Статья «Развитие эмоционального интеллекта на уроках иностранного языка»
статья по теме

Мокроусова Татьяна Ивановна

Актуальность технологии развития эмоционального интеллекта обусловлена требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта, ставящего главной целью воспитание и развитие личности школьника

В статье рассмотрены различные типы заданий, направленные на развитие эмоционального интеллекта на уроке иностранного языка. Среди них: вступительные игры, задания «для разогрева» («ice breakers, warmers»), ролевые игры (role-plays), театр чтецов (readers’ theatre), групповые дискуссии (discussions). Примеры даны на материале двух языков: английского и немецкого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_8.11.2016.docx411.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе:

Мокроусова Татьяна Ивановна

МБУ «Гимназия №39» (Тольятти)

Учитель иностранных языков 1 категории

E-mail: t.mokrousova1987@mail.ru

Телефон: 89083673930

 «Развитие эмоционального интеллекта на уроках иностранного языка»

Только эмоционально одаренные люди могут рационально распоряжаться своими природными способностями и знаниями, полученными в процессе своего образования.

(Д. Гоулман)

Среди технологий, активно применяемых мною на уроках иностранного языка, особо хочется отметить именно технологию развития эмоционального интеллекта. Её актуальность обусловлена требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта, ставящего главной целью воспитание и развитие личности школьника.

Итак, что же такое эмоциональный интеллект (ЭИ)? Термин происходит из английского языка (Emotional Intelligence). Изучение ЭИ насчитывает чуть больше двух десятилетий, однако сегодня этой темой занимаются специалисты уже по всему миру. В 1995 году американец Даниель Гоулман ввел термин ЭИ и дал ему следующее определение: это способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, и на этой основе строить  взаимодействие. 

В настоящее время именно поведение и эмоциональные стороны личности считаются решающими факторами эффективного функционирования и на работе, и в нашей личной жизни. Хорошие взаимоотношения и сотрудничество являются ключом к успеху в каждой области человеческой деятельности.

Эмоциональная компетенция содержит следующие компоненты:

  • Self-awareness (самосознание) - главная составляющая. Человек, с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции.
  • Managing emotions (управление эмоциями).
  • Self-control/self-motivation (самоконтроль, самомотивация) - следствие самосознания. Тот, кому свойственна эта черта, не только познал себя, но и научился управлять собой и своими эмоциями.
  • Empathy (эмпатия) - умение ставить себя на место другого человека, испытывать его чувства, а значит, учитывать в процессе принятия решений его эмоции.
  • Handling relationships (управление отношениями).
  • Team work (работа в команде) - мастерство сотрудничества, обладание знанием о том, когда и как нужно брать руководство на себя, а когда – следовать руководству других.
  • Decision-making (Принятие решений) - умение обдумывать свои поступки и знать их последствия, отслеживать, что влияет на принятие решения: чувства или разум
  • Responsibility (oтветственность) - способность признавать последствия своих решений и поступков, выполнять обещания и принятые на себя обязательства
  • Sincerity (открытость): способность строить доверительные отношения.

Давайте представим такую ситуацию: вам нужна помощь коллеги. К кому бы вы подошли за помощью? К мужчине на картинке А или В?

А C:\Users\u20\Desktop\фото счастливый человек  25 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках_files\i_016.jpg                 ВC:\Users\u20\Desktop\ss-sad-businessman-coping.jpg

А к какому учителю вы бы подошли за разъяснениями темы? А или В?

А C:\Users\u20\Desktop\22-49image001.jpg   В C:\Users\u20\Desktop\i.jpg

Давайте проверим, насколько у нас развит ЭИ. Где изображен задумчивый человек? А где обиженный? Удивлённый?

1  2 3  4

(Ответ: задумчивый - №3, обиженный - №4, удивлённый - №2)

Почему же так важно уметь распознавать чувства других людей? Ответ очевиден: от этого зависит результат действий. Зависят наши отношения с людьми.

Нам, как педагогам, крайне важно уметь управлять эмоциями. Это первый, и решающий фактор успеха в учебном процессе. Улыбка педагога – казалось бы, как мало, но от этого зависит настрой учеников, желание изучать предмет, интерес к предмету, мотивация.

ЭИ бывает врождённым и приобретённым. Как правило, развитие эмоциональной компетенции происходит на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства.

