечивает быстрое овладение языковыми навыками (формирование минимально приемлемых фонетических навыков, усвоения активного лексического и грамматического минимума) и одновременного быстрого развития речевых умений (аудирование, разговорный аспект, чтение и письмо) в пределах необходимых рубрик и ситуаций соответствующей тематики. Точное определение упомянутых рубрик и ситуаций, а также эффективный отбор языкового материала требует специального подготовительного этапа, на котором целесообразно провести анализ и обобщение содержания учебных пособий и уровня иноязычного образования учеников.

Основной задачей завершающих этапов обучения старших учеников средней и высшей школы становится активизация речевых навыков и умений (слушания, разговорных навыков, чтения и письма) для достижения конечной цели - формирование иноязычной коммуникативной компетенции ученика на уровне независимого пользователя (В2) по общеевропейским рекомендациям по языковому образованию [2]. Качественные и количественные показатели овладения речевыми навыками выступают ведущими критериями оценки уровня результативности обучения учащихся. Основными качественными показателями в продуктивных видах речевой деятельности является полнота раскрытия темы, импровизация и правильность использования языковых средств; в рецептивных видах речевой деятельности по этому показателю степень понимания. По количественным показателям в продуктивных видах речевой деятельности определяется объем и скорость устного или письменного высказывания; в рецептивных видах речевой деятельности по этому показателю длительность звучания текста, темп речи и объем текста. В соответствии с видами речевой деятельности, рассматривают требования к этому уровню: аудирование - понимать содержание распространенных сообщений, изложенных в отношении стандартного произношения в пределах предложенных программой тем; диалогическая речь - активное участие в обсуждении предложенных тем, излагая свою точку зрения и аргументируя ее; монологическая речь - порождать четкие подробные описания объектов, процессов, организаций и тому подобное; делать небольшие подготовленные доклады на заданную тематику; письмо - уметь написать собственную биографию, составить небольшой доклад по знакомой темой, заполнить бланки, написать письмо с оценкой событий и ситуаций, оставить письменное сообщение; чтение - находить необходимую информацию в аутентичных изданиях, понимать письма, записки, наиболее распространенные инструкции (товары, пищевые продукты), касающиеся бытовой сферы.

Таким образом, создание и поддержка указанных условий, необходимых для внедрения элементов интенсивной методики в учебный процесс организаций средней и высшей школ, будет способствовать форсированному достижению учащимися такого уровня иноязычной подготовки, который, согласно общеевропейским рекомендациям по языковому образованию, соответствует уровню независимого пользователя В2. Современные условия обучения иностранному языку в организациях средней и высшей школ свидетельствуют о том, что достижение этой цели лишь в экстенсивном режиме обучения выглядит невозможным. Использование приемов интенсивной методики на уроках иностранного языка предполагает основательную предварительную подготовку: отбор, структурирование и группировка лексического материала, разработка грамматического и коммуникативного аспектов обучения, разработки теоретических основ интенсивной методики, выбор наиболее эффективных ролевых форм для создания прочного иноязычной учебной среды в учебных группах. Важными вопросами становятся также объем и характер языкового материала, который должен соответствовать конкретным этапам интенсивного обучения, разработанным в соответствии с современной учебной программой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Аткинсон Р .; [под. ред. Ю. М. Забродина]. - М.: Прогресс, 1980. - 528 с.

2. Общеевропейские рекомендации по языковому образованию: изучение, преподавание, оценка / [ред. проф. С. Ю. Николаева]. - К.: Ленвит, 2003. - 273 с.

3. Карпенко Л. А. Влияние размера учебной группы на успешность совместной познавательной деятельности / Л. А. Карпенко // Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С. 71-75.

4. Китайгородская Г.А. Новые подходы к обучению иностранным языкам/Г.А. Китайгородская//Вестник МГУ. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 1998. - №1. - С. 32-39.

5. Корнева З.М. Обучение студентов экономического профиля высших учебных заведений Украины делового английского языка по методике «погружения» / З.М. Корнева // Иностранные языки. - 2004. - №4. - С.54-57.

6. Литвинов П. П. 3000 английских слов. Техника запоминания: тематический словарь-минимум / Литвинов П. П. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 208 с.

7. Лозанов Г. Предпосылки построения общей теории внушения (глава из книги Суггестология) / Г. Лозанов // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. - М.: Прогресс, 1976. - Вып. 2. - С. 195-225.

8. Методика преподавания иностранных языков в средних учебных заведениях: учеб. / кол. авторов под рук. С.Ю. Николаевой. - К.: Ленвит, 2002. - 328 с.

9. Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения / Петрусинского В.В. - М.: Высшая школа, 1987. - 192 с.

10. Плесневич А.С. Теоретические основы ускоренного курса обучения английскому языку по методике «погружения» / Плесневич А.С. // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. Вып. 3. - М.: МГПИИЯ, 1977. - С. 142-147.

11. Семенова С. Т. 4500 Наиболее употребительных слов английского языка / С. Т. Семенова //Иностранные языки в высшей школе. - 1975. - Вып.10. - С. 128-142.

12. Тарнопольский О.Б. Методика обучения английскому языку: Учеб. пособ. / О.Б. Тарнопольский, С.П. Кожушко. - К.: Ленвит, 2004. - 192 с.

13. Тестов В. А. Стратегия обучения в современных условиях / В. А. Тестов // Педагогика. - 2005. - № 7. - С. 12-18.

14. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособ. / Щукин А.Н. - М.: Филоматис, 2008. - 188 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на тему "Методика обучения иностранному языку в средней школе"

Работа содержит методические рекомендации для учителей по обучению иностранному языку в средней школе: цели, содержание обучения, специфику предмета, методы и принципы обучения, структуру деятельности...

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

Материалы выступления на итоговом мероприятии недели иностранных языков в средней и старшей школе, посвященной зимним олимпийским играм.

Данное выступление было разработано в рамках проведения недели иностранных языков в средней и старшей школе, посвященной  олимпийским играм.Выступление состоит из двух частей. В первой части...

Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе

В данной статье рассматривается понятие интенсивной методики обучения иностранным языкам, ее истории возникновения, характеристики и рекомендании по использованию в классах средней общеобразовательной...

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...

Использование методов проектной деятельности в обучении французскому языку в средней и старшей школах

В статье речь пойдет о пользе применения метода проектов на уроках иностранного языка в средней и старшей школах, а также идеи проектов по различным темам, которые могут быть полезны для учителей....