Перспективы внедрения технологий эффективного обучения в преподавание русского языка в средней и старшей школе на примере постановки навыков правописания
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Сабанцева Ольга Анатольевна

В данной статье нами были рассмотрены примеры адаптации простых, но  эффективных методов повышения скорости и качества запоминания новой информации и постановки навыков у обучающихся в средней и старшей школе на примере нескольких ситуаций постановки навыков правописания в русском языке. Рассмотренные методы, включающие в себя метод сегментирования информации, выделения ошибок, интервальных повторений по кривой забывания Эббингауза и метод типологических шаблонов являются достаточно гибкими и адаптивным подходами повышения эффективности преподавания русского языка в школе, что демонстрирует личный опыт.  Подобные методы имеют большой потенциал для внедрения и в других предметах школьной программы, в том числе и относящихся к предметам точных наук и естественнонаучного цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективы внедрения технологий эффективного обучения в преподавание русского языка в средней и старшей школе на примере постановки навыков правописания

Сабанцева О.А., МБОУ СОШ №12 г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл

  1. Актуальность темы и постановка цели работы

        В XXI веке российская система образования сталкивается перед новыми вызовами, которые формируются современной тенденцией развития и построения в РФ информационного общества. Новая система общественного развития, определяющую роль в которой играет информация и навыки работы с ней, ставит перед отечественной педагогической школой задачу повышения эффективности существующей образовательной модели[1], способной отвечать запросам нового времени в условиях особой важности развития в России человеческого капитала. Важнейшим фундаментом достижения этой цели является совершенствование системы школьного образования, способной формировать у обучающихся в школе развитые когнитивные способности и высокий уровень адаптивности к решению задач, с которыми современный человек сталкивается в ходе работы с информацией самого разного вида. Итак, внедрение в систему школьного преподавания новых образовательных технологий, способных повысить скорость запоминания новой информации и постановки навыков, является значимой и актуальной задачей, способной обеспечить повышение уровня подготовки абитуриентов и будущих студентов ВУЗов и СУЗов, а значит и будущих работников всех отраслей российской экономики.

        Целью данной статьи выступает анализ перспектив и возможностей внедрения в систему преподавания новых образовательных технологий, способных повысить скорость обучения школьников новым навыкам и освоения ими новых знаний. Исходя из широкого опыта преподавания автором статьи русского языка в старшей школе данная проблема будет рассмотрена на основе опыта и возможностей внедрения технологий эффективного обучения в образовательный процесс на примере постановки навыков правописания у учащихся средней и старшей школы. Для обоснования нашего видения проблемы повышения эффективности постановки данных навыков мы обратимся к нескольким репрезентативным примерам – работе со словами с труднопроверяемыми и непроверяемыми гласными корня и особенностям постановки знаков препинания с союзом “и”. В качестве технологий повышения эффективности образовательного процесса будут рассмотрены следующие основные подходы, применяемые автором для работы с указанными примерами: метод сегментирования информации и выделения ошибок, система повторений по кривой забывания и выстраивание типологических шаблонов.

  1. Подходы к повышению эффективности изучения сложных слов

        Традиционно работа со сложными словами в ходе постановки правописания при изучении русского языка в школе является долгим и трудоемким процессом. На наш взгляд, основная проблема, замедляющая процесс изучения правописания подобных слов заключается в отсутствии систематической работы над решением данной задачи. Выполнение домашних заданий с упражнениями по работе с такими словами и последующая проверка результатов в виде работы в классе и контрольной работы позволяет закрепить новую информацию лишь в кратковременную память. При этом, как показывает наш опыт работы с преподаванием данной темы учащимся средней и старшей школы, даже возвращение к изученному ранее материалу не создает достаточных условий для уверенного закрепления в долгосрочной памяти соответствующих норм правописания.

        Для решения этой проблемы автором статьи были применены следующие методы: метод сегментирования информации и выделения ошибок и метод закрепления информации в долговременную память в соответствии с кривой забывания Эббингауза. Далее, дадим краткую характеристику каждому из предложенных методов и приведем конкретные примеры, выстроив возможный алгоритм работы с указанными методами.

  1. Сегментирование информации и работа с ошибками

        Прежде всего, отметим, что человеческий мозг имеет ограниченные возможности по удержанию внимания на определенном виде деятельности[2]. По этой причине первоочередная задача в изучении такой большой темы, как правописание сложных слов – это разделение общего объема информации на отдельные сравнительно небольшие блоки. Так, в учебном пособии С.А. Громова “Русский язык”[3] приведено более 750 подходящих нашего примера слов, что создает особую необходимость выстраивания поступательной системы работы.

