Использование методов проектной деятельности в обучении французскому языку в средней и старшей школах
статья по французскому языку

Гладилина Евгения Дмитриевна

В статье речь пойдет о пользе применения метода проектов на уроках иностранного языка в средней и старшей школах, а также идеи проектов по различным темам, которые могут быть полезны для учителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gladilina_e.d._statya_metod_proektov.docx881.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование методов проектной деятельности в обучении французскому языку в средней и старшей школах»

Гладилина Евгения Дмитриевна,

Учитель французского языка,

ГБОУ Гимназия №271

Сегодня  в современном мире в эпоху прогресса, интернета, гаджетов и мгновенной информации, процесс классического познания в школе часто утрачивает свою притягательность для современного школьника, теряется живость и интерес к учебе, успеваемость детей падает. Чтобы решить эту проблему учитель должен идти в ногу со временем, быть профессионалом своего дела, уметь «жонглировать» различными методиками, умело их применять на практике, быть способным заинтересовать и повысить положительную мотивацию к занятиям. На плечи учителя ложится огромный груз ответственности и работы, тем более, что в условиях модернизации образования, в центре внимания педагогов находится деятельность учащихся, то есть интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», что определяет педагогические умения не как элементарное обучение определенным знаниям и навыкам, а как умение создать условия для саморазвития детей. Важен не столько конечный результат, сколько сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться, добывать знания, адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно принимать решения, критически мыслить.

При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить сложно, поэтому одним из широко известных
педагогических решений становится метод проектов.  Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Такой метод ориентирован на достижение целей учащихся. Может использоваться, как на самих уроках, так и во внеурочной деятельности.

Целью такого подхода является повышение интереса и формирование позитивного отношения к урокам французского языка, развитие активного самостоятельного мышления ребенка. Ведь важно научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике, что особенно актуально в средней и старшей школах, где ученики уже должны не бояться говорить на языке, относительно свободно выражать свои мысли, быть способными осуществлять иноязычное общение с носителями языка.

Учителю, чтобы подготовить учащихся к проектной деятельности, необходимо следовать определенному алгоритму работы:

  • Подготовка (определение темы и целей проекта, распределение на группы, определение сроков, объявление критериев оценивания конечного продукта);
  • Планирование (определение источников необходимой информации, способов сбора и анализа информации);
  • Поиск информации;
  • Создание продукта;
  • Презентация и защита проекта

Одним из важнейших этапов данной работы является подведение итогов – презентация полученных результатов. Важно, чтобы по окончанию своего проекта учащиеся могли рассказать о проделанной работе, поделиться своим опытом и знаниями, рассказать о том, что они лично узнали  нового, быть способными оценить работу каждого участника группы. И результаты выполненных проектов должны быть материальны – видеофильм, презентация, стенгазета, фотоальбом и т. д.

Для любого учителя иностранного языка очень важно, чтобы их учащиеся были заинтересованы предметом, могли свободно изъясняться на языке, а также знали культуру и историю страны изучаемого языка. Именно в этом и помогает метод проектов, позволяя делать уроки нестандартными,  интересными и мотивирующими к учебной деятельности.  

Конечно, в работе с проектами есть определенные трудности – например, работая самостоятельно, учащиеся часто допускают языковые ошибки, порой неправильно используют речевые обороты или переводят фразу на французский язык, «калькируя» русскую фразу, таким образом, предложения бывают неграмотными. При работе с проектами учителю необходимо учитывать такие нюансы, уметь тактично исправлять ошибки своих учеников и помнить, что метод проектов имеет цель развить познавательную деятельность учащегося, побудить его к активной деятельности, поиску информации, помочь начать говорить и писать на языке, преодолевая языковой барьер и пробудить интерес к своему предмету. Ведь мотивированный ученик усваивает знания быстро, легко и охотно.

С другой стороны, работая в группах, учащиеся также обмениваются знаниями и умениями. Часто в ходе совместной работы более успешные ученики помогают более слабым, объясняют, подсказывают (например, как составить то или иное предложение, помогают с выбором слов), что делает работу в командах более сплоченной, а также способствует лучшему запоминанию языковых структур и лексики у менее подготовленных учащихся. Важно, чтобы работа над проектами проводилась в доброжелательной обстановке, об этом должен позаботиться учитель. На моих уроках проектная деятельность в группах часто имеет соревновательный характер, что еще больше мотивирует учащихся на активную деятельность, на желание проявить себя, не подвести группу и выступить хорошо.

