Формирование эмоционального интеллекта на уроках английского языка
статья по английскому языку

Тайматова Динара Назимовна

Формирование эмоционального интеллекта на уроках английского языка как важнейший компонент системно-деятельностного подхода 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy_intellekt.docx67.14 КБ
Файл emotsionalnyy_intellekt.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование эмоционального интеллекта на уроках иностранного языка.

Свое выступление я начну с вопроса, вопроса родителей и детей: почему неуспевающие ученики часто оказываются успешнее тех, кто годы потратил на обучение? И это несмотря на то, что мы в процессе подготовки  к уроку, опираясь на ФГОСы преследуем личностные цели, но это не всегда срабатывает, почему?

См.Слайд. Каждому, я уверена, есть, что сказать по этому поводу, но я постараюсь ответить на этот вопрос, изучив работы американского ученого Даниэля Гоулмана (1995г.) . По мнению американского ученого ЭИ в 4 раза важнее, чем интеллект академический.

Видео: мы видим ,что проблема управления эмоциями   -это не что то новое, но сегодня как никогда она актуальна

Почему я решила поднять тему ЭИ: На сегодняшний день можно сказать, что Эмоциональная  сфера у детей не развивается, отсюда куча проблем: родители заняты, в лучшем случае водят детей на доп занятия, кружки, репетиторства, спорт секции, телефоны это еще один бич, абсолютно не развивают эмоциональную сферу сферу, всего этого не достаточно для полноценного развития личности.

Формирование эмоционального интеллекта как раз направлено на развитие личностного результата, ведь по обновленным ФГОС понятие эмоционального благополучия ребенка в приоритете.

Возвращаясь к вопросу, возможно успех в будущем зависит от того, насколько дети раскованы, умеют ладить с людьми, создавать связи, налаживать контакты, увереннее в своем успехе, готовы к определенным обдуманным рискам, имеют организаторские  способности, но не имеют кучу комплексов, ненужных эмоций, как некоторые наши отличники.

Одна из компетенций 21 века.

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence )— это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей , умение отделять свои негативные эмоции, и управлять ими. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленные цели в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения, сохраняя при этом психическое здоровье, показывая эффективность работы и лидерские навыки.

Чтобы было понятно значение формирования ЭИ или , наоборот, его отсутствия , приведу примеры из моей практики, как мешают или помогают эмоции детям:

У ребенка присутствует страх при выполнении самостоятельных заданий, он начинает ныть, жаловаться, что трудно, ставит завесу между учителем, не слышит его, в итоге результаты показывает хорошие, т.е. ребенок не управляет эмоциями, они ему мешают. Ребенок не настроен на карьерный рост, не сможет в будущем оперировать даже тем, что знает, занижена самооценка.

Или наоборот, уравновешенный ребенок пользуется авторитетом среди сверстников, к нему прислушиваются, с его мнением считаются.

В детской среде возникают абсолютно непредсказуемые ситуации, помогая справляться с ними , мы помогаем им решать более серьезные проблемы в будущей жизни.

Мы как педагоги должны помочь ребенку превратить  весь негатив в положительную созидающую энергию. Нельзя, чтобы эмоции управляли нами.

   То есть по теории Даниэля Гоулмана  ребенок должен не только осознать эмоцию, научиться управлять ею, но и научиться распозновать чужие эмоции, чтобы в дальнейшем не развились комплексы:  кто то наорал, оскорбил, не потому, что он тупой, толстый, рябой , а потому что этот кто то хочет повысить свою самооценку,  самоутверждаясь за счет сверстников, унижая их, за любым негативным поведением, по его мнению, скрывается положительное намерение, вот его и нужно разглядеть.

Но опять же, не будет результата от одного приема или занятия, развитие ЭИ как мягкого навыка должно формироваться на всех этапах урока постоянно, системно, мы должны строить нейроновые дорожки. Не нужно бояться начать это делать, тем более мы уже это делаем.

На уроках англ языка нам проще , чем на других уроках.

Warming up : изобрази эмоцию

  1. Развиваем адаптивность, умение распознать чужие эмоции:

Слайд: Express these emotions yourself, describe feelings : Imagine that…

Someone took away ice cream

Frightened like a hare

Good as the sun

Brought a big load

Given a puppy

 моментально, полож настрой

Если побуждать ребенка более подробно делиться своими эмоциями, он уже будет чувствовать, что он не один, кто то принимает участие в его ситуации, он важен.

Ролевые игры, работа в группах учат управлять эмоциями, сотрудничать, находить общий язык, коммуникативные навыки, дискуссии, выполнение проектов также нацелены на положительный результат, что в свою очередь вызывает у обучающихся ситуацию успеха, можно провести рефлексию с целью узнать настроение (по цветным шарикам, цвета соответствуют определенным эмоциям) см.Слайд.