        По этой причине первоначально имеет смысл выбрать для работы группу из 20-30 слов, которую в свою очередь необходимо разделять на небольшие подгруппы по 5 слов, что связано с тем, что человеческий мозг может эффективно держать в памяти ограниченное число объектов[4]. Далее, необходимо вести работу с каждой отдельной подгруппой, завершая её повторением всего блока слов. Например, рассмотрим следующий ряд из 10-ти слов, взятых из указанного выше пособия[5]: абонемент, бюллетень, верблюд, гарнизон, девиз, геология, комиссия, карабин, лаборатория, мариновать. Составим таблицу с пропусками букв для того, чтобы учащиеся могли акцентировать своё внимание на проблемном месте и качественно отработать его.

Подгруппа 1

  1. Аб…немент
  1. Абонемент
  1. б…ллетень
  1. бюллетень
  1. в…рблюд
  1. верблюд
  1. г…рнизон
  1. гарнизон
  1. д…виз
  1. девиз

Подгруппа 2

  1. г…ология
  1. геология
  1. к…миссия
  1. комиссия
  1. к…р…бин
  1. карабин
  1. л…б…р…тория
  1. лаборатория
  1. м…р…новать
  1. мариновать

                                                          …………

В данном случае для применения метода необходимо сначала обратиться к первой подгруппе, предложив учащимся самостоятельно устно или про себя вставить пропущенные буквы, закрывая при этом второй столбик, а затем проверить себя. После этого важно закрепить изученные слова повторив несколько раз первый столбик подгруппы 1 до тех пор, пока учащийся не сможет правильно воспроизводить слова на уровне автоматизма.

        Далее, необходимо обратиться к следующему столбцу и повторить указанный алгоритм. После этого нужно выполнить повторение по алгоритму подгрупп 1 и 2. В случае если учащимся были допущены ошибки, необходимо пометить их значком слева (восклицательный знак, точка или др.) и вновь проработать по алгоритму, закрепив правильное написание в кратковременной памяти. Таким образом, устраняются те сложные места, которые по разным причинам хуже закрепляются в памяти и вызывают впоследствии неприятные ошибки. Аналогично прорабатываются и следующие подгруппы: 3 и 4-ая подгруппа прорабатываются по отдельности, а затем вместе с выделением и устранением ошибок, после чего вместе повторяются все изученные подгруппы.

  1. Применение кривой забывания Эббингауза для долгосрочного запоминания

        Несмотря на то, что учащиеся посредством указанных выше методик могут в сжатые сроки изучить правильное написание группы слов, нужно учесть то, что ранее речь шла о закреплении слов в кратковременной памяти. Для того, чтобы помочь учащимся перевести новые знания в разряд долговременных, необходимо обеспечить систему интервальных повторений нового материала в соответствии к кривой забывания, демонстрирующей обратную зависимость между количеством запомненной информации и прошедшим с момента запоминания временем[6].  Применяя данную концепцию, необходимо рассказать учащимся о принципах работы кратковременной и долговременной памяти, объяснить пользу использования данного метода, позволяющего сохранить новую информацию в памяти надолго, для постановки правописания и успешного написания контрольных и экзаменационных работ в будущем.

        В рамках данной технологии необходимо повторить материал с учащимися во время урока несколько раз (например, в начале и в конце занятия). Это нужно для того, чтобы избежать резкого начала забывания новой информации, которое происходит после её попадания в кратковременную память. Далее, необходимо дать домашнее задание, цель которого будет состоять в повторении изученного материала в тот же день, и в последующие дни до следующего занятия. Вполне возможно предложить учащимся завести дневник повторений для организации этого процесса. В связи с тем, что эти методики позволяют значительно улучить процесс запоминания и позволяют повысить успеваемость, по нашим наблюдениям со временем растет и мотивация их качественного использования обучающимися.  

  1. Повышение эффективности постановки навыков правописания на примере работы с правилами расстановки запятых с союзом “и”

        Правила постановки знаков препинания в предложениях также часто вызывают сложности у обучающихся средней и старшей школы. Даже несмотря на знание и понимание структуры простого и сложного предложений и умение проводить анализ предложения, по нашим наблюдениям из-за недостаточной отработки изученных правил учащиеся по невнимательности часто допускают ошибки, особенно часто это происходит в заданиях ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Для исправления этой ситуации и улучшения отработки грамматических правил русского языка в данном примере мы активно применяем метод выстраивания типологических шаблонов, а также для него хорошо работают и рассмотренные ранее методы сегментирования информации, работы с ошибками и использование принципов работы кривой забывания.  