 

К методу проектов на своих уроках я прибегаю очень часто, как правило, с целью подвести итог пройденным темам. К примеру, в пятом классе (рис.1) после того, как мы изучили структуру французских комиксов, мною было предложено в группах создать свои собственные комиксы. Дети с энтузиазмом подошли к выполнению данной работы. Были оговорены сроки и критерии оценивания продукта, учащиеся поделились на мини-группы и через две недели представили свои работы. После защиты всех проектов, в ходе общего голосования (согласно ранее оговоренным критериям), были выставлены оценки, а сами работы украсили класс и радовали ребят до момента создания новых проектов.

В 6 классе тема проектной деятельности была немного усложнена, но результат превзошел ожидания. В конце первой четверти ученики проходили тему «Еда» и в рамках данной темы мною были предложены к изучению рецепт блинов и рецепт известного французского блюда – пирога «Татэн». Задание, которое было предложено на уроке -  в домашних условиях приготовить одно из пройденных блюд, сфотографировать его или заснять на видео, и озвучить на французском языке. Ребята проявили должный энтузиазм: принесли видео своего приготовления, озвученные на французском языке поэтапно, фотографии, стенгазеты, некоторые ученики принесли свои полученные блюда на урок.

В 7 классе мы работали с темой французского кинематографа и учащиеся с удовольствием поучаствовали в проекте, посвященном именитым французским актерам и режиссерам, рассказали на французском языке интересные факты из их биографии, основные известные картины, в которых они снимались, показали отрывки из этих фильмов, также подготовили стенгазеты, которые по итогу украсили стены школы в рамках праздника Франкофонии.

В 8 классе мы проходили тему «Школа» и ребятам было предложено представить в группах или индивидуально проекты «Школы мечты» (рис.2), они детально описали все, что хотели бы видеть в такой школе – от учебных предметов и внешнего вида учащихся и учителей, до дизайна самого учебного заведения. Продуктом нашей деятельности стали презентации на компьютерах с устными комментариями на французском языке.

Конечно, наиболее сложные и качественные проекты разрабатывают учащиеся старших классов. Это вполне оправдано, так как старшеклассники уже владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками, организацией практической деятельности на уроках французского языка.

В 10 классе мы провели наибольшее количество проектов в течение учебного года. Каждая наша тема завершалась работой в мини-группах. Некоторые проекты были долгосрочными (срок 2 недели), но многие стали и краткосрочными. До этого ребята готовили проекты в течение 1-2 недель, в 10 классе мы рискнули проводить подобный вид деятельности прямо на уроках.

К примеру, по теме «Экология», учащиеся готовили мини-проекты – писали в командах французский SLAM по образцу песен французской группы «Grand corps malade» (примеч.: Поэтри-слэм  - «поэтическое сражение» — творческое соревнование, во время которого выступающие поэты декламируют тексты собственного сочинения), ребята также сопровождали свои тексты иллюстрациями и рисунками. Подобного рода проведение проекта не отнимает много времени учителя, всегда делает урок более интересным, запоминающимся, ярким и познавательным. Кроме того, позволяет задействовать всех участников групп, даже учащихся с низкой языковой подготовкой, ведь при традиционной форме проведения занятий, менее подготовленные ученики часто отмалчиваются. Но когда идет работа над проектом, каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию и может проявить творчество.

Большим удивлением для меня стал тот факт, что современное поколение школьников, даже старшеклассники, в своем большинстве плохо знают песни известных исполнителей французского шансона, таких, как Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Мирей Матье, Ив Монтан и других классиков французской песни. Конечно, на мой взгляд, именно учитель должен познакомить школьников с французской культурой, привить интерес, уважение и желательно любовь к подобным исполнителям. Согласно требованиям ФГОС нового поколения, программа по иностранному языку должна способствовать расширению кругозора учащихся и формированию представлений о диалоге культур. Ученикам, изучающим французский язык, необходимо иметь определенную базу знаний о французской культуре и истории. И этой задачей мы также занялись с учениками 10 класса. Проект получился масштабным, так как в нем приняли участие, во-первых, все учащиеся параллели 10-х классов (в нашей школе их четыре), а во-вторых,  наш проект вышел за рамки нашей собственной группы и в нем приняли участие ученики других групп (рис.3-5).  

