«Речевая разминка на уроке английского языка, как способ обучения спонтанной речи учащихся».
учебно-методическое пособие на тему

Фаттахова Земфира Насир кызы

В данной статье рассматривается методы развития спонтанной речи на уроках английского языка .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

 «Речевая разминка на уроке английского языка, как способ обучения спонтанной речи учащихся».

Изучение иностранного языка в современном мире — это одна из самых важных составляющих современного успешного человека. Знание хотя бы одного иностранного языка расширяет кругозор, позволяет узнать культуру и обычаи другого народа. Как известно, язык является общественной ценностью. Включение его в школьную программу — социальный заказ общества. Но для большинства иностранный язык — ценность потенциальная, а не реальная. В связи с этим перед учителем возникает задача сделать его более доступным и интересным для каждого ученика.

В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Учащимся предстоит долгий путь усвоения чужого языка и в перспективе их ждет заучивание новых слов, работа со словарем, анализ грамматических конструкций…

А ведь хочется, как можно скорее попробовать свои силы, прочитать по-английски занимательный текст, оценить своеобразный английский юмор, удивить родных и друзей знанием английских пословиц, скороговорок, считалок, рифмовок, загадок. При этом важен каждый этап урока. Именно начало урока во многом определяет успех всего урока.

Именно на этом этапе обычно отмечается иноязычно-речевая скованность учащихся. Важно создать рабочий контакт c как можно большим числом учащихся, то есть осуществить их речевую подготовку. Подобная речевая подготовка носит традиционное название «речевой разминки».

«Речевая разминка (англ. warm up) - этап урока, на котором осуществляется подготовка к изучению основного материала. Включает ответы на вопросы, предварительное обсуждение темы, игровые задания».

С помощью речевой разминки можно «запустить урок», придавая занятию нужный ритм и психологический фон, соответствующий состоянию учащихся, мотивируя обучаемых на иноязычную речевую деятельность.

Реализация речевой разминки позволяет достичь следующих целей:

  • помочь учащимся войти в языковую среду;
  • ввести учащихся в тему урока.

К задачам речевой разминки относятся:

  • побуждение учащихся к говорению на иностранном языке
  • настрой слухового и речевого аппарата учащихся на восприятие иноязычной речи
  • актуализация в речи учащихся изученного на предыдущих уроках языкового материала
  • активизация речевой деятельности с целью сохранения образов в долговременной памяти на основе новых ситуаций
  • вовлечение учащихся в активную мыслительную деятельность
  • развитие творческого мышления у обучаемых
  • развитие умения работать в команде
  • развитие воображения и творческого мышления
  • активизация внимания учащихся
  • создание динамичной атмосферы урока
  • развитие спонтанной речи учащихся.

Правила для определения содержания и выбора форм речевой зарядки.

Правило 1. Разработать такое начало урока, которое вызывает у учащихся желание говорить по-английски.

Правило 2. Связать речевую зарядку с задачами урока.

Правило 3. Связать речевую зарядку со всеми другими этапами урока.

Содержание и форма речевой разминки зависят от:

  • цели урока
  • уровня знаний учащихся
  • учебного материала
  • особенностей физического и эмоционального состояния учащихся.

Помнить, что речевая зарядка, не подкреплённая последующим ходом урока, теряет смысл. Необходимо сделать так, чтобы речевая зарядка не была «инородным телом», а стала введением в урок.

Многие из нас пренебрегают проведением речевой разминки, опасаясь, что в этом случае не хватит времени на изучение основного материала урока. Представьте: ученик только что пришел на урок he has a lot on his mind, а вы пытаетесь заставить его вспомнить какие-то времена или слова, которые вы изучали в прошлый раз. Урок будет похож на несмазанную телегу, которая разгонится в лучшем случае только к середине пути. Любой спортсмен скажет, что переход к упражнениям без достаточного разогрева может привести к серьезным травмам и сведет на нет всю пользу занятия.

Для школьников разминка является дополнительным инструментом внешней мотивации и ситуацией успеха. Студент говорит даже на таком низком уровне владения языком, именно сейчас каждая минута говорения для него на вес золота! Кроме того warm up, это не что иное, как small talk, который принят в западных странах и является признаком хорошего тона. Умение вести непринужденную беседу при встрече, окажется весьма кстати, особенно если ученик планирует путешествовать или переехать в другую страну.

Регулярное целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет учащимся повторить и освоить в речи активную тематическую лексику, новые грамматические структуры и речевые обороты; развивать умения неподготовленного диалога, так называемой спонтанной речи, в том числе умение задавать разного типа вопросы и пытаться точно отвечать на них.