  1. Реализация метода типологических шаблонов

        Для создания таблицы типологических шаблонов необходимо взять несколько близких по теме правил: в данном случае речь будет идти о расстановке запятых в простых и сложных предложениях с союзом “и”. Для отработки данного набора правил нам необходимо составить таблицу из 3-х столбцов: в первом столбце будет содержаться пример на определенное грамматическое правило без знаков препинания, во втором – предложение с проведенным грамматическим анализом и расставленными запятыми, а в третьем – указание использованного грамматического правила. В нашем случае такое разделение позволяет систематизировать изучаемый подраздел данной грамматической темы, создать широкую базу для самостоятельной отработки учащимися разбираемых грамматических правил с возможностью проверки и закрепления, поскольку каждый шаблон сопровожден правильным ответом на поставленную задачу и указанием на соответствующее правило.  

Предложение с пропусками запятых

Предложение с расставленными запятыми

Грамматическое правило

Прошло какое-то время и всё забылось.

Прошло какое-то время, и всё забылось.

(   ), и (   ).

Подул ветер и набежали тучи.

Подул ветер, и набежали тучи.

Взошла луна, и всё осветилось её светом.

Взошла луна, и всё осветилось её светом

Они ходили в лес и ездили на реку.

Они ходили в лес и ездили на реку

  .

Я пошел наверх и попытался заснуть.

Я пошел наверх и попытался заснуть

Ветер дул и развевал по небу осеннюю листву.

Ветер дул и развевал по небу осеннюю листву

…………

  1. Применение методов сегментирования информации, работы с ошибками и повторений по кривой Эббингауза

        Несложно заметить, что для подобной таблицы можно использовать рассмотренные ранее методы. Так, можно составить таблицу, в которой будет по 3-5 примеров на каждое грамматическое правило, блоки по которым будут отрабатываться аналогично тому, как это делалось для подгрупп сложных слов. Аналогично тому, как было указано выше, выстраивается и система интервальных повторений в зависимости от того, насколько сложной для восприятия является та или иная грамматическая тема.

        Таким образом, указанные при разборе подходов в изучении сложных слов методы в полной мере ложатся на представленный нами выше метод выстраивания типологических шаблонов. Отметим, что эффективность данного метода в чистом виде по сравнению с последовательными грамматическими упражнениями на разные правила заключается в возможности учащихся более методично сконцентрировать внимание на каждом грамматическом правиле и сразу же получить обратную связь по выполняемому заданию с возможностью проверить себя, исправить ошибки и лучше понять особенности использования той или иной грамматической конструкции. При этом работа в подобных таблицах лучше позволяет перейти от работы с “сухой” грамматической конструкцией и последующего разбора примеров  с выполнением тематических упражнений к комплексному изучению грамматического правила через призму живых примеров из русского языка, переходя от образа и частных случаев к теоретического осмыслению причин постановки знаков препинания в том или ином случае.

  1. Выводы

        Итак, в данной статье нами были рассмотрены примеры адаптации простых, но при этом достаточно эффективных методов повышения скорости и качества запоминания новой информации и постановки навыков у обучающихся в средней и старшей школе на примере нескольких ситуаций постановки навыков правописания в русском языке. Рассмотренные методы, включающие в себя метод сегментирования информации, выделения ошибок, интервальных повторений по кривой забывания Эббингауза и метод типологических шаблонов являются достаточно гибкими и адаптивным подходами повышения эффективности преподавания русского языка в школе, что демонстрирует наш личный опыт. Кроме того, на наш взгляд, подобные методы имеют большой потенциал для внедрения и в других предметах школьной программы, в том числе и относящихся к предметам точных наук и естественнонаучного цикла. Более того, аналогичные методы уже успешно реализуются в ряде российских школ, учащиеся которых демонстрируют высокие результаты в учебной деятельности[7].

