Статья "Конструирование современного урока иностранного языка в рамках ФГОС"
статья по теме

Маликова Ирина Викторовна

Статья в региональный сборник. Конструирование современного урока иностранного языка в рамках ФГОС,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_oblast_mart_15g.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование современного урока иностранного  языка  в рамках ФГОС.

                                                                                                          Маликова И.В.                                                                                                      

ФГОС второго поколения наряду с результатами учебного процесса предполагает:

- социализацию;

- расширение общего лингвистического кругозора учащихся, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;

- освоение правил речевого поведения и лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

- формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.

  Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. Поэтому появилась необходимость рассмотреть урок с точки зрения требований стандарта нового поколения. Именно тогда станет понятно, что необходимо изменить в деятельности учителя и ученика при подготовке современного урока.

   Педагоги, работающие на стыке стандартов первого и второго поколений имеют возможность проанализировать путь от традиционного к современному уроку.

  Любой урок  имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. 

  Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым,  актуальный урок. Более того,  важный, существенный для настоящего времени, действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, проявляющийся в действительности.     Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

  Сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель  не является  проводником  знаний, а личностью, обучающей  способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником учебного  процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

    Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в начальной и средней школе. В связи с этим  необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть применение интерактивных технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.

    Главная цель учителя, работающего по ФГОС, организовать деятельность учащихся на уроке.

 Использование технологий интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.

   Итак, на уроках мы применяем следующие технологии интерактивного обучения:

  • работа в парах;
  • работа в малых группах;
  • мозговой штурм;
  • дискуссии;
  • ролевая (деловая) игра;
  • метод проектов;
  • использование ИКТ.

         На уроках иностранного языка мы используем интерактивную доску и образовательные ресурсы, которые делают урок более интересным и эффективным, а также позволяют активно вовлекать учащихся в учебную деятельность, повышают мотивацию обучения, стимулируют творческую активность и способствуют развитию личности ребенка.

Из опыта работы по новым стандартам, приведем фрагменты урока по теме  «Путешествие» (учебник English 6, Биболетова М.З.).

Цель – совершенствование коммуникативной компетенции при изучении материала, в рамках предложенной темы.

Класс делится на 3 группы.

1 этап. На данном этапе учащимся предлагаются 2 картинки, по которым они определяют тему урока (демонстрационный слайд с картинками: достопримечательности разных городов, счастливые лица людей во время путешествия). Затем учащиеся актуализируют свой опыт, систематизируя имеющие у них знания. Здесь применяется метод «мозговой штурм». Учащиеся работают в группах и выдвигают свои идеи.

2 этап. На данном этапе учащиеся вспоминают лексику прошлых уроков, высказывают свое мнение  и отвечают на вопросы учителя. Учащимся предлагается прослушать текст и выбрать правильный ответ. Затем на экране они проверяют свои ответы с эталоном.

3 этап. На этом этапе учащиеся в группах  обсуждают недостатки и преимущества путешествия. Учащиеся обсуждают, оценивают, систематизируют, как они могут применить эти знания в жизни.

4 этап. В группах проводится ролевые игры «в турагентстве, на железнодорожном вокзале, разговор по телефону, в отеле и т.д.». Таким образом, осуществляется  взаимодействие  и учащихся, и учителя.

   Итогом работы над темой «Путешествие» станут групповые или  индивидуальные проектные работы, по предложенной теме «Путешествие моей мечты».

   Таким образом, применение этих технологий интерактивного обучения способствует отработке языкового программного материала, помогает убрать скуку из учебно-воспитательного процесса в школе. Эти технологии мотивируют речевую деятельность, учащимся требуется использовать иностранный язык как средство обучения.

   Считаем, что именно совместная деятельность учителя, который инициирует и направляет активность обучающихся, бросая вызов их сообразительности, и ученика способствует саморазвитию и самосовершенствованию.

     Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

    Одна из главных функций универсальных учебных действий включает: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить цели, искать и использовать  способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. Иначе говоря, формирование умения учиться - это «общепознавательные действия», «общие способы деятельности»,т.е. учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения,  «надпредметные действия».

    Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека  можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Виды УУД:                                                                                1.Личностные УУД (Самоопределение – внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка). Работа  по формированию личностных УУД  может осуществляться в следующих формах: праздники, видео-уроки, уроки-экскурсии, уроки-сказки, а также при выполнении заданий типа: написать письмо Санта-Клаусу, создать слайды памятников сказочным героям, выпуск постеров, путешествие по сайтам стран изучаемого языка, оформление открыток к праздникам, обмен мнениями, выражение своей точки зрения и т.д.                                                2.Регулятивные УУД (управление своей деятельностью, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, инициативность и самостоятельность).

  Для достижения   результатов  усвоения  регулятивных УУД можно использовать такие задания: начало рассказа, придумать продолжение, подготовить презентацию о прочитанной книге, о фильме, составить тестовые задания по определенной теме, прочитать выполнить задания по алгоритму, действия по предложенному плану и т.д.                          

     3.Познавательные УУД (работа с информацией, учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций).   Формированию познавательных УУД могут служить следующие задания: прочитать отрывки и соединить их в логической последовательности, сравнить тексты, указать их различия, составить кроссворд, озаглавить прочитанный текст, задания на информационный поиск, проектная и исследовательская деятельность, составление схем, таблиц, самостоятельное выведение правил и т.д.                

        4.Коммуникативные УУД (речевая деятельность, навыки сотрудничества). Планируемыми коммуникативными результатами по ИЯ должны стать: развитие умения общаться, вести дискуссии, эффективно сотрудничать, используя различные виды деятельности; приобретение знаний о строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различиях с родным языком. Для достижения данных результатов используются следующие задания: подготовить диалог по теме, найти материал в Интернете, подготовить коллаж, дать литературный перевод стихотворений, нарисовать рисунок к тексту, выполнение проектных работ, презентаций, театрализованные постановки, ролевые игры и т.д.                                 Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранному языку следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.                                

        Таким образом, основная педагогическая задача учителя иностранного языка  - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как учить.

   Каждый учитель имеет на этот счет свое, четкое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого.  Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.    

     Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.  Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы процитировать  Джона  Дьюи:

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Список  литературы:

  1. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А. Ступницкая. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 256с. (В помощь учителю).
  2. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя /А.Г.Асмолов.- М: Просвещение, 2010.-160с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (начало) // официальные документы в образовании. – 2011. - №8.- с.9-35;
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост.Е.С.Савинов].- М: Просвещение, 2011- (стандарты второго поколения);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС

Требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты, поэтому появилась необходимостьрассмотреть урок с позиции требований Стандарта нового поколения....

Статья " Актуальность проблемного обучения на уроках иностранного языка в рамках ФГОС"

Проблемное обучение в школьной практике "появилось, на наш взгляд, благодаря исследовательскому поиску творчески работающих учителей, которых не устраивает серость и однообразие традиционных комбиниро...

Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС

Урок иностранного языка рассматривается с позиций требований Стандарта ноаого поколения..Задача перед учителями: научить детей "добывать знания"...

Урок иностранного языка в рамках ФГОС

Урок иностранного языка в рамках ФГОС, об УУД...

«Формирование межкультурной компетенции на уроках иностранного языка в рамках ФГОС»

Статья о важности формирования межкультурной компетенции  у учащихся на уроках иностранных языков и о различных технологиях, с помощью которых на разных этапах обучения формируется данная компете...

Современный урок иностранного языка в рамках ФГОС

Современный урок иностранного языкав рамках ФГОС...