Всего получилось восемь команд. Мы с моей коллегой самостоятельно выбрали 8 известных французских песен (Yves Montand – «Sous le ciel de Paris», Marie Laforet – «Ivan, Boris et moi», Nino Ferrer – «Cornichons», Michel Fugain – «Chante la vie, chante», Joe Dassin – «Champs-Elysées», Gerard Lenorman «La ballade des gens heureux», Bourvil – «La tendresse» и Edith Piaf «Padam»). Во многом, на выбор песен повлияли и смысл текстов, и доступность песни для учащихся (не все песни, которые мы хотели выбрать, смогли бы спеть наши ученики из-за высоких нот или сложных мелодий).  Согласно нашей идее, каждая группа должна была, во-первых, спеть песню артиста, которого ребята выбрали с помощью жребия, во-вторых, подготовить интересное выступление (живой аккомпанемент/ костюмы/ инсценировка), в-третьих,  подготовить небольшую устную презентацию о певце на французском языке и в-четвертых, нарисовать сопроводительную афишу (стенгазету). Срок подготовки проектов был – две недели. Ребята самостоятельно поделились на мини-группы, чтобы определить, кто будет рисовать афишу, а кто подготовит устный рассказ об исполнителе. Песню исполняли все участники группы. Важным критерием было спеть песню наизусть.  Целью проекта было познакомить ребят не только с тем артистом, имя которого они вытянули в ходе жребия, но и с другими 7 певцами, доставшимся другим группам. Ребята представляли свои готовые продукты на уроках французского языка, все выступления мы записывали на видео (с разрешения учащихся) и по окончанию проектов, мы показали всем участникам все видео-проекты и дали возможность оценить выступление по критериям (оригинальность, артистизм, знание слов песни, участие всей группы, аккомпанемент, личная симпатия) и по суммарному баллу выбрать лучших.  Группа-победитель получила свои заслуженные высокие оценки, все ребята получили представление об известных французских шансонье, выучили наизусть одну песню, запомнили множество французских речевых оборотов, обогатили свой лексический запас, получили массу эмоций от собственных выступлений и от собственной работы, смогли проявить себя в коллективе, ну и главное, обогатились культурно. Преимуществом такого вида работы является еще тот факт, что после защиты проектов, дети находятся на таком эмоциональном подъеме (особенно, если проект был сложным, как в нашем случае работа с песней), получают такой заряд эмоций и вдохновения, что часто потом они самостоятельно исследуют глубже данную тему. К примеру, после проделанной работы, многие из моих учеников, посмотрели популярные фильмы об исполнителях, что еще больше их обогатило в культурном плане, другие учащиеся выучили еще несколько песен наизусть. Нам удалось не только познакомить детей с исполнителями, что определяло нашу основную цель, но и заинтересовать детей и замотивировать их изучать предмет, активизировать их познавательную деятельность. Теперь, по окончанию четверти, мы обязательно поем изученные песни и, несмотря на то, что наши ученики – это современные дети, все-таки музыка и песни классиков им не чужды, они им понятны и ими любимы. И здесь хочется отметить огромный воспитательный потенциал иностранного языка как учебного предмета, ведь мы изучаем не просто язык, мы изучаем культуру, историю, мы учимся мыслить на языке.

В заключении хочется отметить, что цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком, и метод проектов действительно помогает  вывести процесс обучения за рамки программы, развить творческий потенциал учащихся, тем самым сформировать их интеллектуальные умения и расширить их кругозор. Ведь использование различных видов проектов помогают учителю сделать обучение разнообразным, каждый раз новым, интересным для учащихся любого возраста.

Приложение

Рис.1

Рис.2


Рис.3

Рис.4

Рис.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в обучении иностранному языку на старшей ступени общего образования как важная составляющая формирования профессионально-значимых качеств личности.

Статья отражает использование проектирования  для формирования профессионально-значимых качеств личности учащегося на старшей ступени образования....

Необходимость использования научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в средней и старшей школе

Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой матери...

Использование проектной методики для обучения немецкому языку в средней школе.

Теоретические основы использования проектной методики. Методика обучения иноязычному общению на основе метода проектов. Образец плана урока с использованием проектной методики для обуче...

Метод проектной деятельности в обучении английскому языку

В данной статье автор рассматривает метод проектной деятельности обучающихся и его применение в повышении мотивации при изучении английского языка....

Использование аутентичных песен на уроках английского языка в средней и старшей школе

Один из основных вопросов, с которым сталкивался каждый учитель на своем уроке, является вопрос выбора вспомогательного метода для лучшего усвоения материала. В данной методической разработке можно на...

Перспективы внедрения технологий эффективного обучения в преподавание русского языка в средней и старшей школе на примере постановки навыков правописания

В данной статье нами были рассмотрены примеры адаптации простых, но  эффективных методов повышения скорости и качества запоминания новой информации и постановки навыков у обучающихся в средней и ...