Список литературы:

  1. Аткинсон Р., Шиффрин Р. Управление кратковременной памятью // Психология памяти; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. С. 508-547.
  2. Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшекурсников и абитуриентов. М.: Московский Лицей, 2001. 300 с.
  3. Конференция по новым технологиям в образовании Edcrunch glocal: [сайт]. URL: https://edcrunch.online/crowd/list/157.
  4. Кречетов И. А., Кручинин В. В. Об одном алгоритме адаптивного обучения на основе кривой забывания // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. 2017. Т. 20. №. 1. С. 75-80.
  5. Указ Президента Российской Федерации. О национальных целях и стратегических целях развития Российской Федерации на период до 2024 года. URL: http://static.government.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf [электронный доступ] (дата посещения: 08.07.2022).


[1] Указ Президента Российской Федерации. О национальных целях и стратегических целях развития Российской Федерации на период до 2024 года. URL: http://static.government.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf [электронный доступ] (дата посещения: 08.07.2022).

[2] Аткинсон Р., Шиффрин Р. Управление кратковременной памятью // Психология памяти; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. С. 511.

[3] Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшекурсников и абитуриентов. М.: Московский Лицей, 2001. 300 с.

[4] Аткинсон Р., Шиффрин Р. С. 511.

[5] Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшекурсников и абитуриентов. М.: Московский Лицей, 2001. С. 254-259. 

[6] Кречетов И. А., Кручинин В. В. Об одном алгоритме адаптивного обучения на основе кривой забывания // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. 2017. Т. 20. №. 1. С. 76.

[7] Конференция по новым технологиям в образовании Edcrunch glocal: [сайт]. URL: https://edcrunch.online/crowd/list/157.



Предварительный просмотр:

«Вернуться в Россию стихами»

(урок по поэзии русской эмиграции в 11 классе)

Целеполагание: формировать у учащихся патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, к родной речи, литературе, к  месту, где родился и вырос; чувство гордости за свою страну; позитивное отношение к традициям народа.

Прогнозируемые результаты: формирование у обучающихся  умения правильно слышать и слушать, оценивать и делать выводы; ответственного отношения к себе, к своему народу, к родной речи.

Оформление: портреты М. Цветаевой,  И. Бунина, И. Северянина, ; музыкальное сопровождение  - концерт №3 С. Рахманинова, «Грезы любви Ф. Листа».

 Ход урока

(Слайд 1)

Нас раскидало, как в море льдины,

Расколошматило, но не разбив,

Культура русских всегда едина,

А лишь испытывается на разрыв.

Е.Евтушенко

Полдень. Березовый отсвет покоя

В небе российские купола

И облака, будто белые кони,

Мчатся над Сен-Женевьев-де-Буа.

Р.Рождественский.

Учитель:

-О чем написал Е.Евтушенко?

-О чем написал Р.Рождественский?

-Почему, ребята, к нам возвращаются поэты начала и середины 20века?

(ответы учащихся)

Начало 20 века было для русской литературы блистательным, щедрым. За короткий срок просияло много замечательных, поэтических имен.

-Назовите , каких поэтов начала 20 века вы знаете ?( Блок, Белый, Гумилев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам…)

Однако события октября1917 и Гражданской войны в России  привели к тому, что сотни наших соотечественников, опасаясь  диктатуры пролетариата, власти большевиков и красного террора, покинули Родину через Новороссийск, Одессу, Севастополь, Прибалтику, основав русские гнезда в Константинополе, Париже, Харбине, Берлине, Софии.

В эмиграции оказалось немало поэтов и писателей, представляющих различные направления и течения русской литературы 20 века: А. Аверченко, М. Алданов, Д. Мережковский, З.Гиппиус, Г. Иванов, И. Шмелев, И. Северянин, В. Ходасевич, И. Бунин, А. Куприн и многие другие.

В европейских столицах организуются литературные центры, издательства, выходят многочисленные газеты и журналы: «Возрождение», «Грядущая Россия»,  «Слово», «Русская мысль». Проходят поэтические вечера, встречи. Но, несмотря на бурную литературную жизнь, русские эмигранты чувствуют себя неуютно. Поэт Г. Иванов говорил: «Все мы, поэты и писатели эмиграции, обречены. Нас убивает отсутствие воздуха. И любви. Невнимание и безразличие».

М. Цветаева говорила, что из страны, в которой стихи ее были нужны, как хлеб , она попала в страну, где ни ее, ни чьи-либо стихи не нужны. Даже русские люди в эмиграции перестали в них нуждаться. И это делало поэтов, пишущих на русском языке , несчастными.»

Учитель: Поэтому так много у поэтов-эмигрантов стихов о России, которые мы сегодня и будем слушать, обратившись к части духовного наследия, оставленного нам этими людьми, не получивши в награду за это даже клочка земли.

