Статья " ИКТ на уроках иностранного языка"
статья

Евко Елена Юрьевна

Материал может пригодится для выступления на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_tehnologiya_na_urokah_pngliyskogo_yazyka.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках английского языка

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) заняли прочное место в процессе обучения иностранным языкам. В Пояснительной записке «О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» говорится: «Процесс информатизации образования предполагает также широкое использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранных языков в основной и старшей школе для коммуникативно-речевого и когнитивного развития учащихся, развития их творческих возможностей и способностей и создания условий для их самообразования в интересующих областях знаний». Практика показывает, что использование ИКТ имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, учет индивидуальных способностей и особенностей, каждого обучающегося, соблюдать индивидуальный темп работы каждого учащегося, интенсификацию самостоятельной работы учащихся и повышение познавательной активности.

Более того, это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Известно, что основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся, обучение практическому овладению иностранным языком.

Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению американского ученого Д. Хаймза, согласно которому, “коммуникативная компетенция - это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах“.

Овладеть же коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное.

Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решить эту задачу

Что же такое ИКТ и средства Интернет

Если мы обратимся к «Словарю методических терминов», то найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи».

Термин “мультимедиа” означает: много сред (текст, звук, видео).

Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Можно проводить различные игры, презентации и т.д. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

Применение ИКТ в процессе обучения английскому языку способствует интеллектуальному творческому развитию учащихся. Интернет-ресурсы сегодня позволяют:

• восполнить дефицит источников учебного материала;

• развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности

• объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки

Итак, назовем наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе:

•электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и

•мультимедийного проектора,

•интерактивные доски,

•электронные энциклопедии и справочники,

•тренажеры и программы тестирования,

•образовательные ресурсы Интернета,

•DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

•видео и аудиотехника,

•интерактивные карты и атласы,

•интерактивные конференции и конкурсы,

•материалы для дистанционного обучения,

•научно-исследовательские работы и проекты.

•дистанционное обучение.

Базой для обогащения методической копилки мне послужили интересные и полезные источники:

•htp://www.spotlightonrussia.ru

•http://www.centercom.ru

•http://www.homeenglish.ru

•http://www.ourkids.ru

•http://www.englishforkids.ru

•http://www.glc.me.uk

•http://english4u.com.ua/index.php

•http://www.learningplanet.com

•http://www.netrover.com

•http://www.golivewire.com

•http://www.learn-english.ru

•http://www.alleng.ru

•http://www.rusedu.ru

Вопросом использования ИКТ на уроках английского языка я занимаюсь не первый год. Мне бы хотелось продемонстрировать приемы, методы и формы работы на уроках английского языка с применением ИКТ, которые я применяю на практике.

1) Использование аудиоматериалов к учебнику Спотлайт, размещенных на сайте http://www.prosv.ru/, позволяет создать на уроке необходимые условия для тренировки учащихся в аудирования текстов

2) Использование видеороликов с последующим их обсуждением позволяет воспринимать аутентичную речь, расширять словарный запас, запоминать конструкции предложений характерные для живой, разговорной речи. Кроме того, интересный, увлекательный материал обеспечивает высокую мотивацию к изучению предмета.

3) Применение в практике POWER POINT презентаций на различных этапах работы (введение новой лексики или объяснение грамматического материала; обобщение знаний по изученной теме; самостоятельное создание обучающимися презентаций) позволяет представлять необходимую информацию более наглядно.

4) Также широко можно применять различные электронные тесты, которые позволяют экономить время, объективно показывают результат, способствуют развитию навыков самооценки и самоконтроля.

Широкие возможности в изучении английского языка открывает использование Интернет технологий:

1) Видеоконференции

2) Работа с англоязычными сайтами

3) On-line тесты

4) Международные телекоммуникационные проекты

5) Переписка со сверстниками из других стран

6) Работа с аудиокнигами

Наряду со всеми несомненными достоинствами работы с использованием ИКТ не следует забывать, что компьютер не может заменить учителя, поэтому следует четко планировать место и время работы с электронными средствами обучения.

В своей практике применения средств ИКТ я столкнулась со следующими проблемами:

1) Организационные вопросы

2) Не смотря на достаточное количество электронных пособий, сложно отобрать материал, подходящий по изучаемой тематике

3) Сложно заранее спланировать на каких уроках будут применяться ИКТ

4) Ограниченность в использовании видеороликов, статей из англоязычных изданий из-за слабой подготовки обучающихся.

5) Недостаток знаний в сфере информационных технологий у обучающихся.