А нам с вами, учителям иностранных языков, повезло вдвойне, ведь самым эффективным в смысле развития ЭИ является иностранный язык. Уроки направлены на формирование коммуникативной компетенции, в результате которой и может быть успешно осуществлена коммуникация. Иностранный язык является уникальным предметом, т. к. охватывает практически весь спектр интересов человека: литературу, искусство, политику, спорт, бизнес, образование, здоровье, географию, науку и т.д., что легко позволяет сделать его личностно-значимым для ученика. 

Для развития ИЭ на уроке иностранного языка можно рекомендовать следующие типы заданий:

  1. Вступительные игры, задания «для разогрева» («ice breakers, warmers»).

Например, я всегда начинаю урок немецкого языка с вопроса Wie geht’s?, урок английского – с фразы How are you? How are you feeling today? И все учащиеся по цепочке отвечают на вопрос. Это я применяю во всех параллелях. Учащиеся уже привыкли к этому своеобразному «ритуалу», который проходит очень быстро, занимает 1-2 минуты на уроке. С помощью этого приёма я достигаю несколько целей: во-первых: пополнение словарного запаса. Начинаю в начальной школе с самых простых прилагательных glücklich-happy, traurig-sad, müde-tired. На каждом уроке можно брать 2-3 новых слова для обозначения эмоций и т.д.

 http://bluebirdpages.com/pics/emot_faces.jpg

Пустые смайлики внизу листа можно дополнять самостоятельно и использовать другие описания состояний, например hungrig - hungry – голодный и т.д.

В старшей параллели как альтернативу можно использовать «Emotional  box», куда учащиеся помещают листочки с отрицательными эмоциями.

Вторая цель, которую  я достигаю с помощью этого задания: понятны эмоции учащихся, можно задать и дополнительные вопросы:  Why are you feeling bad? What happened? Учащиеся практикуются в обосновании своих чувств/эмоций.

После того, как все характеристики эмоций знакомы учащимся, можно разыграть пантомиму (pantomime). Это задание я также использую в качестве разминки на уроке. Теперь учащиеся по очереди получают карточку с эмоцией и изображают её. Остальные учащиеся её распознают. Это задание также проходит динамично и занимает 2-3 минуты на уроке.

Усложнённый вариант, который также используется в качестве разминки: опиши своё состояние, обоснуй, почему ты себя так чувствуешь и продемонстрируй это невербально. Учащиеся получают карточки с опорными словами (happy, angry, exited, worried, pleased, tired). В качестве опор ответа на вопрос предлагаются различные словосочетания (pass exams, win the lottery, break the video, fail exams, receive bad news, lose a tennis match, go to the party, have an argument with a friend, lose one's wallet, sleep badly, buy new clothes) и грамматические структуры с примерами:

The Present Simple Tense: I am angry, when I receive bad news.

The Present Continuous Tense: I am happy, because I’m playing c/g now.

The Present Perfect Tense I am tired, because I have slept badly.

Показывая свое состояние и объясняя его, можно развить знание о своих эмоциях и об эмоциях окружающих тебя людей. Одновременно происходит тренировка грамматических структур.

2) Ролевые игры (role-plays).

Данный тип заданий является неотъемлемой составляющей основной части урока. В данной статье хотелось бы остановиться на том, как проходит драматизация диалога (тренировка в данном навыке проводится во всех параллелях). Отработка диалога происходит в несколько этапов: разбор новых слов, прослушивание диалога (обязательно предъявление аудио-файла), повторение хором, неоднократное прочтение. При прочтении дети должны передать эмоции (например, любопытство, непонимание, гнев  и т.д.), интонацию. Фактически диалог ребята запоминают уже на уроке, дома происходит только повторение. На этапе проверки домашнего задания на следующем уроке ребята используют реквизиты. Это может быть книга в руках говорящего. Что мы видим в руках у шестиклассниц на фото? Сотовый телефон! Таким образом, демонстрируется роль звонящего, и остальным ребятам интересно наблюдать за таким диалогом.

C:\Users\u20\Desktop\IMG_20161029_084602.jpg

Всегда очень динамично проходит конкурс драматизации (drama contest “A role play”). В качестве образца диалоги на немецком и английском языках:

Der Dialog

Dialogue

A: Wann can ich dich wieder sehen?