Каким же образом можно использовать речевую разминку в качестве средства обучения спонтанной, то есть неподготовленной речи? Говорение вызывает у учащихся большие затруднения, при этом наивысшую степень трудности представляет "самостоятельное выражение мыслей и чувств средствами неродного языка, так как это предполагает наличие умения программировать не отдельное высказывание, а все сообщение в целом".

На следующих примерах показано, как можно организовать работу по совершенствованию разговорных навыков учащихся. Вы предлагаете им краткую модель, позволяя воочию увидеть и услышать, что от них требуется. Во время вашего выступления внимание учащихся сосредоточено на вас, а не на отдаленном голосе пленки или тексте. Моделирование спонтанного выступления более эффективно, чем абстрактные объяснения-инструкции.

Как избежать шаблона в проведении речевой разминки?

Для игровых речевых зарядок можно использовать картинки на мультимедийном проекторе или интерактивной доске. Например, кто составит больше предложений по картинке. (Отработка грамматических структур:  There is/ There are, Present Continuous, предложений с глаголом - связкой «be», we can see...) Игру также можно провести, поделив ребят на команды. Например:

Team1 – It is winter.

Team 2 – It is cold.

T1 – The sun is shining.

T2 – There is a lot of snow.

T1 – We can see children.

T2 – The children are skiing…

Игра с мячиком «Снежный ком» предполагает, что каждый обучающийся, прежде чем ответить на вопрос, должен повторить все предыдущие ответы. Например:

T – What’s your favourite sport?

S1 – My favorite sport is swimming.

S2 – Masha’s favourite sport is swimming and my favourite sport is tennis.

S3 – Masha’s favourite sport is swimming. Dasha’s favourite sport is tennis. And my favourite sport is football…

T – What do you like doing in your free time?

S1 – I like reading.

S2 – Masha likes reading and I like playing computer games.

S3 – Masha likes reading, Oleg likes playing computer games and I like going out with my friends …

Для отработки конструкций применяется следующая разминка к примеру мы изучаем конструкцию I have got (У меня есть) а также как задавать вопрос Who has got а…..? (У кого есть ….?) Каждый ученик кладет в мешок свою вещь, затем один из учащихся выходит к доске и вытаскивает предмет и спрашивает к примеру, Who has got a key? (У кого есть ключи?) кому принадлежал то или иной предмет отвечает на вопрос I have got a key.

Игра «Цепочка» (когда обучающиеся передают друг другу мячик, задавая вопросы и отвечая на них) позволяет тренировать разные грамматические формы. Например:

T-S1: Have you got a computer? – Yes, I have.

S1-S2: Have you got a hamster? – No, I haven’t.

S2- S3: Has your mum got dark hair? – No, she hasn’t.

T-S1: Do you like cats? – Yes, I do.

S1-S2: Does your mum like flowers? - Yes, she does.

S2-S3: Does your dad like milk? – No, he doesn’t.

Cue cards

Учитель даёт картинки с предметами повседневной жизни: газета, конверт, зубная щётка, марка, яблоко, хлеб, аспирин и т.д. Сначала учащиеся называют предметы и придумывают по предложению с ними. Затем они показывают классу картинки и составляют короткие диалоги, например:

- Where are you going?

- To the chemist’s.

- Why?

- To get some aspirin. I have a terrible headache.

Как только учащиеся разыграли диалог, они обмениваются карточками и находят нового партнёра. Уровень учащихся может быть любым.

Речевая зарядка на средней ступени обучения.

На среднем этапе обучения важно ориентироваться на личность обучающихся.

Речевую зарядку можно провести   в виде работы в парах, предложив для обсуждения вопросы, интересующие подростков и вместе с тем связанные с темой предстоящего урока. Например:

Do you think school uniforms are a good idea? Why? Why not? Does it matter what teachers wear in the classroom?

Have you ever travelled by plane? Where did you go? Were you scared when you travelled by plane for the first time? How did you feel?

После обсуждения в парах учитель просит нескольких обучающихся поделиться своими ответами с классом и затем переходит к основному этапу урока.

Также можно использовать приём «Интервью», когда обучающиеся задают друг другу вопросы, предложенные учителем, в парах, а потом рассказывают о своем партнере классу.

Учитель может предложить 1-2 простых вопроса, связанных с темой урока, дать задание обучающимся записать ответы в тетради и   потом выборочно попросить нескольких человек поделиться своими ответами.