Внеурочная деятельность, викторины и т.п. повышают самооценку, или, наоборот, учит самокритично относится к поражению

Некоторые приемы: чтобы ребенок мог контролировать эмоции, их нужно уметь отделить :(Эмоция не равно я)

  1. Беру шарик, рисую на нем эмоцию (вот я радостная, меня слушают, может кому то принесу пользу) , раздаю шарики или листы A4 , представьте себя учениками перед контрольной работой, нарисуйте возможную эмоцию или свою , предложите детям поработать над ней : моя эмоция негативная, это переживание или стресс, я =/ эмоция

Я испуганный…Iam stressed

Почему я такой…Why am I stressed, Why am I like this?.

 потому что …….because …I am going to have a test, I was insulted

        Я хотел бы (цель)…….?  Keyword I’d like to.. goal Let go of the emotion

 Отпусти эмоцию, после выводов

Также и в ситуации спора, страха, переживания

  1. См.Слайд: Работа в группах. График работы в команде . EQ команды и эффективность работы (доверие и принятие  , люди больше готовы работать, страх и удивление – меньше готовы работать)  - международные исследования. Создавать благоприятную атмосферу, на любом производстве командная работа.
  2. См.Слайд: Радуга . Можно уведеть не 7 цветов , а любой цвет, который мы хотим увитеть ( когда учим цвета) What colour can you see? Спект восприятия мира становится шире, мир более многогранный
  3. Каким ты хочешь видеть своего друга? What features do you want to see in your friend? …..

Напишите…. Выходит кто то к доске (проблемный ребенок, неуверенный в себе) Is he …clever, kind, helpful, responsive, handsome etc. называем ему эти слова, научно доказано, что дети в это поверят, и он будет пытаться стать таким.

  1. См.Слайд. Проектная работа- Т.е. мы часто наблюдаем неумение правильно воспринимать критику, для этого чаще подключать  одноклассников к оцениванию проектной работы…Ученики абстрагируется от лишних эмоций полож или отриц, а выступающий учится правильно относится к критике, развивается самокритика.
  2. Конструкция as…as… I am as strong as a hero, (изобразить), I am as kind as a wizard…, I am as scared as a hair…

На любую ситуацию сначала реагирует тело, потом мы понимаем смысл, поэтому учимся управлять телом: мы уже почувствовали себя сильными, добрыми, тело и мысль взаимосвязаны. Учимся управлять эмоциями при помощи тела. – Если чувствуешь себя грустно…I am as happy as a …

  1. См.Слайд.Обязательно проводить физминутки т.к. все наши эмоции первоначально выражаются при помощи тела, только потом мы их осознаем,  расслабляя тело в движении, снимается напряжение, выпускаем эмоции.
  2. См.Слайд.Картинка ямки , выпуклости. Стереокартинки - зарядка для глаз.( Напечатанная). Мы сами формируем мысли о мире, каким мы его воспринимаем, такой он для нас и будет.

Из чего состоит наша жизнь 10 %  - это события, то, что происходит в нашей жизни, 90 %  - это эмоции, наше отношение к этим событиям.

https://tacon.ru/wp-content/uploads/8/c/e/8ce373e0d03d9c81879f0e953df15b68.jpeg

  1. Учитель сам должен уйти от эмоций и это не всегда просто, иначе никакие методики не помогут. Честность и правильная оценка – залог результата.
  2. Видео – презентация: человек сможет реализовать себя в жизни


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование эмоционального интеллекта на уроках иностранного языка как одна из основных задач системно- деятельностного подхода Выполнила : учитель английского языка МБОУ « Бирюлинская СОШ Высокогорского района РТ» Тайматова Д.Н.

Слайд 3

Эмоциональный интеллект ( Emotional Intelligence )— это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.

Слайд 5

Warming up ( уже в начале урока можно определить эмоциональный настрой учащихся ) работа в группах (формирует коммуникативные навыки, умение, сотрудничать) проектная деятельность (подразумевает положительный результат, развивает ситуацию успеха) ролевые игры , викторины и т.п. (повышают самооценку, или, наоборот, помогают самокритично относится к неудачам и поражениям) рефлексия (можно узнать настроение, например по цветным шарикам) Виды деятельности на уроках, на которых мы можем формировать ЭИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование теории множественности интеллекта на уроках английского языка

В этой статье читатель найдет названия 8 типов интеллекта и познакомится с некоторыми видами практических заданий для уроков  английского языка с применением  теории множественности...

Развитие навыков говорения через оценочно-эмоциональные выражения на уроках английского языка

Учителя английского языка часто сталкиваются с проблемой "молчание учеников" на уроках развития навыков говорения. Задача учителя в создании условий, которые способствовали бы общению учащихся....

Статья «Развитие эмоционального интеллекта на уроках иностранного языка»

Актуальность технологии развития эмоционального интеллекта обусловлена требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта, ставящего главной целью воспитание и разв...

Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка

Мастер-класс+презентация на тему "Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка". Данный приём является авторским и може...

Универсальные учебные действия (УУД) - формирование и развитие на уроке английского языка. УУД формирование и развитие на уроке английского языка

Данная статья посвящена формированию и развитию УУД на уроках английского языкаУниверсальные учебные действия (УУД) - формирование и развитие на уроке английского языка....

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Что такое эмоциональный интеллект? Компоненты ЭмИн. Педагогические технологиии....