B: Du entscheidest - du bist  Boss!

A: Wie wär 's mit übermorgen?

B: Abgemacht! Wie sind deine Pläne?

A: Ich möchte nicht reden.

B: Du bist voller Überraschungen, nicht wahr?

А: When can I see you again?

B: It’s up to you, you are the boss.

A: How about the day after tomorrow?

B: Sure, what are your plans?

A: I’d rather not say.

B: You are full of surprises, aren’t you?

Установка: Two  players  from each  team choose the situation where this dialogue takes place:

  1. At the dentist
  2. Bank robbers
  3. A teacher and a student who failed the exam
  4. People are in love.

Two players from each team come here and role-play the situation.

В качестве другого примера мини-диалоги на школьную тематику (их использование целесообразно на младшей и средней ступенях обучения). Карточки с диалогами раздаю учащимся с переводом на русский язык:

A: Are lessons over? - Уроки закончились?

B: Yes, they are.  - Да

A: Where're you going? Home? -  Куда ты идешь? Домой?

B: No, to the park. My friend's waiting for me there.  - Нет, в парк. Мой друг ждет меня там.

A: Good luck, then. Good bye. - Тогда удачи. До свидания.

B: Well, I'm off. See you later. - Ну, я все. Увидимся позже

Данный диалог можно разыграть от лица учащего, который получил плохую оценку, и от лица учащегося, закончившего день успешно (и наоборот).

A: School's almost over. - Учеба в школе почти закончена.

B: Yes, I know. - Да, я знаю.

A: How many more days? - Сколько дней?

B: Six. - Шесть.

A: - When do the holidays start? - Когда начнутся каникулы?

B: Next week. - На следующей неделе.

В данном случае диалог ведётся от лица замотивированного учащегося и от лица учащего, не любящего школу всей душой (и наоборот).

Очень полезно устраивать на уроке театр чтецов (readers’ theatre). Особое внимание учащихся акцентируем на выразительности, интонации. Мой совет: если ученик читает вяло, без эмоций, проведите сравнение с  русским языком. Например: London is the capital of Great Britain. Лондон – столица Великобритании (прочитайте вяло, без интонации; реакция учащихся не заставит себя ждать).

3) Групповые дискуссии (discussions).

На средней и старшей ступенях обучения в основной части урока я часто устраиваю групповые дискуссии. Участвует каждый ученик. На каждую проблему учащийся формулирует 1-3 ответных реплики. Например, в 6 классе на уроке немецкого языка разбирая тему «Schuluniform» («School uniform»), ребята поделились на 2 группы. Первая группа «pro» – за школьную форму, вторая группа «contra» – против. Каждый выбирает себе роль (ученик, родитель, школьный психолог, директор). Я, как модератор, формулирую вопросы, например: Möchtest du Schuluniformen an deiner Schule haben? Für Markenkleidung arbeiten, ist das eine gute Idee? Was meinst du? (Хотел бы ты иметь школьную форму в твоей школе? Работать, чтобы купить брендовую одежду, хорошая ли это идея? Как ты считаешь?)

Приведу пример дискуссии - игры. Это заключительный урок по теме «Профессии». Установка формулируется на иностранном языке:

Situation: imagine that there is a group of people of different professions on the International Space Station. Their mission is to settle on a new planet. But the problem is that there are only four seats in a capsule to get to the new planet. The task is to choose four professions to send to the new planet. Give reasons.

Учащиеся даёт пояснения ситуации: на международной космической станции находится группа людей разных профессий. Необходимо заселить необитаемую планету. В капсуле всего 4 места. Кого из представленных профессий вы выберете? Кто станет первопоселенцами?

Учащиеся в группе должны прийти к единому мнению. Таким образом, мы развиваем умение работать в группе, что является одной из составляющих эмоциональной компетенции.

Учащимся раздаются карточки с названиями профессий:

An actor

A doctor

A teacher

A driver

A policeman

A lawyer

A singer

An engineer

A musician

A fire fighter

A politician

A manager

A dancer

A military man

Если вы проводите данную дискуссию в среднем звене, то достаточно высказать 1 аргумент в пользу профессии, в старшей школе необходимо построить более распространённое монологическое высказывание и дать обоснование своему выбору (минимум 3 аргумента).