(звучит песня Ж. Бичевской «Все теперь против нас»)

Ученик читает стихотворение  И. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья»

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав-

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленам припав.

Ученик: Это стихотворение – одно из многочисленных признаний в любви к родной земле И. Бунина, которое поэт написал еще на Родине , а в 1920 году покинул ее навсегда. Поэт не принимает революцию 1917 года, правительство, существующий строй, и в разные годы поэт отрицательно высказывался о новом строе. Это стало причиной того, что И. Бунина печатали мало, притом с искажениями и сокращениями, а настоящее знакомство читателя с его творчеством произошло в конце 20 века.

Учитель:

-Ребята, какие средства образной выразительности говорят о любви писателя к России?

-Как вы думаете, какие чувства переживает лирический герой в стихотворении?

Незаурядный талант Бунина был признан в России, и в эмиграции он создавал шедевры. Ему суждено было узнать славу лауреата Нобелевской премии в 1933 году, но он будет одновременно испытывать нужду и голод в оккупации, тяжелую болезнь и угасание в бедности.

Ученик читает стихотворение «Бедные селенья»

Моя отчизна; я вернулся к ней,

Усталый от скитаний одиноких,

И понял красоту в ее печали

И счастие в печальной красоте.

Они глумятся над тобою,

Они, о, Родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат…

Так, сын спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей-

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, что сотни верст брела

И для него ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

Учитель:

-Ребята, о чем прочитанное стихотворение?

-Какую мысль автор хотел донести до нас?

-Какие эпитеты составляют описание России?

Но Россия для И. Бунина не только в убогости, но и в красоте степей, вечерних пейзажах.

Ученик читает стихотворение «От праздности и лжи, от суетных забав»

От праздности и лжи, от суетных забав

Я одинок бежал в поля родные,

Я странником вернулся под сень моих дубрав,

Под их навесы вековые.

И, зноем истомлен ,я на пути стою

И пью лесных ветров живительную влагу…

О, возврати ,мой край, мне молодость мою,

О, юных блеск очей, и юную отвагу!

Ты видишь, я красы твоей не позабыл

И сердцем чист, твой мир благославляю

Обетованному отеческому краю

Я приношу остаток гордых сил.

Учитель:

-Ребята, а это стихотворение о чем?

-Каким предстает лирический герой?

Ученик: «Страшное чувство России» не покидало Бунина. В дневниках он писал: «Плакал о России», «Очень хочу домой», Его стихи пронизаны чувством бездомности, одиночества.

Чтение стихотворения «У птицы есть гнездо..»

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора

Сказать «ПРОСТИ» РОДНОМУ ДОМУ!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Учитель:

-Что хотел донести до читателя И.А.Бунин?

34 года прожил Бунин за границей, так и не вернувшись домой. Возвратилось то, что он написал. Во всех его произведениях чувствуется дыхание России

Ученик: В 1913 году произошло важное событие в русской поэзии – вышел в свет сборник стихов Игоря Северянина «Громокипящий кубок». Публике предстал новый поэт с необычным стихом. Он исполнял сам свои стихи, дав более 400 концертов на родине и за рубежом. Его боготворили, книги шли нарасхват. В 1918 году он был признан Королем поэтов на вечере в Политехническом музее в Москве.

Ученик: чтение стихотворения «Рескрипт короля»

Отныне плащ мой фиолетов,

Берета, бархат в серебре,

Я избран королем поэтов

На зависть нудной мошкаре.

Меня не любят корифеи –

Им неудобен мой талант:

Им изменили лесофеи

И больше не плетут гирлянд.

Лишь мне восторг и поклоненье

И славы пряный фимиам.

Моим – любовь и песнопенья!-

Недосягаемым стихам

…….

В душе порывистых приветов

Неисчислимое число.

Я избран королем поэтов-

Да будет подданным  светло!

Учитель:

-Ребята, о чем это стихотворение?

-Чем оно необычно?

Зимой 1918 года И. Северянин эмигрировал в Эстонию, вскоре ставшей самостоятельным государством. На чужбине он выступал с поэзоконцертами.  Много выстрадал в эти годы, заблуждался и постиг истину: хлеб чужбины горек.

Ученик читает стихотворение

Была у тебя страна,

И был у тебя свой дом,

Где ты со своей семьей

Лелеял побеги роз…

Но, родины не ценя,

Свой дом не сумев сберечь

И мало любя семью,

 Ты все потерял – был день.

Зачем же теперь видна

Во взоре тоска твоем

И в чуждом краю зимой

Ты бродишь и наг, и бос?