6) Необходимость дополнительных знаний о различных компьютерных программах, то есть повышение уровня знаний преподавателя как пользователя.

Таким образом, использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Важно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения также влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

• обеспечить положительную мотивацию обучения;

• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти ндивидуализацию);

• усовершенствовать контроль знаний;

• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Система использования ИКТ в преподавании английского языка.

Система использования ИКТ в преподавании английского языка в МОУ СОШ №17 г. Подольска представляет собой поэтапное формирование и разделение групп различных направлений деятельности учителя и учащихся по созданию и использованию мультимедийных, программных и информационных продуктов при обучении, а также во внеурочной деятельности по английскому языку.

1 этап. Выявление учебного материала, требующего компьютерной поддержки.

1.        Учебный материал, по которому отсутствуют наглядные пособия.

Учебный материал больших объёмов для изложения.

2.        Подбор тем, требующих создания контролирующих модулей.

1. Создание презентаций. Подбор готовых мультимедийных продуктов.

2. Набор и распечатка текстов. Создание электронной базы данных рефератов.

3 этап. Применение созданных и подобранных информационных продуктов

1. Внеклассная работа по предмету. Подготовка и проведение недели

английского языка, олимпиад. Организация работы кружка.

4 этап. Анализ эффективности использования ИКТ.

1. Изучение динамики успеваемости и качества знаний.

2. Отслеживание предметного рейтинга учащихся.

Организовать работу по использованию ИКТ в преподавании английского языка по такой схеме мне удалось благодаря изучению и практическому применению электронных образовательных ресурсов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет и представленных в следующих информационных системах

1.        Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru);

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР, http://school-collection.edu.ru);

3. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно",http://window.edu.ru),

4. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru).

Алгоритм работы с ИКТ

Как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и ИКТ на уроках, но ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приёмов и технических средств может дать желаемый результат. Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. При разработке занятий на основе ИКТ я следую рекомендациям Е.А. Головко и определяю:

1.        для изучения, каких тем целесообразно использовать ИКТ.

2.        какие дидактические задачи решаются с использованием ИКТ;

3.        какие программные средства необходимо использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

4.        какие предварительные умения и навыки работы на компьютере должны быть сформированы у учеников;

5.        структуры и этапы занятия с ИКТ. Относительно структуры и этапов занятия в первую очередь необходимо:

- определить цели и задачи такого занятия;

- тщательно отобрать и изучить ресурсы, которые предполагается

использовать;

- составить план занятия и пошагово расписать ход работы;

- обратить внимание на организационные моменты;

- продумать и составить глоссарий выражений и терминов

компьютерной тематики на иностранном я

В моей работе предусмотрено применение ИКТ. В УМК отечественных и английских авторов имеется разнообразие творческих, занимательных заданий, что способствует развитию учебно-организационных, интеллектуальных, информативных умений и навыков. С учениками 5-11 классов мы выполняем проекты, предложенные авторами УМК, используя программы Microsoft Power Point

Цель обучения английскому языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Внедрение современных образовательных технологий в процесс преподавания английского языка доступно каждому учителю, стоит только задуматься о том, что сделать такого на уроке, что  заинтересовало бы детей, заставило их задуматься о том, что английский язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком, который может запросто пообщаться с иностранцем, прочесть объявление на иностранном языке, понять иноязычную речь. Применение современных образовательных технологий способствует повышению мотивации, интереса к предмету, желания изучать язык и общаться на нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " Дебаты на уроке иностранного языка: возможности и технологии "

Одной из актуальных проблем современного образования является формирование социокультурной компетенции учащихся, которая предполагает подготовку учащихся к жизни в поликультурном обществе, отказ от чу...

Статья "Конструирование современного урока иностранного языка в рамках ФГОС"

Статья в региональный сборник. Конструирование современного урока иностранного языка в рамках ФГОС,...

Статья "МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ВОВЛЕЧЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ТЕХНОЛОГИИ"

В статье описывается методика проведения уроков иностранного языка с применением элементов вовлеченного обучения и мультимедийной технологии....

Статья "Лингвострановедение на уроках иностранного языка как способ повышения мотивации"

Большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка играет введение на уроках элементов страноведения. Тексты страноведческого характера занимают сегодня все большее место в процессе обуч...

Статья "Как начать урок иностранного языка? 21 способ."

В статье представлена 21 "готовая" идея начала урока иностранного языка.  Описанные приёмы разработаны на основе изучения автором мультисенсорной технологии в обучении в целом, классифи...

Статья "ИКТ на уроке иностранного языка"

quot;Приемы использования ИКТ на уроках иностранного языка"...