Дискуссия ведётся на иностранном языке. Для выражения согласия/несогласия  даём эмоционально-окрашенные опорные фразы:

Statements which show strong agreement

Statements which show limited agreement

Statements which show disagreement

-You are dead right

-Absolutely

-That's true

-Good idea

-I quite agree with you

-That sounds like a good idea

-Okay, but...

-You've got a point there

-I suppose...but...

-You are right, but...

-Yes, but on the other hand...

-I see what you mean, but don't you think...

-Oh, come off it!

-You are wrong, I'm afraid...

-I can't stand...

-I hate...

-I disagree

Нужно заранее научить учащихся обосновывать своё мнение. Например: In my opinion, a teacher is the best job, because he gives knowledge. I suppose, that a doctor is the best and the most important profession, because he saves people’s lives. I think, that an engineer is the most important job, because he creates machines und buildings.

В самом процессе обучения необходимо использовать набор «психологических чудес», которые привлекают внимание учащихся:  удивление (эмоциональный стресс); новые термины в речи (недопонимание); комплимент; приемы самовыражения (включение в беседу личных эмоциональных переживаний); провокации в диалоге или дискуссии; визуализация информации и образов; вживание в образ, сопереживание.

Итак, иностранный язык становится не только увлекательным и запоминающимся как предмет, но и значимым в развитии личности учащегося.  Глобальные тенденции современного мира таковы, что важность эмоциональной компетентности будет все больше возрастать. Оказывается, коэффициент умственных способностей человека (IQ) – это лишь основа для реализации личности в социуме. Исследования последних лет доказали, что успешными становятся люди с высоким уровнем ЭИ, а не IQ, т.к. именно ЭИ является важнейшей составляющей процесса коммуникации.

Список используемой литературы:

  1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект = Emotional Intelligence. — М.: «АСТ», 2009. — 480 с.
  2. http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf ФГОС основного общего образования
  3. http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_10_4_1914.pdf
  4. http://www.myshared.ru/slide/959591/ «Изучение английского языка – это весело». Автор: Чигринёва Т.Д.
  5. http://nsportal.ru/zharkih-elena-vladimirovna 
  6. http://psycabi.net/prakticheskie-metody/19-razvitie-emotsionalnogo-intellekta
  7. http://festival.1september.ru/articles/211278/
  8. http://doctor-ananin.ru/articles/full/109/kak-razvit-emocionalnyi-intellekt-rebenka.html 
  9. http://superhappy.ru/emocionalnyj-intellekt-kniga-deniela-goulmana.html
  10. http://www.comenglish.ru/dlya-nachinayuschih/dialogi-na-angliyskom-dlya-nachinayuschih
  11. http://online-teacher.ru/study/dialogi-druzej-english
  12. http://en365.ru/dialogi.htm
  13. http://s-english.ru/dialogi
  14. http://audiorazgovornik.ru/anglijskaya-rech-audio/dialogi-na-anglijskom-yazyke


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы"

Уважать того, кто не похож на тебя, ставить перед собой цели, понимать, что ты на самом деле хочешь, справляться с «ударами» судьбы, поддерживать отношения с людьми, понимать глубинные нед...

Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы ("Прозой живущие, Поэзией дышащие")

Размышления о том, как привить любовь к литературе, как научить детей понимать поэтическое слово....

Статья "Развитие эмоционального интеллекта в обучении взрослых"

В статье обоснована актуальность проведения исследований развития эмоционального интеллекта в обучении взрослых, являющегося составляющей (социальной и эмоциональной) компетентности сотрудника, неотъе...

Статья "Развитие эмоционального интеллекта школьников средствами иноязычного общения"

Предлагаемая статья поднимает важную тему влияния эмоций на процесс обучения, описывает этапы формирования эмоционального интеллекта. Автор делится опытом ведения ученических исследовательских междпре...

Научная статья "Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы"

Статья состоит из небольшой теоретической части и практической-описание приемов развития эмоционального интеллекта на уроках литературы. Автор приводит примеры заданий и разных форм работы на уроках и...

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Что такое эмоциональный интеллект? Компоненты ЭмИн. Педагогические технологиии....

Формирование эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Формирование эмоционального интеллекта на уроках английского языка как важнейший компонент системно-деятельностного подхода...