Ученик читает стих

Еще одна весна. Быть может,

Уж последняя. Ну что ж,

Она постичь душе поможет,

Чем дом покинутый хорош.

Имея свой, не строй другого

Всегда довольствуйся одним

Чужить освоить бестолково:

Чужой останется чужим.

От гордого чувства, чуть странного,

Бывает так горько подчас:

Россия построена заново

 Другими, не нами, без нас.

Учитель:

-О чем стихотворение

-Чем пронизаны чувства лирического героя?

Мечтам поэта не суждено было сбыться. Болезнь, война… смерть в декабре 1941 года.

Учитель:

В мае 1922 года, в Берлин, центр русского зарубежья, приехала Марина Цветаева. Решение приехать за границу приняла мгновенно, получив первое за 4 года разлуки письмо от мужа С.Эфрона, оказавшегося за границей после разгрома белой армии. Это были годы бедности, тяжкой жизни внешней и внутренней. Осенью 1925 года Цветаева с детьми приезжает в Париж, где ее семью приютили знакомые. Там она прожила 13,5 лет. Она громко заявила о себе, ее не любили. Она чувствовала себя ненужной, чужой. Нехватка денег, пишет прозу, живет на благотворительные средства. С. Эфрон начинает работать на советскую разведку. Хочет вернуться на Родину. «Здесь я не нужна, там я невозможна»,- пишет Цветаева. «Нас Родина не позовет»,- пишет она в «Стихах к сыну»

Ученик читает стихотворение «Стихи к сыну»

С фонарем обшарьте

Ведь подлунный свет.

Той страны на карте –

Нет, в пространстве – нет.

Выпита, как с блюдца:

Донышко блестит!

Можно ли вернуться

в дом, который – срыт?

Заново родися!

В новую страну!

Ну-ка, воротися

На спину коню

Сбросившемуся! ( Кости

Целы-то – хотя?)

Эдакому  гостю

Булочник – ломтя

Ломаного,  плотник-

Гроба не продаст!

Той ее - несчетных, верст, небесных царств,

Той, где на монетах-

Молодость моя,

Той России – нету.

Как и той меня.

Учитель:

-Ребята, что хотела сказать этим стихотворением поэтесса?

-Чем необычно стихотворение?

-Каков лирический герой в стихотворении?

Ученик: В 1937 году дочь М. Цветаевой Ариадна уехала в Москву, исполненная радостных надежд. Вскоре и уезжает С. Эфрон. Цветаева тоже готовится к отъезду. Состояние ее тяжелое: больше полугода она ничего не писала. 12 июня Цветаева уехала в СССР

(звучит концерт С. Рахманинова №3)

Но и с  калужского холма

Мне открывалася она –

Даль тридевтая земля!

Чужбина, Родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,

Настолько Родина и столь

Рок, что повсюду через всю

Даль – всю ее с собой несу!

Даль , отдалившая мне близь,

Даль, говорящая : «Вернись

Домой!» со всех до горних звезд-

Меня снимающихся мест!

Недаром голубей воды

Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь,-

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь  моих земля-

Гордыня, Родина моя!

Учитель:

_Каким было отношение М.Цветаевой к Родине?

-В чем смысл этого стихотворения?

Рефлексия урока

-Ребята, что вы узнали нового на уроке

-Каково ваше отношение к поэзии эммиграции?

История ломает человеческие судьбы. И это знали русские эмигранты: их жизнь сломалась еще раньше, в годы революции и гражданской войны. Окончание войны заставило одних качнуться влево, получить советское подданство, вернуться на родину. Другие оставались верными своему неприятию советской власти.

Домашнее задание: выучить и проанализировать одно из понравившихся стихотворений, услышанных на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы. Презентация на тему....

Литневская Е. И. Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М., 2006. - 590 с.

Полезный методический материал для проведения уроков из учебника Литневской Е. И. "Методика преподавания русского языка в средней школе"...

Роль анаграмм на уроках русского языка в средней и старшей школе

В статье рассматриваются задания такого типа, как анаграмма. Применение анаграммирования на уроке русского языка в средней и старшей школе.Предлагается готовый материал заданий (анаграммы) для успешно...

Использование методов проектной деятельности в обучении французскому языку в средней и старшей школах

В статье речь пойдет о пользе применения метода проектов на уроках иностранного языка в средней и старшей школах, а также идеи проектов по различным темам, которые могут быть полезны для учителей....