Традиционная речевая зарядка в виде фронтальной беседы учителя с классом, может быть проведена самими обучающимися. Это вызовет у них больший интерес. Можно попросить каждого задать классу по одному вопросу по предложенной теме. Отвечать на вопросы могут все желающие.

Например,

T-Cl: Think of one question for the class about shopping.

S1 – Cl: Where do you usually shop for clothes?

S2 – Cl: Do you shop online? What do you buy?

Речевую зарядку также можно использовать для активизации изученной лексики и расширения словарного запаса, предложив к заданным вопросам слова. Например, дать обучающимся список профессий и вопросы для обсуждения: What jobs are dangerous/ highly paid/ boring/ the most popular? и т.п.

Можно подготовить и раздать каждой паре обучающихся карточки со словами: карточки лежат на парте словами вниз, один обучающийся берёт карточку и объясняет значение слова, чтобы партнер его отгадал, если слово угадано, обучающиеся меняются ролями. В конце задания оценивается, какая пара отгадала больше слов.

Еще один вариант речевой зарядки для отработки вопросов и ответов в Past Simple: «Yesterday».  Один из обучающихся говорит предложение о том, что он/она делал (а) вчера. Например: «Yesterday I went to the cinema. » Остальные должны задать уточняющие вопросы, например «Who did you go with?»«What film did you watch? » «Did you like the film? »

В качестве речевой зарядки на среднем этапе можно использовать описание картинок, прослушивание песен, просмотр видеороликов или чтение стихотворений, связанных с темой урока, с последующим обсуждением по вопросам учителя.

Речевая зарядка на старшей ступени обучения.

На старшей ступени обучения речевая зарядка служит тренировкой полученных знаний и умений, позволяет приступить к интенсивной работе на уроке. Задания для речевой зарядки на этом этапе могут быть сложнее, так как уровень владения языком выше.

Например, вместо вопросов для обсуждения учитель предлагает  утверждения и просит обучающихся сказать, согласны они с ними или нет, привести аргументы.  Например:

Decide whether you agree or disagree with these statements and explain why:

Camping is really uncomfortable and I prefer to stay in a hotel on holiday.

A holiday is a chance to do new activities.

My idea of a holiday is relaxing on the beach.

Старшеклассникам также можно предложить описать картинку по теме урока, сравнить две картинки - сказать, что у них общего и в чем отличия, либо составить рассказ по картинке. Если на картинке изображены люди в определенной ситуации, можно попросить обучающихся придумать и озвучить беседу между ними.

Толкование половиц, поговорок или цитат тоже хороший вариант проведения речевой зарядки на этой ступени обучения.

Список литературы

  1. М.Л. Вайсбруд Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностраннои языке / Издательство Титул, 2001.
  2. Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская Настольная книга преподавателя иностранного языка / Минск: «Высшая школа», 1999.
  3. Г.А. Китайгородская Методика интенсивного обучения иностранным языкам / М., 1982, стр 34.
  4. Е.Н. Соловова Методика обучения иностранным языкам / М.: АСТ Астрель, 2008.
  5. Е.И. Пассов Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению/ М.: 1982, стр.10.
  6. Е.И. Пассов Н.Е, Кузовлева Урок иностранного языка / М.: Глосса Пресс, 2010.
  7. Е.Н. Соловова И.Е. Солокова State Exam Maximizer Pearson Longman.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов на уроках английского языка как способ раскрытия творческого потенциала учащихся

В данной статье двются рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка на разных ступенях обучения....

Обучение учащихся аудированию как виду речевой деятельности на уроках английского языка

Обучение общению на английском языке - актуальная задача, стоящая перед школой, так как контакты людей разных национальностей призваны укреплять взаимопонимание и дружбу между народами....

разработка урока "Использование игровой технологии и ИКТ на уроках английского языка как способ развития познавательной активности учащихся. »

Данный урок составлен для учащихся 2 класса по теме " Семья и профессии." Активизация использования лексики по теме « Семья.Профессии». Формирование навыков говорения и чтения....

Статья: речевая разминка на уроке английского языка.

Использование речевых разминок на уроке....

Презентация по теме «Метод проектов на уроках английского языка как способ развития творческой активности учащихся».

Презентация по теме «Метод проектов на уроках английского языка как способ развития творческой активности учащихся»....

Речевая зарядка на уроках английского языка, как этап урока и эффективный способ подготовки к спонтанной речи обучающихся Значение речевой зарядки и ее место в уроке

Любое действие начинается со своеобразной подготовки – «разогрева», который дает старт дальнейшей деятельности. Это касается занятий спортом, где есть разминка, это же происходит на ...